горят национальные научные и технологические достижения в костре разбалансированной экономики. Семейство уникальных порошковых огнетушителей, разработанных в объединении «Черниговпожтехника», увы, не исключение
Бензин выливался из канистры тяжелыми толчками, расплескиваясь по борту автобуса. Двери и окна были открыты. Сиденья пассажирского салона, кабина водителя, двигатель, багажный отсек - все насквозь пропиталось остро пахнущей жидкостью. Черные лужи растекались под днищем. Красной кометой пролетел брошенный издали факел. Взревело, взвихрилось пламя...
Когда-то - точно так же, как и сегодня, взлетело оно над рейсовым автобусом, следовавшим по одному из маршрутов Черниговщины. Тогда в огне умирали люди - и никто не мог им помочь. Ко всему привыкшие сотрудники ГАИ до сих пор поеживаются, вспоминая ту трагедию.
Но вот из небольшого красного баллона вылетело белое облачко. Маленькое, похожее на туман или пыль. И огонь, соприкоснувшись с ним, захлебнулся. Щелкнул секундомер.
- Шесть секунд.
Краска на бортах автобуса кое-где не успела даже вспузыриться.
- Мы устроили имитацию нескольких самых жутких аварий последних лет, - рассказал главный инженер объединения «Черниговпожтехника» Владимир Воронов. - Пылающий автобус, взрыв бензобака на грузовике... Но эта зрелищная демонстрация силы нашего огнетушителя ОП-5Б - для широкой публики, не для профессионалов. Полное же представление о новинке могут дать лишь специальные тесты, разработанные в США.
Пламя - подлый противник. Оно притворяется укрощенным, прячется, находя незаметную щель, чтобы снова восторжествовать над тем, что, казалось бы, и гореть уже не может, - мокрым деревом, сырой целлюлозой. Чтобы выявить это коварное свойство огня - таиться, скрывать свою мощь, - американцы придумали особое испытание. Деревянный куб определенного размера, под ним - противень. Железная сковорода, куда наливается жидкое топливо. Между деревяшками - обязательно пустое пространство. Стоит хоть одной искре уцелеть - и огонь вспыхнет с новой силой. Такой экзамен смотрится не столь эффективно, как спасение пылающего автомобиля. Но специалистов потрясает именно он: обычному человеку, отнюдь не чемпиону по пожарно-техническим видам спорта, просто одному из зрителей дается огнетушитель черниговского производства. И новичок гасит хитроумный американский куб!
- Вся соль в принципе действия, - объяснил нам изобретатель, директор коллективного предприятия «Пожтехника» Петр Быстров. - Есть огнетушители углекислотные, водяные, пенные, порошковые. Углекислотный годится лишь для борьбы с пламенем в замкнутом пространстве. При этом задыхается не только огонь, но и тот, кто с ним борется. Пенный - это модель прошлого века. Помните, еще Остап Бендер над пеногоном «Эклер» издевался. Мы выбрали порошок. Вы сами видели, насколько он эффективен - режет пламя, словно ножом. Есть, правда, некоторые виды возгорания, для борьбы с которыми углекислота эффективнее. Но я считаю, что в гараже, в багажнике автомобиля углекислотному баллону не место.
Петр Быстров увидел свою модель во сне. В те дни его преследовала мысль о снаряде для тушения огня - надежном и безопасном, который не взорвется от сильного удара и будет удобен в обращении.
Проснулся счастливым. Как Кекуле, увидевший в полудреме формулу бензола. Торопливо нанес пришедшее в голову на бумагу. Быстрову повезло. Ведь он был директором предприятия, а не рядовым изобретателем, обреченным на обивание бюрократических порогов. Помогла и дружба его заместителя с главным инженером «Черниговгаза» Виктором Скрипкой. Стоило позвонить, объяснить ситуацию - и в его распоряжении оказались необходимые материалы. На следующий же день замысел был воплощен в металле.
