UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕРВИС + СЕРТИФИКАТ = КАЧЕСТВО

Появление в печати сведений о введении с января 1998 г. обязательной сертификации услуг по ремонту и...

Автор: Анатолий Жерновой

Появление в печати сведений о введении с января 1998 г. обязательной сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию дорожных транспортных средств (ДТС) и их составляющих частей вызвало в рядах работников сферы автосервиса неоднозначную реакцию - от всецелой поддержки до полного отрицания. Чем же действительно «чревато» для тех, кто оказывает автосервисные услуги, это нововведение и что оно даст водителю? За комментарием мы обратились к руководителю одной из организаций, которая проводит работы по сертификации услуг, - директору ГосавтотрансНИИпроекта, кандидату технических наук А.Редзюку.

- Почему вводится обязательная сертификация и на какой нормативной базе она будет осуществляться?

- Законом Украины «Про захист прав споживача» от 15 декабря 1993 г. определено, что товары (работы, услуги), на которые законодательными актами или другими нормативными документами установлены обязательные требования относительно обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителя, его имущества, окружающей природной среды, подлежат обязательной сертификации (статья 16, п. 4). Национальным органом по сертификации - Госстандартом Украины в этой связи издан приказ об утверждении «Правил обов'язкової сертифікації дорожніх транспортних засобів, їх складових та приладдя» и «Правил обов'язкової сертифікації послуг з ремонту та технічного обслуговування дорожніх транспортних засобів та їх складових».

Введение в Украине рыночных отношений нарушило существующую схему оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту ДТС, которая директивно вводилась, регулировалась, контролировалась государством и обеспечивала надлежащий уровень их технического состояния в части безопасности.

Поскольку транспортные средства являются объектами повышенной опасности, государство не может оставаться в стороне относительно вопросов, касающихся безопасности ДТС, что и определило необходимость обязательной сертификации услуг.

- Что же даст нам, автомобилистам, сертификация услуг?

- Это, во-первых, обеспечение безопасности ДТС после выполнения услуг по ремонту и техническому обслуживанию и ответственность за выполненные услуги.

Рассмотрим такой простой, на первый взгляд, вопрос - юридическая ответственность за оказанные услуги. Ежегодно или раз в два года автомобиль проходит технический осмотр. Госавтоинспекция проверяет техническое состояние и оборудование транспортных средств на соответствие требованиям законодательства, правил, норм и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Предположим, что вы приехали на СТО или к предпринимателю, где произвели техническое обслуживание или ремонт тормозной системы (заменили изношенные тормозные колодки, шланги, цилиндры). Должно быть надлежащим образом проверено качество выполненных работ, а также подтверждено соответствие технического состояния отремонтированного автомобиля требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. Иначе может получиться, что формально исправный, то есть прошедший техосмотр, автомобиль в критической ситуации окажется реально неисправным, и виновным в этом будет не человек или фирма, оказавшие «медвежью услугу», а владелец транспортного средства.

Во-вторых, это гарантия за выполненную работу, которая в соответствии с законом Украины «Про захист прав споживача» дает право потребителю:

- получить качественно выполненную услугу на сертифицированной СТО (мастерской);

- на устранение несоответствия оказанной услуги за счет производителя.

Ответственность в этом случае в период действия гарантии будет нести сторона, предоставившая услугу, а не потребитель.

За рубежом основная часть работ по обслуживанию выполняется на фирменных станциях, обеспеченных в полной мере необходимым оборудованием, специалистами и документацией, а на долю небольших мастерских приходится выполнение мелких услуг, связанных с заменой масла, подкачкой шин или балансировкой колес и т.д. Это связано с тем, что современные автомобили начинены сложным электронным оборудованием, управляющим практически всеми системами автомобиля. В условиях, когда производитель услуг не имеет необходимой нормативной и ремонтно-эксплуатационной документации, нужного диагностического оборудования, произвести качественно техническое обслуживание и ремонт таких автомобилей невозможно. Поэтому каждый, кто оказывает услуги по автосервису, должен реально оценивать свои силы и возможности, ориентируясь на имеющуюся у него нормативную базу, контрольно-диагностическое оборудование и специалистов. Наши «доморощенные» мастера, конечно, готовы браться за все, но подобное многостаночничество до добра не доводит. Стоит привести пример мытарства людей, по незнанию или наивности отдавших в ремонт автоматическую коробку передач таким «специалистам», когда в большинстве случаев первый ремонт оказывался и последним.

- Есть опасения, что сертификация болезненно ударит по предприятиям автосервиса, особенно малым.

- Никто не собирается закрывать станции технического обслуживания или мелкие мастерские. Наоборот, чем больше их будет, тем жестче конкуренция и, соответственно, возникнут условия для повышения качества услуг. Но они должны выполнять обязательные требования, изложенные в «Правилах...», которые для большинства предпринимателей в сфере автосервиса вполне доступны, а это наличие:

- необходимой документации по обслуживанию и ремонту на конкретную марку автомобиля;

- инструмента и оборудования, позволяющих выполнять заявленный комплекс услуг;

- проверенного контрольно-диагностического оборудования;

- качественных запасных частей;

- квалифицированного персонала.

Задача введения сертификации услуг по обслуживанию и ремонту заключается в постепенном, шаг за шагом, движении к цивилизованному состоянию в этой сфере, без ущемления интересов СТО и фирм. Но при этом каждому предпринимателю необходимо знать, какой должна быть СТО, и к этому стремиться.

