UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШЕЛЛЬмование

Похоже, что из Голландии Президент Кучма привез данайские гостинцы Бывают предложения, от которых достаточно трудно отказаться и которые совершенно невозможно принять...

Автор: Лернид Власюк

Похоже, что из Голландии Президент Кучма привез данайские гостинцы

Бывают предложения, от которых достаточно трудно отказаться и которые совершенно невозможно принять. По всей вероятности, именно так можно охарактеризовать «Инвестиционное предложение правительству Украины», сделанное компанией «Шелл». Может быть, поэтому и официально не заявлено до сих пор, как поступит правительство Украины? Ведь инвестиции и опыт такой всемирно известной компании, как «Шелл», явно нужны нефтегазовой отрасли страны. Но условия их предоставления выглядят слишком уж сомнительными. Как с экономической, так и с политической точки зрения.

На основании этого появилась масса разнотолков и, похоже, может с новой силой разгореться скандал. Поэтому редакция «ЗН» считает возможным представить две точки зрения на сей счет, условно названные их авторами политической и экономической. Представить не ради того, чтобы подлить масла в огонь, а чтобы призвать задуматься над тем, как не позволить впредь вовлекать себя в столь щекотливую ситуацию.

Во время недавнего визита в Нидерланды Президент Леонид Кучма заявил о своем стремлении привлечь зарубежные инвестиции, прежде всего - в нефтегазовый комплекс Украины, и провел переговоры с руководством одной из крупнейших в мире нефтегазодобывающих компаний «Шелл». Подробности этих переговоров остаются почти неизвестными, но политическая атмосфера, в которой «Шелл» стремится принять участие в приватизации украинских магистральных газопроводов, вызывает сомнения в целесообразности этой затеи. Во всяком случае, на предлагаемых «Шелл» условиях. Это уже порождает различные подозрения вплоть до чуть ли не состоявшегося сговора этой компании с высшим руководством Украины. Впрочем, все высшие руководители при любом случае зазывают в Украину инвесторов, и в этом нет ничего странного. Да и российский «Газпром» в свое время претендовал и, наверное, еще претендует на контроль над украинской газотранспортной системой. И предложи свои инвестиции «Шелл» годом раньше, наверное, не искал бы никто такого политического подтекста, как сегодня.

Скандал вокруг попыток «Шелл» выкупить за бесценок половину имущества украинской газотранзитной системы вспыхнул в Украине в конце мая сего года, после визита в Киев одного из ведущих менеджеров этой голландско-британско-датской компании с большей частью американского капитала. Тогда представитель «Шелл» впервые приехал в Украину с предложением допустить «Шелл» к приватизации стратегически важных украинских газопроводов и удостоился аудиенции первых должностных лиц государства. И эта встреча в принципе не самое большое событие. Ведь и прежде руководство страны общалось с иностранными нефтегазовыми компаниями, изъявлявшими желание работать в Украине и привносить инвестиции в нефтегазовый сектор. Но ей предшествовали некоторые политические события.

Вашингтонская инициатива

2 февраля 1997 года на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) Леонид Кучма достиг договоренности с президентом Всемирного банка Джеймсом Вульфенсоном о создании совместной рабочей группы по разработке стратегии реформирования газовой отрасли Украины. Позднее он дал поручение Национальному агентству Украины по реконструкции и развитию разработать план мероприятий с привлечением международных финансовых организаций к реформированию газового рынка. Говорят, что 19 апреля, накануне инсталляционного заседания комиссии «Кучма-Гор», Леонид Кучма получил письмо от Билла Клинтона, в котором тот якобы призывал своего украинского коллегу к новой украинско-американской инициативе по приватизации украинской газотранспортной системы. Якобы Клинтон достаточно прозрачно намекал на то, что финансовая поддержка Украины странами «Большой семерки» в деле закрытия ЧАЭС до 2000 года напрямую зависит от послушания украинского государственного руководства. А также от его готовности отказаться не только от первых двух стратегически важных государственных козырей - ядерного оружия и Черноморского флота, но и от последнего - украинской газотранзитной системы. Впрочем, определенная конфиденциальность переписки президентов пока еще сохраняется. Так что, может, все не так грустно. А может быть, и нет.

Возможно, все же, что это письмо заставило Президента Кучму серьезно задуматься. И не только об очередной претензии Вашингтона, но и об иных перспективах.

Результатом первого заседания комиссии «Кучма-Гор» в середине мая в Вашингтоне стало подписание документов о Совместной инициативе по разработке до конца 1997 года «стратегии и плана действий, которые позволили бы создать в Украине ориентированный на свободный конкурентный рынок, открытый и эффективный газовый сектор». После возвращения Кучмы из США украинская пресса преподносит эту новость как очередное внешнеполитическое достижение Президента Украины. Однако в его ближайшем окружении говорят об очень непростом характере визита Кучмы в США.

