UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕРТИФИКАТНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ: ПО КАКОМУ РАЗРЯДУ ХОРОНИТЬ БУДЕМ

Впечатлений у прессы накопилось вагон и маленькая тележка. И не мудрено, ведь за неделю в Киеве поб...

Автор: Наталия Яценко

Впечатлений у прессы накопилось вагон и маленькая тележка. И не мудрено, ведь за неделю в Киеве побывали временно отставные российские реформаторы Егор Гайдар с Борисом Немцовым и Яковом Уринсоном, а также всемирно известный спекулянт и биржевой филантроп Джордж Сорос. А спикер Александр Ткаченко, известный больше своими сельскохозяйственными пристрастиями, вдруг резко озаботился макроэкономическим прогнозированием и под своим личным попечительством организовывает разработку Национальной программы возрождения Украины сроком на 17 лет. Но кто о чем, а я, уж не обессудьте, - о приватизации.

Итак, картинка с натуры. Вторник, здание парламентских комитетов на улице Садовой. «Круглый стол», за которым председатель Фонда госимущества А.Бондарь и два его заместителя обсуждают с народными депутатами Украины проблемные моменты программы приватизации на 1999 год. Очередной выступающий представляется членом специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации и начинает рассказывать, что вот, дескать, он недавно был в Польше, а там приватизация предприятий проводилась только с разрешения трудовых коллективов и более того - запрещалось сокращать рабочие места... Пока немногие из присутствующих, кто в приватизации действительно толк понимает, переглядываются, переваривая данное сенсационное открытие, слово берет уже другой парламентарий (но тоже член упомянутой комиссии) и пример приводит из увиденного в восточных землях Германии. А когда зигзаг депутатской мысли все же вырулил на наши сегодняшние проблемы, присутствующие услышали: «Существуют или не существуют сегодня центры сертификатных аукционов, я не знаю». Что автора данных строк растрогало чуть ли не до слез: истинно сказано, что наши депутаты - кровь от крови, плоть от плоти народа!

Широкие народные массы уже давно и прочно забыли дорожку к центрам вложения приватизационных бумаг, которые повсеместно создавались в начале 1995-го. Конечно, можно исхитриться и сказать, что в нынешнем году физические лица вложили 66,8% сертификатов от числа всех в этом году ими полученных (тогда как в

1997-м - 26,7%, в 1996-м - 10,7%, а в стартовом 1995-м - и вовсе 3,6%), но это - баловство, лукавая цифра. Один мой коллега подсчитал, что если в 1995 году граждане выбирали в Сбербанке в месяц в среднем 1,696 млн. штук наличных ваучеров и в 1996-м - 1,247 млн., то в за последние два года - соответственно 174 тыс. и 34 тыс. Идея сертификатной приватизации в массовом сознании тихо скончалась, и я подозреваю, что произошло это летом 1997-го. Примерно в то время, когда озабоченный исключительно кадровыми вопросами Фонд госимущества практически перестал выделять на аукционы мало-мальски ликвидные предприятия, а ВР прошлого созыва во второй раз продлевала сроки вложения приватизационных сертификатов, ориентируясь больше на предстоящие парламентские выборы, нежели на здравый смысл и экономическую целесообразность. Впрочем, с депутатской точки зрения, я, естественно, не права: что может быть более здравым, чем мысль избраться повторно или даже в третий раз?

Итак, сертификаты досуществовали уже до ноября 1998-го и, в соответствии с программой приватизации, после 31 декабря отойдут в небытие. По крайней мере, планируется, что отойдут. Я хорошо помню осень прошлого года, когда вот так же ожидалось окончание сертификатной приватизации и захотелось написать статью о том, как сделать этот финиш красивым (или хотя бы приличным). Бегала от эксперта к эксперту, собирала мнения - а что, собственно, можно считать «приличным»? Собеседники сводили вопрос в основном к одному: Фонд госимущества должен выставить на сертификатную продажу пакеты акций достаточного количества ликвидных предприятий. Фонд, естественно, их не выставил, а срок вложения ваучеров, как уж повелось, продлили еще на год.

Думается, эти бесконечные продления и замыливают нам глаз, не позволяя увидеть, что сертификатная приватизация, которая не привела на предприятия ни денег, ни новых менеджеров, была в какой-то своей части своевременной, нужной и полезной. Что она если не заронила в широкие массы, то хотя бы приблизила к ним элементарные понятия фондового рынка, что она позволила привлечь граждан - как бы ни высокопарно это звучало - к практическим шагам в направлении реформирования экономики, что благодаря ей за год-два - срок в историческом плане кратчайший - в стране были созданы сотни инвестиционных фондов и компаний (с сотнями офисов и, что немаловажно, тысячами новых рабочих мест).

