UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скромное обаяние среднего класса, или Стратегия — враг тактики

Когда средний класс как бы между делом сотворил (и профинансировал) оранжевую революцию, постсоветские недотепы ничего не поняли и приписали этот подвиг американцам...

Автор: Александр Кирш

Когда средний класс как бы между делом сотворил (и профинансировал) оранжевую революцию, постсоветские недотепы ничего не поняли и приписали этот подвиг американцам. В действительности же оказалось, что стоимость революции для потихоньку богатеющей страны нынче отнюдь не критична и вполне посильна для нескольких тысяч человек.

Едва зародившийся класс уже не бедных, но еще не катастрофически богатых оказался вполне способен следить за тем, чтобы в обществе не было беспредела, стал добровольным демократическим жандармом такого общества, гарантирующим законность в нем поэффективнее любого персонифицированного гаранта. А то просто сумма вложений в борьбу за справедливость превысит некую критическую массу, за которой начинается революция. Стало быть, когда низы не захотят, у них, низов, окажется достаточно полученных пожертвований, чтобы верхи не смогли.

Так или иначе, выяснилось, что средний класс в состоянии оберегать капиталистическую законность.

(А вот у олигархов теперь игры другие — зализывать раны. Да не на себе — на них ран не бывает. А на тех, кого ненароком обидели.

Помните обезьянку из анекдота, которая дразнила льва, угодившего в охотничью яму, а потом сама оказалась там же? Что она говорила тому же льву в «новых условиях»? Естественно, текст пошел тоже новый: «Лева, не поверишь — извиниться спустилась»… Вот так сегодня и «не угадавшие» олигархи.

Что поделать — такова судьба.)

Каков же вывод? А вот каков: средний класс нужно любить и беречь. Да всякими чересчур социальными бюджетами не очень-то изводить.

И чем говорить о шведском (социальном) капитализме, лучше обсудить полезность шведской стенки или экономическую целесообразность шведского стола. В крайнем случае — поговорить о шведской семье.

Тишиной же обаяния среднего класса (пролетарии обаяют иначе — пошумнее) нужно дорожить.

Увы: понимают это и не все, и не всегда. Распространение самого коррупционного в мире налога — украинского варианта НДС — на превысивших новоустановленный предел неНДСности «единоналожников», то есть на тех, кто предпринимательствует с оборотом от 300 тыс. грн. до 500 тыс. грн. в год, и на тех, чьи предприятия дали оборот от 300 тыс. грн. до 1 млн. за год, имеет удивительно точную мишень — именно средних!

Да, средний класс — это не только мелкие предприниматели, а еще и высококвалифицированные наемники. Но их адекватная (в финансовом плане) самореализация возможна лишь тогда, когда часть потенциальных наемников все-таки предпринимательствует, создавая тем самым заметную альтернативу и побуждая работодателей выше оценивать труд квалифицированных, пока они не стали самозанятыми.

Значит, новое правило регистрации НДСников бьет-таки именно по среднему классу, причем точность выбранной цели потрясает именно при такой целевой установке.

Ну, а брать оборот за уже прошедшие, а не за будущие 12 месяцев (именно на этом — вопреки позиции ГНАУ — настоял Минфин), означает для власти повернуться к среднему классу (и к бизнесу вообще!) отнюдь не тем местом, повернуться которым было обещано достаточно громогласно. Тогда не надо и обижаться на реакцию — массовый перевод бизнеса предпринимателями на своих родственников.

Вдобавок тех, чьи постоянные клиенты не умерли от обслуживания данным предпринимателем за месяц, а остались жить и обслуживаться на больший срок, попытались (с подачи того же Минфина) подвергнуть еще и двойному налогообложению — и единым налогом, и стандартным. Да назвали их наемниками своих «долгоиграющих» клиентов. Это стало не просто очередным ударом ниже пояса, а — в данной ситуации — сигналом: ничего у нас с вами не выйдет, вы нам не нужны.

Интересно только следующее: это сигнал действительно от всей власти или только от ее несмышленого кусочка?

Нет, никто не спорит, что стратегически-теоретически (при нормальном НДС и без заднего числа да прочих чудачеств) в обложении малого бизнеса есть что менять и даже ужесточать.

Но разве это надо делать так тупо?

Проводить стратегию без тактики, не обращая внимания на печальные конкретные реалии, в слепой надежде на то, что верный курс без изгибов и извилин (понимайте, как хотите) сам выведет куда надо, — столь же недальновидно, как, к примеру, полагаться на один только рынок в вопросе бензинового ценообразования, игнорируя фактический монополизм, не заметный только очень не вооруженному глазу.

Стратегия должна учитывать и необходимость тактических шагов, а не заменять их коварными бестактностями. Ибо развитие среднего класса есть стратегическая задача не менее важная, чем те, которые пытаются сегодня разрешить за его, скромного, счет…

P. S. Не говорим уж о том, что средний класс — это еще и солидный отряд избирателей.