«Сезам, откройся!-
призывают эмитентов комиссары фондового рынка
«Акционеры - самые странные люди в мире: сначала они требуют наши ценные бумаги, а потом еще и дивиденды»
Шутка американских эмитентов
На одном из мероприятий одесской «юморины-98», посвященной в этом году выборам мэра, демонстрировались захватывающие трюки с местным займом. Их красочное описание было дано в «ЗН» от 20 июня с.г. А сегодня редакция решила представить точку зрения председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Олега Мозгового.
Олег Николаевич Мозговой - коренной киевлянин. Окончив в 27 лет (1980) Киевский институт народного хозяйства, он так и не смог расстаться с любимым учебным заведением: сначала прошел там аспирантскую закалку, а затем последовательно одолел ступени старшего преподавателя, доцента и декана факультета международной экономики и права. По ходу дела окончил Международный институт менеджмента и прошел стажировку в США, Англии и ряде других стран с развитыми фондовыми рынками. С 12 июня 1995 года кандидат экономических наук, профессор Мозговой бессменно возглавляет Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. В свободное от заседаний в многочисленных государственных, научных и творческих организациях время по мере сил очищает окружные леса и воды от излишней живности.
- Итак, Олег Николаевич, какова ваша версия случившегося в контексте общей ситуации с муниципальными займами?
- До декабря 1997 года действующее законодательство (законы «О ценных бумагах и фондовой бирже» и «О местном самоуправлении») допускало возможность выпуска подобных финансовых инструментов, чем целый ряд городов и воспользовался. Судьба займов сложилась по-разному, причем не в последнюю очередь потому, что на момент выпуска не было необходимых подзаконных актов, регламентировавших правила эмиссии и обращения облигаций. Лишь в декабре не Кабмин, как ошибочно указано в вашей газете, а наша Комиссия обнародовала «Положение о порядке выпуска и обращения облигаций местных займов». Если раньше последние регулировались разве что разрешением Гознака на печатание ценных бумаг, то теперь их нужно было регистрировать в Комиссии. Но главное, «Положение…» обязывает эмитента раскрыть всю необходимую информацию о своем экономическом положении, а уж затем инвестор волен решать: принимает он или не принимает на себя риск приобретения облигаций.
Что касается конкретно одесского займа, то на момент его выпуска 50% годовых были примерно в полтора раза выше средних величин на фондовом рынке. При этом одно из международных агентств присвоило Одессе рейтинг В+, в то время как Украина имела ВВ- (сегодня рейтинг Украины упал до самого нижнего уровня - В2, а Одессы - до D, т.е. полной неплатежеспособности. - А.Б.). Какие условия займа эмитент раскрыл, Комиссия сейчас как раз анализирует, но в любом случае инвестор должен был оценивать имевшиеся риски, включая отсутствие необходимых нормативных актов.
- А среди кого в основном был размещен заем?
- По нашим данным, облигации на сумму 1 млн. грн. были размещены среди местного населения, андеррайтером 50% займа выступил рижский «Парэкс-банк», остальные - находились в свободной продаже.
- В законе 1996 года «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» фигурируют две такие формы госрегулирования: 1) создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами и посредниками; 2) контроль за достоверностью информации со стороны названных лиц. Следует ли это понимать так, что вы не только отвечаете за создание такой системы, но и должны обеспечивать оперативный контроль за достоверностью информации?
- Перед выпуском ценных бумаг эмитент соответствующую информацию должен у нас зарегистрировать, он несет полную ответственность за ее достоверность. И если инвестор либо кто-то иной обнаружит обратное, на эмитента обрушится карающий меч закона.
- Таким образом, вам сегодня можно предъявить претензию в том, что местные заемы родились прежде, чем родилось положение о них.
- Да, регулятивная инфраструктура фондового рынка еще не всегда успевает за жизнью, хотя кое в чем и опережает. Например, сегодня нами разработано типовое технико-экономическое обоснование займа. А в одном из последних указов Президента «Об упорядочении внутренних и внешних заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления» вместо применявшейся ранее нормы предельной суммы займа в 30% местного бюджета введены его лимитирование Минфином (с точки зрения консолидированного бюджета) и ограничение использования сугубо бюджетными процедурами. Но уже тем, что мы в своем «Положении…» ввели правило: «Новый заем можно выпустить, только рассчитавшись за старый», была предупреждена попытка одесских властей выпустить еще и внешний заем, т.е. строить муниципальную пирамиду.
Другое дело - защита интересов мелких инвесторов, у которых нет ни юристов, ни консультантов. Полтора года назад мы подготовили проект соответствующего закона, сердцевиной которого служит создание резервных фондов. Из-за затяжки его принятия ВР в администрации Президента опять-таки лежит проект указа-дубликата.
- Согласно тому же закону о госрегулировании фондового рынка среди задач Комиссии фигурирует и такая: осуществлять мониторинг движения инвестиций в Украину и за ее пределы через фондовый рынок. Как обстоят дела с ее реализацией?