- Все знают, как играть в футбол и как пишутся стихи. Так и в сертификатной приватизации - все считают себя специалистами, поэтому столько критики, - говорит Юрий Ехануров, нынешний заместитель председателя комитета ВР по экономической политике, а в 1994-1996 годах - председатель Фонда госимущества Украины. - Но нельзя не видеть, что работа по сертификатной приватизации в нашей стране почти сделана. Теперь надо поставить точку и закончить все политические упражнения на эту тему. Заканчивается важный этап - народной приватизации в Украине, то, что было заложено в приватизационных законах 1992 года, когда победила не концепция Виктора Сальникова, предлагавшего сделать приватизацию исключительно денежной, а тогдашних министра Владимира Ланового и председателя комитета ВР по экономической реформе Владимира Пилипчука. Заканчивается эра сертификатов, эра аренды с выкупом, приоритета трудовых коллективов, которым в первые годы приватизации было передано как минимум полторы тысячи средних и крупных предприятий. По-нормальному сертификатную приватизацию следовало завершить в 1997 году. Но чтобы это сделать сейчас, на продажу должны быть выставлены интересные объекты. Ведь когда очень хотелось выставить что-то попривлекательнее на

29-й аукцион за компенсационные сертификаты, их нашли. Думаю, должны найти и для последнего, декабрьского, сертификатного аукциона.

Пока на призыв заместителя председателя комитета ВР по экономической политике в Фонде госимущества отвечают обещаниями. Вторую пресс-конференцию подряд зампред ФГИ Светлана Ледомская рассказывает о том, что на ноябрьский сертификатный аукцион выставлены семь объектов группы Г (читай - стратегически важных, а следовательно, привлекательных для покупателя), и заверяет, что для заключительного аукциона Фонд подыщет кое-что еще. Однако, как показывает многолетний опыт, сделанные в центральном аппарате приватизационного ведомства оценки далеко не всегда отражают реальную картину. И после снятия (по распоряжению премьера) с ноябрьской продажи за ваучеры пакета акций «Винницаоблэнерго» немало финансовых посредников весьма скептически отзываются о качестве объектов. Мол, как и в прежние месяцы не на что глаз положить. А положить надо, и немедля, так как по данным Украинского центра сертификатных аукционов по состоянию на 1 октября (более свежих цифр пока нет) только в региональных ЦСА задепонировано 2,167 млн. приватизационных сертификатов. А ведь есть сертификаты, которые хранятся на банковских счетах и в систему аукционов еще не поступали... Если учесть, что за первые девять аукционов с начала года отоварено менее 4 млн. ваучеров, ситуация более чем напряженная.

В принципе, конечно, можно было бы махнуть рукой на столь нелюбимых в народе «финансовых спекулянтов» - в конце концов, это их проблемы. Однако не будем забывать, что услугами инвестиционных фондов и компаний воспользовались каждые девять из десяти владельцев именных приватизационных бумаг и приватизационных депозитных счетов. И, по оценкам генерального директора УЦСА Юрия Тараторина, финпосредники выплатили гражданам за сданные ваучеры как минимум 450 млн. долл. (взята весьма и весьма усредненная цена - 10 долл. за штуку). Поэтому, как ни крути, проблема выполнения обязательств, данных от имени государства, остается. Остается и проблема последнего аукциона: финпоcредники, как известно, имеют право подавать заявки с ограничением цены. А вдруг покупка не состоится и сертификаты останутся после декабря неотоваренными?

Впрочем, возможные убытки инвестфондов и компаний не выведут людей на улицы. И какая-нибудь баба Галя, скупившая у граждан под столичным универмагом «Украина» несколько десятков приватсертификатов с целью перепродажи, которой впоследствии так и не суждено было осуществиться, не пойдет в пикет под здание администрации Президента. А вот проблема льготной подписки, неминуемо возникающая после отмены сертификатной приватизации, может принести стране немалые социальные осложнения. Особенно там, где речь идет о приватизации объектов АПК.