В конце мая в Киев прибыл представитель компании «Шелл». Он встретился с Президентом Кучмой и спикером парламента Александром Морозом и провел с ними переговоры о возможности участия компании в реформировании газового рынка.

Украинские наблюдатели расценили активность «Шелл» в Украине как начало непосредственного претворения в жизнь подписанной в Вашингтоне Совместной инициативы. Но почему американский президент так настаивает на том, чтобы именно «Шелл», а не любая другая компания стала проводником американских геополитических интересов в Украине? Возможно, господин Клинтон не заинтересован привлекать к реформированию газового сектора Украины другие американские компании, которые также традиционно занимаются газовым бизнесом? Не заинтересован из своих внутренних, так сказать, американских соображений. Большинство из этих компаний базируется в республиканском Техасе, тогда как в зарегистрированную в Дании компанию «Шелл» вложено более 90% денег американских бизнесменов, лояльных к Демократической партии США, а значит, наверное, и к самому Биллу Клинтону. Впрочем, это только версия.

Внутри ракушки сидел не моллюск

Дальнейшее поведение «Шелл», символом которой является ракушка, вызвало обеспокоенность украинских деловых и политических кругов. Из коридоров украинской власти просочилась информация о том, что компания стремится получить право собственности на активы государственной акционерной компании «Укргазпром». Позднее, 8 октября появилось письмо одного из ведущих менеджеров «Шелл» Тодда Стейли к вице-премьеру Анатолию Голубченко, в котором признавалась попытка «Шелл» создать совместное предприятие по транспортировке газа, куда вошли бы 6 тыс. км украинских магистральных газопроводов. Т.Стейли писал, что его компания хочет иметь 49% акций будущего СП, при условии инвестирования 1 млрд. долларов в реконструкцию газопроводов и выделения правительству Украины еще 500 млн. долларов как компенсацию за долю «Шелл» в будущей прибыли.

Фактически это означает, что «Шелл» стремится получить в свою собственность половину газотранзитной системы Украины за 1,5 млрд. долларов. А значит, оценивает весь газотранспортный комплекс Украины всего в 3 млрд. долларов. Стоимость украинской газотранзитной сети раньше оценивалась специалистами минимум в 20-25 млрд. долларов, а годовой доход Украины от транзита российского газа к странам Европы - около 2,5 млрд. долларов.

Впечатляющая разница между реальной стоимостью украинского газотранзита и его явно заниженной оценкой «Шелл» буквально шокировала украинскую сторону. Но правительство молчало и именно это, вероятно, дало повод для версий о его намерении принять условия «Шелл».

Все это вызвало возмущение в Украине, а также обеспокоенность требованиями «Шелл» предоставить ей для изучения документы основных транзитных газопроводов - «Союз», «Прогресс», «Уренгой-Ужгород» и «Торжок-Долина» («Братство»). Дело в том, что, по оценкам экспертов, реконструкция сегодня необходима лишь одному магистральному газопроводу «Союз». Газотранспортной сети государства, по расчетам «Укргазпрома», требуется около 350 млн. долларов на ближайшие пять лет для реконструкции трубопроводов. Руководство «Укргазпрома» утверждает, что, при оптимизации использования доходов от эксплуатации газотранзитной системы, Украина способна самостоятельно проводить необходимую реконструкцию. И именно этого добивается «Укргазпром», не отказываясь, впрочем, от равноправного сотрудничества с «Шелл».

Геополитическая начинка

Некоторые депутаты украинского парламента выразили опасения по поводу того, что «Шелл» стремится установить контроль над ежегодными поставками газа из России в Европу, и ослабления влияния украинского правительства на транзитную политику государства. Они не исключают, что безосновательные, по их мнению, но настырные обвинения Украины главой российского «Газпрома» Ремом Вяхиревым в перепродаже российского газа за границу являются реакцией Москвы на угрозу ее валютным доходам от продажи газа в Европу с третьей стороны. Некоторые украинские политики считают, что раздражение газового нерва России может даже вызвать силовые методы давления со стороны Кремля. Впрочем, есть и такие, кто уверен, что экономическая целесообразность все же будет способствовать урегулированию этой проблемы.

Еще один повод для усиления опасной конфронтации Киева с Москвой противники предложения «Шелл» усматривают в присутствии этой компании как главного проводника американских интересов в центральноазиатском районе. Каспийские газ и нефть из Азербайджана, Туркменистана и Ирана все больше становятся крайне необходимыми для Западной Европы, которой в третьем тысячелетии потребуются чуть ли не вдвое большие объемы этих энергоресурсов. Строительство новых транспортных коридоров из этих стран сегодня является ареной столкновения интересов России, США и других стран, опасающихся экономического и военного усиления газонефтеносного Ирана.

