UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАЛКЕРЫ

«Счастье! Для всех! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным». (А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине») Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН») Счастья для всех, да еще и безвозмездно, то есть даром, не бывает...

Автор: Светлана Рябошапка

«Счастье! Для всех! Даром!

И пусть никто не уйдет обиженным».

(А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине»)

Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН»)

Счастья для всех, да еще и безвозмездно, то есть даром, не бывает. Бывает гривня за купоны. И тут уж действительно важно, чтобы «никто не ушел обиженным». Поэтому «во первых строках письма» повторим вслед за председателем правления НБУ Виктором Ющенко: денежная реформа проходит вполне цивилизованно, и у населения нет причин нервничать - обменять старые бумажки на новые деньги успеют все. Вполне возможно, что срок параллельного хождения карбованца и гривни будет продлен, но и после того, как гривня станет единственной и неповторимой национальной валютой Украины, владельцы недоменянных карбованцев будут иметь возможность получить за них гривню (может, даже не одну - если хватит карбованцев).

Исполнив таким образом свой долг по воспитанию населения в духе осознания и полного спокойствия, приступим.

«Сталкер» - в новейшей мифологии, созданной одноименным фильмом Андрея Тарковского с подачи братьев Стругацких, - проводник по Зоне аномальных явлений, по выморочному миру, законы которого многовариантны и постоянно меняются. Из всей философии мифа возьмем только один образ: проводник знает направление, но зачастую не знает, чем в итоге обернется тот или иной его шаг. Поэтому бросает перед собой гаечки- обыкновенные железные гайки. Нормально пролетела, упала и не взорвалась - значит, можно идти. Куда и за чем? Ну... за ним, за счастьем, то есть.

В связи с происходящей денежной реформой появляется желание тоже «побросать гаечки» - в будущее, которое ожидает новые деньги. Потому что, видите ли, самое ценное, что у нас есть, - это гривня.

Гайка первая: бюджет и иже с ним

Денежная реформа - не роскошь, а средство передвижения. Причем желательно - передвижения в сторону нормального человеческого существования, а не постоянного ожидания: чего там еще обвалится и кто еще тебя одурачит? Вполне очевидно, что если новорожденная гривня унаследует хронические болезни карбованца, ожидать нормализации экономических отношений, а значит - и пристойных условий жизни - бесполезно. Очень важно именно сейчас, пока еще есть немного времени, повторить азы - чтобы гривня, не дай Бог, не стала очередной украинской национальной галлюцинацией...

Так уж исторически сложилось, что львиная доля болезней карбованца - на совести тех, кто годами верстал государственный бюджет по принципу: сначала - расходы (все, какие министерская душа пожелает), а доходы - там видно будет, и при этом упорно «заряжал» в доходы прямые (они же - безвозвратные) кредиты Национального банка. Как только это сделано - все население может начинать считать, сколько оно потеряет своих «кровных» в результате инфляции, предприятия могут заняться размышлениями на тему: какого объема оборотных средств они недосчитаются и не задавит ли их насмерть так называемый инфляционный налог. Да что там долго говорить - эту загадочную картину на фоне инфляции мы уже видали.

Теперь бросаем первую гаечку: что у нас запланировано в 1997 году? Предварительно - следующее: прямое покрытие дефицита бюджета за счет «кредитов» НБУ правительству - 250 (!!!) триллионов карбованцев (пока, по привычке, еще в карбованцах. Тем более, что в гривнях такое безобразие рука не поднимается написать). А как же наш налаженный и уже неплохо работающий механизм добычи денег на нужды правительства через продажу ОГВЗ? А так: 68 триллионов карбованцев. Далее - внешние кредиты - около 200 трлн. Цифры эти - далеко не окончательные, и хочется верить, что они будут изменены кардинально. Но стремление правительства по-прежнему жить не по средствам - налицо. Считайте, что при таком раскладе наша сталкерская гаечка уже взорвалась, провалилась, исчезла, показав, что в этом направлении идти - самоубийство. Альтернативы? Спросим специалистов.

«Наша главная стратегическая цель в 1997 году - добиться подъема производства, хоть небольшого, но роста реального ВВП. Для этого существует определенная политика в области финансов», - говорит председатель правления НБУ Виктор Ющенко (на чьих, хоть и широких, но не до бесконечности же, плечах сейчас лежит вся тяжесть денежной реформы). Для того чтобы сохранить гривню здоровой, необходимо ограничить уровень инфляции-97 рубежом в 25% годовых. Если принять этот уровень инфляции в качестве основного показателя, то из него можно вычислить и «всю макроэкономику».

