Кабинет Министров Украины
К материалам проверки законности приватизации в Луганской области и фактов злоупотреблений (на 135 листах)
Генеральному прокурору Украины ВОРСИНОВУ Г.Т.
Уважаемый Григорий Трофимович!
Направляю Вам материалы ревизии к уже имеющимся в Генпрокуратуре по этому вопросу, прошу поручить опытным специалистам вместе с сотрудниками МВД и СБУ тщательно проверить и принять необходимые меры для возмещения ущерба государству и привлечения виноватых к ответственности. Этот вопрос прошу взять под особый контроль и о его результатах проинформировать Кабинет министров Украины.
С уважением, В.Дурдинец
27 июля 1996 года.
Осенний всплеск интереса к вопросам приватизации в Луганской области большей частью вызван не официальными успехами, отмеченными Фондом государственного имущества Украины, а теми негативными моментами, которые были обнаружены в ходе ее проведения. Если исходить из фактов, опубликованных в печати и направленных в адрес Генеральной прокуратуры, Кабинета министров, Фонда госимущества и Аудиторской палаты Украины, то выходит, что Луганщина оказалась в числе «передовиков» не только законной приватизации (в чем несомненная заслуга регионального отделения Фонда государственного имущества Украины), но и по количеству возбужденных уголовных дел по фактам ее «незаконного» проведения. Именно эта восточная область Украины (по мнению сотрудников правоохранительных органов, которые решили не отставать в «лидерстве» от работников Фонда госимущества), была готова к тому, чтобы потрясти Украину семью уголовными делами. И судя по всему, действительно может потрясти. Только не успехами в деле раскрываемости преступлений в области приватизации, а тем, как по сфабрикованным делам решает свои личные интересы группа сотрудников УМВД, при участии народных депутатов Украины. Все семь уголовных дел связаны с работой одной аудиторской фирмы «Аналитик-Аудит», которая, в отличие от работников правоохранительных органов, не может защищать свои интересы на уровне Кабинета министров... Рассказывает директор аудиторской фирмы «Аналитик-Аудит» Александр Баляба:
- Аудиторская фирма «Аналитик-Аудит» и фирмы, созданные с ее участием, оказывают следующие услуги: подготовка объектов к приватизации, аудит, экспертная деятельность, деятельность в качестве независимых регистраторов, судебно-экспертная деятельность и юридическая практика. Только по подготовке объектов к приватизации фирма работает с 50 предприятиями области и Украины. Более 70% приватизированных объектов в Луганской области прошло через нашу фирму. В 1995 году было проведено более 400 отчетов по экспертной оценке недвижимости. Проходило много дел, связанных с аудиторскими заключениями, в том числе и в части оспаривания решений налоговых инспекций. Приходилось выполнять работу для государственных учреждений - 6-го управления УМВД, прокуратуры, Фонда государственного имущества, СБУ. Проблем в работе с этими государственными структурами никогда у нас не возникало. Но эта «идиллия» продолжалась до тех пор, пока не стали защищать обращавшихся к нам предпринимателей от незаконной деятельности правоохранительных органов. Вот тут-то и были подготовлены семь «громких» дел о «незаконной» приватизации...
- Приватизация Перевальского АТПП - по факту ее законности прошло семь арбитражных слушаний. Законность приватизации данного предприятия проверяется уже более трех лет и АТПП достойно того, чтобы войти в «Книгу рекордов украинской приватизации». 15 раз (!) проходили всевозможные проверки и по указанию Генеральной прокуратуры, и налоговой инспекцией, КРУ, прокуратурой Луганской области, УГСБЭП. Все было хорошо до очередного запроса депутата Верховной Рады Украины Д. Петренко, смысл которого состоял в том, что при приватизации Перевальского АТПП были допущены серьезные нарушения действующего законодательства.
- Лисичанское управление нефтепродуктами («ЛУПоН») - незаконная корпоратизация, занижение стоимости объекта приватизации на 54 млрд. крб. Корпоратизация, которая проводилась согласно «Указу о корпоратизации государственных предприятий», фактически поручалась директору и главному бухгалтеру, т.е. людям, абсолютно не готовым заниматься вопросами приватизации. Ошибочно оценки данного предприятия были завышены. Специалисты нашей фирмы установили, что комиссия по приватизации завысила стоимость государственного имущества данного предприятия и хотела заставить граждан Украины вложить имущественные сертификаты стоимостью 54 млрд. крб. в воздух. Фактически же уставной фонд «ЛУПоНА» составил 24 млрд. крб. Это было нами доказано в Фонде государственного имущества, в Министерстве по нефти и газу и утверждено в Кабинете министров. А сейчас, спустя два года, правоохранительные органы начинают доказывать, что мы искусственно занизили стоимость. Основанием послужил промежуточный акт проверки законности приватизации, подготовленный специалистами, которые не имеют достаточного уровня знаний, чтобы делать соответствующую работу. Дело это длится уже 9 месяцев и конца ему не видно.
- ОАО «Урожай» - предприятие объявлено банкротом. В отношении самого предприятия не возбуждено ни одного уголовного дела. Но «Аналитик-Аудит» фигурирует как главный обвиняемый. Вызвано это тем, что мы защищали имущественные интересы акционеров в течение двух лет и не позволяли предприятию стать банкротом. Истинная причина банкротства ОАО «Урожай» - государственные долги, возникшие до приватизации. Но несмотря на банкротство, предприятие, даже потеряв 20% своего имущества, выиграло в несколько раз больше.
