UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШУСТРОЕ ЧУЧЕЛО ЧЕРЕПАХИ

Опыт ускорения реформ с помощью заклинаний «Такая мысль могла прийти только в голову» КВН Сразу оговоримся, что сочный образ чучела черепахи, как эталона скорости, мы любовно украли у «Довгоносиків»...

Автор: Светлана Рябошапка

Опыт ускорения реформ с помощью заклинаний

«Такая мысль могла прийти только в голову»

КВН

Сразу оговоримся, что сочный образ чучела черепахи, как эталона скорости, мы любовно украли у «Довгоносиків». Остальное, по обыкновению, подсказала «объективная реальность, данная нам в ощущениях» (не всегда приятных), а также в тоске, предчувствиях, заботах...

Вот в этой обстановке речь пойдет о неких реформах, которые следует ускорить, чтобы успеть. Успеть получить, обернуть, отбить, а заодно и дожить. Сегодня, как и пять лет назад, мало кто сомневается в том, что реформы сплошь и рядом состоят из временно непопулярных и даже жестоких мер. Но при этом неплохо бы еще, чтобы меры эти были разумными...

Тоска

В этой номинации четвертую неделю лидирует указ налоговой администрации от имени Президента - тот, где о новом орднунге взимания налога на добавленную стоимость. Прилагаемое к документу заклинание можно сформулировать так: «Даешь деньги производителю - пусть отдаст их в бюджет».

Новый порядок полон свежего смысла. Прошлый смысл состоял в том, что, взимая с предприятия НДС, правительство фактически получало беспроцентный кредит - и в случае, если в конце налогового периода НДС-обязательства исследуемого предприятия оказывались меньше, чем оно уплатило, правительство обязывалось компенсировать такому кредитору разницу.

В свое время Верховная Рада исхитрилась предоставить отдельным группам особенно любимых (электроэнергетических и газовых) предприятий максимальное количество льгот по НДС, сплошь и рядом понаставив нулевую ставку обложения. Мы писали об этом нервно-паралитическом мероприятии и не собираемся повторяться. Заметим только, что окончательно добило прошлый смысл налога все-таки правительство. Под гром аплодисментов был «обнулен» НДС на импорт (в Россию, как вы помните). Под тот же гром прогнозировался невиданный рост междубратского товарооборота, рисовались сладкие эшелоны украинского белого золота, идущие строго на северо-восток...

Что ж, гром грянул, как и было сказано. С сахаром как-то не сложилось по цене, товарооборот не поспешил порадовать гигантским ростом. Заодно правительство и налоговая совместно и неожиданно обнаружили, что должны плательщикам пару миллиардов. Предприятия, в свою очередь, почувствовали, что на пару миллиардов прокредитовали бюджет и правительство: из своих оборотных средств, безвозмездно, то есть даром. Возникла неприятная заминка.

Вместе с неприятной заминкой возникла идея нового порядка. Идея компенсации дебетового сальдо по НДС из бюджета была названа «порочной»

(Н.Азаров). Оказалось, что «компенсировать должен производителю потребитель». 3377-й хороший совет потребителю: прежде чем скомпенсировать производителю то, что не отдало ему правительство, следует поинтересоваться ценой потребляемого. Поскольку именно в цену войдет налог со всех произведенных оборотов. Произведенных в последний раз, потому что на еще один оборот не будет средств от продажи конкурентоспособной отечественной продукции.

С остальными подробностями, придающими указу особый неповторимый вкус, все познакомятся в налоговой - в ближайшее время. Если вспомнить, что еще в одном указе разработан захватывающий сюжет о налоговом залоге, можно констатировать: Украина будет очень тосковать. В частности, по различного рода экономическим операциям: если до указа они проводились на родной территории, то после него все будут стараться на этой территории ничего такого не проводить. Сделки между украинскими субъектами за пределами Украины рискуют стать главной статьей нашего экспорта. Иностранных инвесторов мы уже отвадили, следующая логическая стадия - лишить своих не только охоты, но и возможности кредитовать родной бюджет. В переделанном бюджете-98, о котором речь пойдет ниже, правительство предусмотрительно уменьшило поступления от НДС на миллиард гривен: все-таки легче, чем отдавать два миллиарда компенсаций.

Предчувствия

Кабинет министров собрался в этот четверг и немного подумал. В результате тягостных раздумий образовался вариант госбюджета на текущий год, снабженный новеньким, с иголочки, дефицитом в 2,3% ВВП (вместо 3,3%). В гривневом исчислении - это уменьшение дефицита где-то на миллиард. Прилагаемое к новому дефициту правильное заклинание: «Чем меньше размер дефицита, тем меньше средств требуется на его финансирование».

И в самом деле, после того, как в начале весны дефицит вдвое превысил запланированный, его рост приостановился - в частности, закончились предвыборные расходы на социалку. Предчувствия никого не обманули - недополученные доходы правительство принялось балансировать за счет недоделанных расходов: секвестр некоторых статей бюджета сработал автоматом. Причем недофинансированы, как повелось, медицина, образование, наука и прочая злополучная культура. Зато невыразимое наше «народное хозяйство» средства на прокорм все-таки получает - и проедает их в строгом соответствии с целевым назначением и табелью о рангах народных руководителей.