Национальный банк прекрасно знает, какой прирост денежной массы он должен будет сделать в следующем году, чтобы не перейти инфляционный рубеж, за которым рост производства становится невозможным. Предположим, под инфляцию эмитируется 120 трлн. крб., то есть, извините, 1,2 млрд. гр. Куда должны быть «влиты» эти деньги? Прежде всего - на валютный рынок, для поддержания приемлемой цены национальных денег, формирования золотовалютного запаса. В экономику - то есть на предоставление банковских кредитов. И, наконец, на нужды бюджета - например, на выкуп все тех же ценных бумаг правительства.

Под знаком гривни 1997 год должен стать первым годом, когда НБУ и правительство не будут связывать прямые эмиссионные отношения. Спасительным противовесом практике прямых эмиссионных вливаний может быть только развитие фондового рынка - это уже банальность. Тем более, что при всех сложностях, рынок ОГВЗ дает ощутимые результаты - на днях общий объем продаж облигаций правительства перевалил за миллиард долларов («чистыми» правительство получило таким образом более 660 млн. долларов).

Гайка вторая:

курс и цена

Поиск ресурсов для бюджетных нужд не должен, естественно, ограничиваться внутренним рынком. По самым скромным подсчетам, выход украинских ценных бумаг на международные фондовые рынки даст 200-250 миллионов долларов дополнительных ресурсов. Но - по порядку. Предположим, что у нас не осталось сомнений, что никаких кредитов свеженапечатанной гривни правительство на латание дефицита бюджета получать не должно - ни при какой погоде. Если это так, дело ОГВЗ должно быть продолжено. Забегая вперед, скажем, что процентная политика, запланированная НБУ на следующий год, - понижение учетной ставки позволит развиться рынку среднесрочных банковских кредитов. Соответственно, можно попробовать выпустить и «долгоиграющие» ОГВЗ - сроком на 2-3 года, купонные, например, а не дисконтные. Известно ведь - чем «длиннее» срок долга, тем легче с долгом рассчитаться. Кстати, о расчетах. Первый (и, будем надеяться, последний) случай несвоевременного погашения Министерством финансов процентов по ОГВЗ уже зафиксирован. И хотя опоздание составило всего несколько часов, неприятный осадок в душах участников рынка появился. Объяснения Минфина по этому поводу, мягко говоря, не выдерживают критики, и мы их здесь приводить не будем. Отметим, что, по сведениям экспертов, деньги для расчета в министерстве были. Это что, политика, господа?.. С такой политикой действительно трудно претендовать на международное признание. Между тем, «запуск» международных ЦБ, кроме уже упоминавшейся прибыли, был бы полезным шагом - например, в обслуживании внешних долгов.

Нетрудно заметить, что изложенная короткая схема меняет картину финансирования бюджета-97 с точностью «до наоборот» - а именно, в сторону стабильности. В зависимости от заявленных в бюджете макропоказателей выбирается и модель валютного регулирования, курсообразования, вида валюты.

Оптимальным на сегодня представляется явление народу «ползучего» курса гривни. Если кому-то не нравится определение «ползучий» (англоязычные называют его именно так), можно позаимствовать у соседей термин «коридор».

Придется, наконец, набраться мужества и в точном соответствии с Меморандумом правительства Украины и МВФ (ст.8), ратифицированным ВР, объявить гривню ограниченно конвертируемой валютой - со всеми вытекающими. К этой теме мы вернемся в следующих публикациях - это будет уже совсем другая сказка.

Гайка третья, банковская

У пресловутого прямого финансирования правительства есть еще один печальный аспект: порождая инфляцию, оно деформирует рынок, поднимая процент по тем же ОГВЗ и, соответственно, банковский процент. Дальше - замирает в ужасе товаропроизводитель. Лучше опять-таки туда не ходить.

«В 1997 году мы ставим перед собой цель - значительно повысить ликвидность банковской системы, - подчеркивает Виктор Ющенко. - Это касается и формирования двух уставных капиталов, которое на сегодня происходит за счет залога государственных ценных бумаг на специальные счета в НБУ. Уже готов проект закона, которым определяется налогообложение при таком механизме. Надеемся, что после пяти лет усилий в этом направлении банковская система с 1997 года будет нормально формировать ресурсы для защиты интересов кредиторов-акционеров банка - с одной стороны, а с другой стороны - для защиты самих коммерческих банков от некорректного заемщика».

После решения этой проблемы можно говорить о прогнозах цены национальных денег. Как уже было сказано, в планах НБУ - проведение политики значительного понижения банковской процентной ставки - если сохранятся тенденции последних 7 месяцев. Итак, нормальная ликвидность банковской системы, стабильность валютного курса, дальше - мобилизация банковской системой новых пассивов, новых, возможно более «длинных» ресурсов - для той самой экономики, кредитованием которой так озабочено правительство. И не надо ходить другим путем...

Может, нарисованная картинка кому-то покажется уж слишком безоблачной. Не беспокойтесь - и на этом пути достаточно кочек и канав. Но гривня просто не позволяет другого. Иначе денежная реформа - безусловно мужественный шаг украинских властей - потеряет смысл.