Желающим работать мы всегда пойдем навстречу, поможем постепенно выполнить все требования, предъявляемые к СТО, предоставим необходимую нормативную документацию, ГОСТы. В противном же случае Декретом Кабинета министров Украины предусмотрены санкции за реализацию несертифицированной продукции (услуг) - штраф в размере 25% стоимости выполненных услуг, а также штраф, накладываемый на служебных лиц, граждан - владельцев предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью, в размере от трех до восьмидесяти восьми минимальных зарплат.

Учитывая, что работы по сертификации услуг требуют определенного времени, Госстандартом совместно с Государственным комитетом Украины по делам защиты прав потребителей разрешено как исключение субъектам предпринимательской деятельности с 1.01.98 г. до 31.08.98 г. выполнять услуги по ремонту и техническому обслуживанию дорожных транспортных средств без сертификата соответствия при условии наличия у них справки соответствующей формы, выданной органом по сертификации. Справка выдается на основании заявки, поданной на сертификацию услуг, и наличия заключенного договора на выполнение работ по сертификации.

Таким образом, данная временная отсрочка позволяет заявителю реально оценить возможности своего предприятия по выполнению тех или иных услуг, доукомплектовать себя необходимой документацией, оборудованием, произвести проверку диагностического оборудования.

- Как будет происходить сам процесс сертификации?

- Сертификация услуг предполагает три схемы, позволяющие выдавать сертификат на один, два или три года. Наиболее простая и доступная для большинства заявителей в настоящее время первая схема, которая предусматривает обследование специалистами производственного процесса оказания услуг, выборочную проверку (испытание) отремонтированного транспортного средства, а также периодического технического надзора за сертифицированными услугами.

Для того чтобы получить сертификат соответствия на услуги, необходимо подать заявку по установленной форме в органы по сертификации.

В Киеве такими органами по сертификации являются УкрЦСМ и ГосавтотрансНИИпроект.

Перечень услуг, которые подлежат обязательной сертификации, приведен в «Перелiку...» и включает в себя:

- ремонт и техническое обслуживание тормозных систем, рулевого управления, подвесок и трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов и троллейбусов, прицепов и полуприцепов, мопедов, мотовелосипедов, мотоциклов и мотороллеров;

- ремонт и техническое обслуживание двигателей с искровым зажиганием, дизелей и их систем, кузовов легковых автомобилей (включая рихтовку, сварку, антикоррозионную обработку и покраску), колес и шин, электрооборудования, включая внешние световые приборы;

- предпродажную подготовку автомобилей и мототехники;

- тонирование стекол.

После подачи заявки готовится решение и заключается договор на проведение работ по сертификации. Затем осуществляется обследование производства по выполнению услуг, отбор, идентификация, контроль (испытания) образцов ДТС, которые прошли ремонт и техническое обслуживание, анализ полученных результатов. На основании этих результатов принимается решение о возможности выдачи сертификата соответствия и составляется лицензионное соглашение на право пользования сертификатом. После этого производится регистрация и выдача сертификата соответствия заявителю и заключается с ним договор на проведение работ по техническому надзору за сертифицированными услугами.

- Кто будет нести расходы по сертификации и в каких размерах?

- Все работы по сертификации проводятся на основании договора. Заявитель оплачивает все затраты по подготовке и проведению сертификации конкретных услуг, включая технический надзор, и обеспечивает условия для проведения этих работ.

Стоимость работ определяется в соответствии с ДСТУ 3413-96 «Порядок проведення сертифікації продукції», согласно «Додатка К. Правила визначення вартості робіт з сертифікації продукції та послуг». Цена формируется на основе трудозатрат, необходимых при выполнении комплекса работ по сертификации.

Сумма расходов зависит от количества услуг, заявленных на сертификацию, и марок автомобилей. Средняя цена за сертификацию одной услуги на одну марку составляет от 200 до 400 грн., рассчитывается дифференцированно с учетом количества, сложности заявленных услуг и марок автомобилей.

От редакции. Что такое немецкий T Ь V, знают хотя бы поверхностно все, кто покупал машину в самой Германии. Это не просто формальный техосмотр и процедура регулярной головной боли. В Германии вы вряд ли встретите деталь к своему автомобилю, которая вдруг почему-то не подходит, или сервис, не отвечающий за качество. Все это возможно благодаря ставшей нормой жизни сертификации. У нас нередко можно встретить, например, «Фольксваген Гольф III» с подписью «Манхэттен» и с гнездом для заднего номера под американский стандарт. Эту машину собирают в Южной Америке. Хороший аппарат, слов нет, да и цена $12-13 тысяч намного ниже, чем немецкий аналог. Да вот только никакие фирменные сервис-станции за них не станут браться. Стандарты не те. Да и гарантии на эти «внебрачники» не распространяются. Будем реалистами. Перечисленные благодеяния в нашу, автомобилистов, пользу все же дадут и другой, не весьма приятный для нас эффект - рост цен на сервисные услуги.

Есть, на наш взгляд, еще одна опасность - уход некоторых, особенно мелких, СТО в «подполье», другими словами - в теневую экономику.

Все зависит от того, насколько взвешенно, скажем даже так - разумно, подойдут исполнители к проведению сертификации. Будет очень жаль, если получится как всегда.