Повторим на всякий случай, что сама по себе идея сокращения официального дефицита бюджета не плоха. Правительству представляется, что на его, дефицита, покрытие оно сможет затратить 540 млн. грн., вырученных от ОВГЗ, а остальное скомпенсировать за счет внешних источников. Предполагается также, что оставшиеся «внешние займы будем пускать на погашение внутренних займов. Таким образом произойдет реструктуризация этого долга» (С.Тигипко).

Не совсем ясно, на какие-такие внешние займы расчет - поскольку правительство изобиделось на жестокий МВФ, отказалось от возобновления кредита Stand-by и полгода подряд упорно (но неубедительно) утверждает, что украинские реформы достойны Extended Fund Facility - программы расширенного финансирования. Собственно, описанные выше налоговые заморочки власти считают подготовительными - к началу переговоров об EFF. Правда, в стартовых условиях переговоров речь чуть-чуть не о том: о сокращении налоговых льгот, например, а вовсе не о коллективном самоубийстве по поводу нового налога с оборота, по старинке еще называемого НДСом... Так что пока переговоры по EFF подходят к началу, средства, вырученные от размещения украинских еврооблигаций, подходят к концу. Остаются, правда, проторенные пути добычи внешних займов через фидуциарные кредиты, объем которых (не говоря об условиях) вряд ли спасет «смертельно раненного кота».

Между тем Минфину предстоят необозримые выплаты по погашению ОВГЗ - в июне, июле, августе и сентябре. Примерно по миллиарду гривен каждый месяц. При весьма слабо выраженном спросе со стороны нерезидентов, на долю которых приходится не менее трети всего объема погашения. Возобновившиеся давеча торги облигациями с трехмесячным сроком погашения стали лишним (ну то есть совершенно лишним) подтвержением весьма напряженной ситуации на рынке госзаимствований.

Все прекрасно (но теоретически) понимают, что длинные и не слишком высокодоходные облигации полезнее и здоровее для правительства-заемщика, чем короткие и дорогие в обслуживании. Практически же поступают с точностью до наоборот, запуская облигации, гасить которые придется уже в этом году. Доходность растет, сроки погашения уменьшаются, инвесторы же, мягко говоря, не торопятся профинансировать правительство ко всеобщей выгоде. По данным Нацбанка, за последние 10 месяцев доля нерезидентов на рынке ОВГЗ снизилась на 30 процентов. Соответственно, отток иностранного капитала стал нерушимой традицией рынка долговых обязательств правительства.

Впрочем, недоразвитость вторичного и низкая ликвидность рынка вообще имеют свои преимущества. Например: не страшны нам российские и тем более азиатские обвалы - уж если обвал и будет, то своего, отечественного, производства. Хотя после резкого падения соседнего фондового рынка и предпринятых правительством (средняя доходность ГКО - 80%) и ЦБ (учетная ставка 150%) России мер переток капитала из Украины неизбежен. Тем более что схемы такого перетока - как банковские, так и внебанковские - отработаны давно и до мелочей.

Заботы

Национальный банк Украины заботливо следит за эволюциями российских коллег, в срочном порядке спасающих рубль. Следит - но не более, поскольку четверговое поднятие учетной и ломбардной ставок НБУ до 51 и 56% соответственно, можно назвать жестом солидарности, но уж никак не адекватной реакцией. НБУ продолжает жестко и административно держать финансовый рынок. Впрочем, ни фондовый, ни, что особенно важно, валютный рынки особой нервозности по поводу российских потрясений не продемонстрировали. Пока что. Да, стало хуже, но ведь никто и не рассчитывал, что будет лучше. Пока что не произошло и сколько-нибудь неожиданного значительного понижения гривни. Но возникает неприятное ощущение, что негибкие украинские рынки находятся в стадии накопления - причем накопления не чего-нибудь полезного, а именно негативных потенциалов.

Собственно, рынки Украины нынче в режиме ожидания - развития событий и решений НБУ. Нацбанк, располагающий валютным резервом что-то на пять месяцев экспорта ($2 млрд.), должен все-таки придумать, как этим добром распорядиться. Потому, что если в результате выяснится, что резерв идет на неблагодарную цель - «подставить плечо родному Минфину», как высказался Виктор Ющенко, впечатления инвесторов могут оказаться тягостными. Ведь, кроме доходности (вполне достаточной), на решение тех же нерезидентов поучаствовать в нашем рынке ОВГЗ весьма влияет предсказуемость доходности доллар/гривня. Ему, инвестору нашему, весьма интересно знать - не изобразит ли курс нацвалюты Ниагарский водопад - в самый неподходящий момент и в результате бюджетно-налоговых забав вокруг дефицита.

Правительство, скорее всего, обратится к практике дорогих внешних займов - поскольку они все же не столь накладны, как займы внутренние. Ими попытаются перекрыть прорву ОВГЗ-выплат длиной в четыре месяца. После чего - в лучшем случае - правительство, которое неизбежно сменит нынешний состав исполнителей, получит к осени-зиме ту еще задачу по реструктуризации, как выразился г-н Тигипко, очередного вновь возникшего и требующего обслуживания долга.

Пока же власти произносят в основном правильные ритуальные заклинания и в полной отвязке от Верховной Рады пишут ритуальные же указы, оптимальным представляется все-таки другой способ ускорения реформ. А именно: обещать все, но не делать ничего, - поскольку все наделанное придется потом долго и мучительно исправлять.