Целых три предприятия в г.Стаханове - вагонзавод, ферросплавный и коксохимический заводы - отнесены в группу «криминала» народным депутатом Украины г-ном Синченко:
- Стахановский вагонзавод - в апреле 1996 года по некоммерческому конкурсу проданы два пакета акций в ценах 1994 года. Фирма не имеет к этому никакого отношения, но все равно виновата...
- Стахановский завод ферросплавов - занижение стоимости предприятия по итогам индексации 1992 года на 27 млрд. крб. Фактически же неправильное понимание специалистом КРУ правил индексации в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 07.05.92 г. №229 «О проведении общей переоценки основных фондов, зачетов взаимной задолженности предприятий и пополнения оборотных средств государственных предприятий и организаций».
- Стахановский коксохимический завод - те же обвинения, но при этом с добавлением, что приостановка приватизации произошла по вине директора завода Л.Трубникова и фирмы «Аналитик-Аудит». Реально же приватизация коксохимзавода была приостановлена по решению комиссии, которая отложила ее до окончания работы комиссии КРУ. Еще до официального окончания проверки КРУ Луганской области проинформировало все правоохранительные органы о занижении стоимости предприятия на 87 млрд. крб. В июне 1996 года в депутатском запросе г-на Синченко фигурирует сумма, равная 20 млрд. крб., но по результатам акта КРУ она составляет 14,1 млрд. крб. по состоянию на 31.08.96 года. Причина одна и та же - неправильное понимание порядка индексации, одним и тем же специалистом КРУ.
- Антрацитовский АО «Завод «Эталон» - полтора года назад в акте КРУ отмечалось, что при проведении индексации допущена механическая ошибка, в результате чего стоимость этого объекта занижена на 2 млрд. крб. Договора с этим предприятием на проведение приватизации наша фирма никогда не заключала.
- Кременской машзавод - не могу ничего сказать о том, в чем нас обвиняют. Знаю только, что информация об этом предприятии и «следе» «Аналитик-Аудит» появляется в официальных печатных изданиях Луганской области, куда ее исправно поставляет УМВД.
Самое интересное, что если все эти нарушения успела допустить одна фирма, то и изготавливались все обвинительные документы в одном месте - контрольно-ревизионном управлении Луганской области, которое, нарушая все действующие законодательные акты, взяло на себя функции эксперта. Все бы хорошо, да оценку нашей деятельности осуществляют люди, которые практически никогда не сталкивались с приватизацией. Ведь когда принимался «Закон о борьбе с организованной преступностью», уже было принято постановление Верховной Рады 1993 года, в котором указывалось, что криминальные явления будут возникать в процессе приватизации и органы милиции должны провести работу по изучению соответствующей нормативной базы. Сейчас с позиций 1996 года милиция работает с законами 1992 года, не зная сотни нормативных актов, которые были приняты за это время, и привлекая при этом случайных специалистов. В настоящее время единственный институт, который выработал методику по проверке законности приватизации - Харьковский научно-исследовательский институт судебной экспертизы имени Бакариуса.
Три месяца по заданию УМВД Луганской области нашу фирму проверяла налоговая инспекция. В ходе этой проверки трижды менялся состав проверяющих и сумма взысканий - 200 млн. крб; 300 млн. крб.; и после утверждения в УГСБЭП - 13 млрд. крб. Отношения между нами закончились в августе, когда ГНИ по Луганской области оказалась в довольно щекотливом положении. Она составила акт о взыскании с нашей фирмы 13 млрд. крб., состоялось рассмотрение дела в арбитражном суде и 13 млрд. стали равняться 200 млн. крб. А мы в свою очередь получили возможность подать иск на ГНИ и взыскать с нее понесенные нами убытки. И здесь хочется сказать о следующем. Проблема заключается в том, что предприниматели защищают свои интересы по незаконно вынесенным решениям неквалифицированных специалистов. Оспорив такие решения, они, однако, видят, что происходит «замена игрока» в противоположной команде - вместо конкретного специалиста против них начинает играть система. Неужели за незаконные действия государственного служащего должно отвечать государство?!
Дошло до того, что доклад о нашей деятельности должен последовать в Кабинет министров. Большая честь для фирмы со штатом 18 человек, если бы не одно «но»... Первое заявление Президенту Украины, Генеральному прокурору и СБУ Украины было анонимным. Второе, отправленное в те же адреса, - хорошо сфабрикованное на основании заключений, сделанных неквалифицированнми специалистами, привлекло УМВД в Луганской области. Ведь прокуратура области, отменяя незаконный арест счета фирмы, уже предупреждала УМВД о «качестве» используемых специалистов...
Проблемы приватизации Луганщины уже вышли за пределы области. До решения суда искусственно создается общественное мнение о причастности нашей фирмы ко всем криминальным явлениям в области приватизации. Первым в это поверил первый заместитель Фонда государственного имущества Украины Е.Григоренко, обвинивший нас в том, в чем мы не виноваты. Выход из создавшегося положения я вижу один. Обратиться к Генеральному прокурору с просьбой квалифицированного расследования, чтобы как можно скорее были расставлены все точки над «i». Мы к этому готовы.