Представьте себе веселенькую картину. Раньше члены трудового коллектива и приравненные к ним льготники имели, согласно приватизационному законодательству, право на приобретение по номиналу акций на один сертификат (500 грн.) и еще на полсертификата (250 грн.) - за наличные. Как будет с льготой теперь, когда сертификаты вот-вот отменят? Скорее всего, она сведется к праву покупки акций по номиналу на сумму 750 грн. - но за «живые» деньги. В то самое время, как сельские товаропроизводители, в полном соответствии с законом об особенностях приватизации в агропромышленном комплексе, имеют право получать пакеты акций перерабатывающих предприятий бесплатно. К тому же, приняв во внимание, что по нашему законодательству участвовать в приватизации могут только те юридические лица, доля госсобственности в которых не превышает 25 процентов, бесплатная передача будет осуществляться именно разгосударствленным сельским товаропроизводителям. Либо даже частным. Понравится ли это трудовому коллективу, который вкалывал-вкалывал, а теперь должен искать деньги на покупку своего (то есть, конечно же, государственного, но очень родного)?

Думаю, сегодня многим уже очевидно: без снятия этого вопроса, густо замешанного на политике, завершать сертификатную приватизацию было бы небезопасно. Но надеяться, что в оставшиеся полтора месяца наша «структурированная» Верховная Рада урегулирует его соответствующим законом, к сожалению, не приходится. Депутатские помыслы, если они и касаются каким-то образом приватизации, нынче лежат в абсолютно иной плоскости: одних интересует приватизация «Укртелекома», других - мораторий, третьих - победа над «Финпромом» и «Госинвестом»...

Мало надежд и на то, что за оставшиеся недели удастся снять десятки вопросов, которые навешивались на сертификатную приватизацию годами. Наш читатель, видимо, уже подзабыл, но летом 1995-го на всю страну гремел скандал вокруг приватизации Побужского ферроникелевого завода. В УЦСА об этом, увы, забыть не могут: продажа пакета акций за приватизационные сертификаты состоялась еще в апреле 1995-го, но решение отменено. Как быть дальше? Как эти сертификаты, по всем отчетам уже вложенные в объекты приватизации и зачисленные на внебюджетный счет, с этого счета «изъять»? И что с ними делать дальше - разрешить в пожарном порядке перевложить в новые объекты? А если владелец сертификата откажется?

Предприятий, подобных Побужскому заводу, по всей стране зависло немного, до десятка; мне называли, в частности, стекольный завод им. Артема, «Коростышевгаз», АО «Поступ». Но проблема, тем не менее, существует. Кроме того, в нашем отечестве имеется печальный опыт общества покупателей «Приватна справа - українська», которое собирало ваучеры еще в безналичной форме (!), вкладывало их в объекты, а потом прекратило свое существование как неправильно зарегистрированное... Вложенные приватизационные средства зависли на счетах региональных центров сертификатных аукционов, установить их владельцев - дело практически безнадежное. Кто возьмет наконец на себя ответственность принять решение по этому поводу, а также по сертификатам, вложенных другими, канувшими в Лету, финпосредниками?

Это лишь некоторые вопросы, но и они позволяют говорить, что и в 1998 году подготовиться к окончанию сертификатной приватизации мы как следует не успели. И только что созданная по распоряжению вице-премьера С.Тигипко межведомственная рабочая группа вряд ли сумеет распутать все имеющиеся узлы и узелки, накапливавшиеся годами. Тем более что от сертификатных центров не нити - целые канаты тянутся к так и не созданной в Украине депозитарной системе, не оправдавшему надежд проекту создания независимых регистраторов акций и ко многим другим проблемам, которые существенно осложняют развитие отечественного фондового рынка и не позволяют в ближайшей перспективе рассчитывать на появление эффективных собственников там, где сегодня тусуются миллионы мелких акционеров.

Стало быть, надо быть мужественными. Дождаться 31 декабря и, вспомнив о мавре, сделавшем свое дело, сказать: «Все - баста! Начинаем новую, бессертификатную жизнь». И не менее мужественно разгребать жалобы и претензии, если таковые после 1 января появятся.

А продолжать ругать сертификатную приватизацию - бессмысленно. Можно соглашаться либо не соглашаться с председателем специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александром Рябченко, который убежден, что в 1992 году реальным было принятие только решения о сертификатной приватизации - если не она, то вообще никакой. И что, наверное, не следовало продавать за ваучеры 24-25-процентные пакеты акций на конкурсах. Но много ли проку спорить о том, что изменить мы уже не в силах, -

о прошлом?