В спорах за право строительства трубопроводов из Центральной Азии в Европу Россия (в лице РАО «Газпром») имеет общие интересы с Францией (в лице фирмы «Тоталь»). Эти геополитические союзники, стремящиеся контролировать газовый экспорт Ирана, наталкиваются на противодействие США, правительство которых поддерживает экспансию в этом регионе компании «Шелл», хочет изолировать Иран и, наверное, установить контроль над регионами Каспия и Закавказья.

Победа США в этом споре невыгодна для Украины, поскольку «Шелл» планирует строительство газопровода из Ирана в Турцию через Ирак и ведет переговоры с Ираном о строительстве еще одного газопровода в южном направлении. В случае успеха этих планов «Шелл» Украина на долгие десятилетия может остаться за пределами нового передела геоэкономических и геополитических сфер влияния. Поэтому, наверное, для Украины выгоднее проекты россиян и французов, которые хотят протянуть газопроводные магистрали через Закавказье. Оттуда дальнейший транспорт газа в Европу будет проходить через украинскую территорию, а значит, обогащать и Украинское государство. Может быть, вероятность такого случая является еще одним стимулом для «Шелл» и США установить перманентный контроль над украинской газотранзитной системой, или урвать немалый ворох «сена» с того газового «воза»?

Попадет ли Украина в ракушку-ловушку?

По большому счету это зависит от умения и желания украинского истеблишмента отстаивать национальные интересы государства в сложных геополитических играх современности. После распада советской империи несамостоятельность украинской внешней политики и попытки со стороны сверхдержав - России и США - распоряжаться судьбой государства, к сожалению, - нормальное явление, наследственная данность бывшей колонии. Но антагонистические споры между двумя сверхдержавами дают Украине шанс воспользоваться ими для укрепления своего политического, экономического и геополитического суверенитета. Времени для этого осталось не так уж и много, но пока что мало оснований считать, что украинские власти эффективно использовали подаренную Украине паузу. Экономический кризис, ползущая сдача имущества украинских предприятий российскому и западному капиталу, поражение военно-политической инициативы в Крыму и другое свидетельствуют скорее всего о необычайной если не слабости, то наверняка нерешительности руководства страны.

Можно посочувствовать сложности ситуации, в которую попало украинское правительство, прижатое «царем мира» Клинтоном к стенке делом «Шелл». Однако же никуда не годится сдаваться без боя. Даже такому могущественному сопернику, как президент США. В конце концов американская двухпартийная система всегда оставляет щелочку для маневра. Доказательством тому может служить письмо к Президенту Кучме, написанное весной этого года очень влиятельным сенатором Ричардом Лугаром, соавтором знаменитого закона США о финансовой помощи странам, избавляющимся от ядерных арсеналов.

Поприветствовав вклад Украины в укрепление системы мировой безопасности, господин Лугар высказал надежду на долговременность курса экономических реформ и поощрение зарубежных инвестиций вообще, и в энергетическую отрасль в частности. В контексте давления на Украину с целью установления контроля над ее газотранзитом, отсутствие в письме Р.Лугара любых упоминаний об этих интересах США говорит о его отличной от клинтоновской позиции, что можно воспринимать как намек на возможное сотрудничество с украинской стороной. Но каких-либо признаков желания начать такое сотрудничество с украинской стороны до сих пор не замечено.

Пока молчит правительство, в деле спасения последнего геополитического козыря Украины - газотранзитной системы - остается надеяться только на общественность, которая не позволила «Шелл» осуществить блестящий захват украинских магистральных газопроводов летом этого года. Увы, но главный институт общественного контроля исполнительной власти - парламент - сейчас можно смело считать исключенным из газотранзитной игры на период избирательной кампании, как, впрочем, и устранившимся от решения всех иных насущных задач. В это время могут быть предприняты попытки протащить через увлеченный выборами парламент любое решение.

Вот и напрашивается вывод, что Украина сейчас беззащитна перед экспансией «Шелл» и возможным предательством ее национальных экономических интересов. Безусловно, если это произойдет, то ответственность автоматически перенесется на все ветви власти, включая Президента Кучму, который пока ничего публично не сказал об инвестиционном предложении «Шелл». Впрочем, предложение-то сделали правительству. Так что формально, возможно, Президенту и незачем делать публичные заявления на сей счет. Но и самоустраняться вряд ли стоит, коль уж появились версии о возможности политического торга украинской исполнительной власти с «Шелл».