UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЕРЕБРЯНЫЙ СЕРАФИМ» МЕНЯЕТ ГРАЖДАНСТВО

Пал последний оплот британского автомобилестроения. До последнего времени «Роллс-Ройс» оставалась единственной компанией по производству автомобилей, которую еще не скупили зарубежные конкуренты...

Автор: Максим Череда

Пал последний оплот британского автомобилестроения. До последнего времени «Роллс-Ройс» оставалась единственной компанией по производству автомобилей, которую еще не скупили зарубежные конкуренты. Ведь заводы, производящие знаменитые спортивные «ягуары» и джипы «ровер» уже давно перешли к неанглийским хозяевам. Теперь наступила очередь фирмы, которая многие годы была символом британской надежности, качества и престижа.

Еще какой-то месяц назад директор «Роллс-Ройс» Грэм Морис приветствовал новую модель своего детища под названием «Серебряный Серафим» словами: «Это будет началом новой эры!» Сегодня уже ясно, что о перспективах следующей модели компании будут говорить новые хозяева. Скорее всего, это будет известная немецкая фирма «BMW», которая смогла отстоять право собственности на британский автомобильный концерн в острейшей конкурентной борьбе со своими соотечественниками из «Фольксвагена».

Компания «Роллс-Ройс» была создана 92 года назад на партнерских началах продавцом автомашин аристократом Чарльзом Роллсом и сыном мельника инженером Генри Ройсом. Сумев преодолеть социальные различия, они создали машину, которая надолго завладела вниманием автомобилистов, которых не особенно интересовала цена покупаемых ими моделей. Действительно, продукцию созданной ими компании дешевой не назовешь: например, тот же «Серебряный Серафим» стоит 155 тысяч фунтов стерлингов, что в 8-10 раз дороже среднего легкового автомобиля.

За всю свою историю «Роллс-Ройс» создал всего девять моделей. Ежегодно компания выпускала до 2 тысяч автомашин, некоторые узлы которых до сих пор производятся вручную. Роллс и Ройс начали в 1906 году с модели «Серебряный призрак», которая быстро получила характеристику «лучшей автомашины в мире». Эта слава закрепилась и за всеми последующими моделями. Они никогда не отличались дешевизной, однако, по словам Ройса, «качество остается, когда о цене уже давно забыли».

История компании отнюдь не была безоблачной, были в ней и взлеты, и падения. В 1910 году в авиационной катастрофе в возрасте 33 лет погиб Чарльз Роллс, и его более пожилой партнер был вынужден продолжать начатое дело в одиночку. На ряде этапов удачным было сотрудничество «Роллс-Ройса» с компанией «Викерс» - некогда крупнейшим в Великобритании производителем военной техники. Так, произведенный роллсовский двигатель «Игл» был установлен на самолете этой компании, который в 1919 году впервые в мире без промежуточных посадок пересек Атлантику. Во время второй мировой войны британские самолеты «Спидфайр» оснащались двигателями «Роллс-Ройса» марки «Мерлин».

В 70-е годы финансовое положение «Роллс-Ройса», который был в то время занят созданием нового авиационного двигателя, стало настолько шатким, что только вмешательство британского правительства спасло его от банкротства. В итоге автомобильная часть компании была отделена от той, что занималась производством авиационных двигателей.

В 1980 году «Викерс» приобрел автомобильную марку за 38 миллионов фунтов стерлингов, и в начале 90-х годов «Роллс-Ройс» вновь стал приносить прибыль. Тем не менее осенью прошлого года «Викерс» все же решил распрощаться с совсем недавно приобретенной компанией. Итог этого сотрудничества подвел председатель его правления, заявивший: «Мы сделали для «Роллс-Ройса» все, что смогли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться».

В начале апреля казалось, что борьба за обладание производителя престижных лимузинов высшего класса окончена: правление немецкого автомобильного концерна BMW официально объявило о приобретении британского концерна «Роллс-Ройс Мотор Карз Лтд».

Право обладать торговой маркой известнейшего британского автопроизводителя BMW оспаривал главным образом у своего конкурента - концерна «Фольксваген», а также у двух британских финансово-промышленных групп. «Фольксваген» в борьбе за «Роллс-Ройс» задействовал все силы и средства, в том числе и «тяжелую артиллерию»: в Лондон для встречи с его владельцами из концерна «Викерс» приезжал не только председатель правления «Фольксвагена» Фердинанд Пиех, но и кандидат в канцлеры ФРГ, премьер-министр земли Нижняя Саксония Герхард Шредер.

И все же чаша весов уверенно склонялась в пользу BMW. На это, по мнению специалистов, повлияло несколько факторов. Немаловажным оказалось то, что в течение последних нескольких лет BMW поставлял для «Роллс-Ройса» 12-цилиндровые двигатели, которыми оснащались лимузины. Более солидными казались и финансовые возможности этого немецкого концерна. Согласно официальному заявлению, он обещает заплатить «Викерс» 340 миллионов фунтов стерлингов, или более одного миллиарда марок. Но это будет лишь частью затрат. Еще столько же немцы намерены вложить в ближайшие годы в модернизацию производства на заводах «Роллс-Ройса», что повышает фактические затраты вдвое.

Несмотря на такие радужные перспективы для BMW, через неделю после объявления о приобретении ею британского автомобильного концерна неожиданный ход сделало руководство «Фольксвагена», дав этим понять, что борьба за «Роллс-Ройс» еще не окончена. Из источников в Сити стало известно, что представители «Фольксвагена» провели конфиденциальные переговоры с рядом крупных акционеров «Роллс-Ройса», убеждая их не поддерживать решение руководства «Викерс» о продаже автоконцерна компании BMW. Одновременно «Фольксваген» предложила «Викерсу» более масштабную сделку, включающую более высокую цену за автомобильную марку (610 миллионов долларов) и покупку у британских хозяев подразделения, производящего двигатели «Косворт».

Окончательное решение о том, кому будет продан «Роллс-Ройс», примет общее собрание акционеров британской компании, которое должно состояться в мае этого года. Руководство «Фольксвагена» уверено, что этого времени будет достаточно, чтобы «перекупить» эту фирму у BMW. Однако большинство британских экспертов скептически оценивают шансы «Фольксвагена» выйти победителем в нынешней ситуации.

Такого же мнения придерживаются и в BMW. Руководитель этой компании Бернд Пишетсридер уверен, что «Роллс-Ройс» не поддастся на уговоры и обещания «Фольксвагена». «В истории бизнеса не было случая, когда бы акционеры не поддерживали инициативу собственного правления, - заявил он. - Если владельцы ценных бумаг концерна «Викерс», в основном банки и пенсионные фонды, отклонят предложение правления, им придется распустить людей, которых они сами выбирали».

По словам Пишетсридера, состав правления «Роллс-Ройса» и после приобретения компании BMW будет формироваться по британскому образцу. Руководитель немецкой компании подчеркивает, что его главный козырь - это то, что «Роллс-Ройс» остается британским и никаких существенных изменений в связи со сменой его собственника не произойдет.

Несомненно, «битва гигантов» между двумя крупнейшими немецкими концернами за обладание «Роллс-Ройсом» будет вестись на всех уровнях до самого последнего дня. Однако автомобильный концерн, имя которого всегда ассоциировалось с Британией, в недалеком будущем наверняка сменит свое гражданство. Немецкие автогиганты продолжают наступление на Великобританию и пока делают это весьма успешно.