- Взгляните на наш годовой отчет за 1997 год: зарегистрированы эмиссии акций ОАО примерно на 1,5 млрд. грн., а облигаций - на 116 млн. И хотя до 80% корпоративных бумаг покупают иностранцы, это настолько незначительные по международным масштабам суммы, что и следить-то, по сути, не за чем. Ну а поскольку серьезного интереса к нашим ценным бумагам за рубежом нет, крупнейшие украинские предприятия (Укрречфлот, Укрнефть, Нижнеднепровский трубный завод) готовятся к использованию американских глобальных депозитарных расписок. В этом случае следить трудно, причем многие эмитенты подчас даже не знают, что посредники на базе их бумаг намерены выпускать эти расписки. Разве что при выходе на третий уровень АДР, при котором информация регистрируется американской Комиссией по ценным бумагам, эмитент обязан предоставить о себе необходимые данные. Так что Комиссия сейчас отрабатывает систему информации о подобных эмиссиях.
- Из вашего годового отчета следует, что в Украине зарегистрированы примерно 11 тыс. открытых АО и вдвое больше закрытых. При этом сосредоточены последние в основном в Киеве, на востоке и юге страны, т.е. там, где сконцентрирована основная масса банковского и промышленного капитала. Не значит ли это, что именно в портфелях ЗАО находится львиная доля высоколиквидных акций?
- Безусловно. Должен вам сказать, что наши «высоколиквидные» субъекты хозяйствования - табачные и кондитерские фабрики, пивзаводы, крупнейшие банки и т.п. - закрылись с самого начала процесса акционирования. При этом многие ЗАО настоящими акционерными компаниями так и не стали: не зарегистрированы эмиссии ценных бумаг, вопросы их распределения и перераспределения решаются чисто административным путем. Словом, нужно немедленно эти общества раскрывать, тем более что многие сами этого хотят: когда нет законных акций, нет и законных акционеров.
В свое время мы подготовили изменения к закону о хозяйственных обществах, в соответствии с которыми АО с числом акционеров более 50 могли быть только открытыми, но ВР нас не поддержала. Сегодня мы подготовили проект нового закона об АО: ведь в старом не предусмотрено даже деление на ЗАО и ОАО. К тому же мы у себя открыли информационный центр, куда все открытые акционерные общества должны предоставить о себе нормативную информацию и где любой потенциальный инвестор может ее бесплатно получить (если не считать оплату чисто технических услуг). При этом Комиссия не оценивает ликвидность ценных бумаг, наша задача - заставить эмитента раскрыть всю сопутствующую выпускам информацию и отслеживать весь процесс обращения бумаг: регистрацию их эмиссии, куплю-продажу, переход прав собственности.
- В прошлом выпуске нашей газеты председатель правления банка CS First Boston Ukraine Александр Базаров утверждал, что в результате финансового кризиса в Юго-Восточной Азии капитализация украинского рынка уменьшилась почти втрое. Как вы прокомментируете это заявление?
- К счастью, украинский фондовый рынок очень слабо интегрирован в мировой, что предотвратило гораздо более глубокое его падение. О цифрах можно спорить, но бесспорно одно: его нужно как можно быстрее обустраивать по принятым в мире правилам. Почему, скажем, обвалился валютный рынок Чехии в 1997 году? Не в последнюю очередь - из-за отсутствия надзора за АО и фондовым рынком со стороны Комиссии по ценным бумагам. Даже в Германии подобную комиссию создали лишь три года назад после ряда обвалов фондового рынка. Иначе говоря, ликвидность этого рынка зависит не только от ликвидности ценных бумаг, но и от качества госрегулирования плюс, конечно же, от общей политической и экономической ситуации.
- Известно, что 96% капитализации российского рынка корпоративных бумаг приходится на ТЭК и коммуникации - такое впечатление, что перед нами не среднеразвитая страна, а, скажем, Кувейт или Нигерия. А какова отраслевая структура украинского рынка акций?
- Думаю, примерно такая же. Все мы вышли из одной колыбели, где тон всегда задавали так называемые базовые отрасли.
- Еще одна характерная черта отечественного фондового рынка - это прежде всего механизм перераспределения собственности, тогда как на Западе его основная функция - перераспределение сбережений. Предпринимает ли что-то Комиссия, чтобы изменить это положение?
- Здесь сразу же возникает другой вопрос: создали ли мы надежные институты для реализации этой функции? По нашим оценкам, сегодня можно привлечь 2-3 млрд. долларов сбережений, но для этого необходимо создать пенсионные и паевые фонды, закон о которых лежит в ВР второй год (в России же они уже второй год функционируют). И снова приходится готовить по этому поводу президентский указ. Но одновременно должна быть проведена серьезная пропагандистская кампания, дабы дезавуировать печальные истории пресловутых трастов и инвестиционных фондов. До всего этого никто свои деньги в коллективные копилки не понесет.
P.S. 25 июня на заседании Ассоциации городов Украины было заявлено: «Ситуация, сложившаяся вокруг выпущенных в Одессе ценных бумаг, ответственность за которые должно теперь нести государство... - все это результат неурегулированности соответствующих вопросов на уровне законодательства». В данном случае мэры имели в виду в первую очередь отсутствие закона о коммунальной собственности, однако в полной мере это относится и к не урегулированным в свое время правовым основам выпуска местных займов. То есть повторилась история с законодательными проколами в регулировании деятельности приснопамятных доверительных и инвестиционных компаний, за что ответственность должны были нести в одинаковой мере все ветви власти, но... «наказано» было население.