Что является необходимым атрибутом современного огнетушителя согласно международным стандартам? Во-первых, шланг, чтобы направлять поток порошка в любом направлении. Во-вторых, прерыватель струи, чтобы не вылетел весь заряд в белый свет, как в копеечку. Тушение пожара требует «стрельбы» прицельной. В-третьих, предохранительный клапан, чека - вещи, делающие работу с устройством безопасной. Все это у черниговской модели есть. (О тех реликтах пожарного дела, которые следовало хряснуть о мостовую и, опорожнив за несколько секунд, бежать за ведром с водой, - на черниговской «Пожтехнике» давно забыли.) Что говорить, если реклама конкурирующей фирмы из ФРГ содержит примерно такие слова: в тушении горючих жидкостей нас превосходит черниговское предприятие, но во всем остальном мы, немцы, - мировые лидеры!
Огнетушитель ОП-5Б вызвал интерес во многих странах. Совсем недавно к нему как к перспективному товару приценивались в Словакии и Израиле.
Вот, собственно, и все хорошее, что мы можем сообщить о разработке земляков. Мажорное форте уступает минорному пиано. Настало время поговорить о том, почему ни в Тель-Авиве, ни в Братиславе, где новинкой заинтересовались, в ближайшие годы не висеть огнетушителям, сделанным в Чернигове. Да и отечественный потребитель едва ли когда их увидит.
Сделка с иностранным партнером сегодня для производителя убыточна. Налоговая политика такова, что выгоднее подарить, чем за валюту продать. Прочие подати, взыскиваемые с труженика, убийственны. Экономисты «Пожтехники» подсчитали: каждый из рабочих предприятия кормит за счет поборов еще десять человек. Интересно было бы взглянуть, кстати, на эту десятку...
А недавно возникло еще одно новшество. Сертификация, придуманная для защиты потребителя от недоброкачественных изделий. Чтобы получить на единицу продукции сертификат, следует уплатить 500 млн. карбованцев плюс возместить все затраты, связанные с испытаниями. Сертификат действителен полгода. Затраты на его получение хотя бы для одного из сорока наименований продукции в аккурат равны фонду заработной платы предприятия за месяц. Покрыть убытки можно лишь взвинчивая цены. Но не до бесконечности же? Тогда самый лучший товар станет неконкурентоспособным. Есть, впрочем, еще один путь. Сворачивать объемы и ассортимент производства.
- Кроме огнетушителей вы выпускаете...
- Насосы, стационарные системы пожаротушения, газовые клапаны, ширпотреб, даже мышеловки. Отпускные цены изо всех сил стараемся не повышать. А выигрывают от этого в основном коммерсанты. Выйти на потребителя мы не можем: все схвачено коммерческими структурами. Попробуйте, к примеру, пробиться на украинские АЭС сквозь лобби их поставщиков. А ведь наши атомные электростанции процентов на 70 укомплектованы морально устаревшими огнетушителями...
Главный инженер Черниговского коллективного предприятия «Пожтехника» Владимир Воронов устроил нам небольшую экскурсию по производству. Литейные печи, автоматические станки, югославские прессы высокого давления... Все это сконцентрировано на совсем небольшой площади. Как в Японии - где умудряются на крошечном пятачке выпускать продукцию, для изготовления которой у нас традиционно нужны были гектары цехов. Пустить на дно такое маленькое верткое суденышко сложно (дредноуты вроде одного из гигантов космической индустрии, Черниговского радиоприборного завода, давно на мели, и рабочие их в бессрочном отпуске за свой счет). Впрочем, «снаряды» ложатся все ближе...
Они стояли в ряд - красные блестящие огнетушители, готовые к борьбе с бедой. Модели обычные и конверсионные - из снарядных гильз, неподвластные коррозии, практически вечные. «Двойки», «пятерки», маленькие и побольше. Как в музее. Табличку бы еще: «Экспонаты. Руками не трогать».