Аукцион по продаже акций «Роснефти» может не состояться. Второй раз
Когда в 1997 году первый аукцион по продаже акций «Роснефти» не состоялся, правительство России «уволило» все руководство этой компании «за саботаж аукциона»…
Второй раз, считают эксперты, аукцион также может не состояться… И если так произойдет, то даже забавно: кого в этот раз назовут «саботажниками»?..
Когда в 1995 году правительство Российской Федерации провело кампанию залоговых аукционов (в поиске дополнительных поступлений в бюджет и хотя бы относительно грамотных менеджеров для отданных государством в залог весьма привлекательных компаний, но, увы, находящихся далеко не в лучшей экономико-финансовой форме), правительство Украины, вероятно, завидовало северным коллегам. В Украине нет таких, как в России, привлекательно-ликвидных нефтяных и прочих гигантов. Но теперь, видимо, облегченно вздыхает: и хорошо, что нет, - нет и таких проблем.
У россиян же очередная серия злоключений «Роснефти», сопутствующих этой компании не первый год. Звучный скандал с нею произошел еще во время залогового аукциона. Под залог госпакета акций государственной НК «Роснефть» «Инкомбанк» предлагал 175 млн. долларов. Его конкуренты - Столичный банк сбережений (СБС) и «Нефтяная финансовая компания» (НФК, учредителем которой являлся Объединенный банк, в свою очередь учрежденный ЛогоВАЗом Бориса Березовского) - 100,3 млн. долларов. И именно последним достался 51% пакет акций «Роснефти».
Через полтора года пришел срок возврата займа. Не трудно догадаться, что у правительства РФ денег на это не нашлось. Далее, согласно процедуре, залогодержатели госпакета акций «Роснефти» должны были продать залог на аукционе - вернуть свое, а разницу - государству. Залогодержатели, о чем также легко догадаться, предпочли бы 51% акций «Роснефти», как говорится, переложить из одного своего кармана в другой, но тоже свой.
Но на тот же пакет акций уже в 1997 году замахнулся серьезный конкурент НФК и ЛогоВАЗа - ОНЭКСИМбанк (читай - Владимир Потанин). Последнему «Роснефть» была бы весьма кстати: заполучив контроль над этой нефтяной компанией, ОНЭКСИМбанк мог бы присоединить ее к «Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании» («СИДАНКО»), которую банк практически полностью контролирует.
Разумеется, формальными виновниками - «саботажниками» аукциона - правительство РФ назвало руководство «Роснефти». Но, по сути-то, лакомый нефтяной кусочек не смогли (не захотели) поделить две серьезные финансово-промышленные группы, контролируемые конкурентами - Борисом Березовским и Владимиром Потаниным. Оба - весьма влиятельные лица в российской политико-экономической колоде.
И достаточно состоятельные даже с точки зрения составителей ежегодного списка самых богатых людей мира по версии журнала Forbes.
Ко времени объявления второго аукциона по продаже акций «Роснефти» оба претендента и контролируемые ими монстры, очевидно, не поумерили своих желаний и страстей относительно этой компании.
Однако, ситуация осложнилась с появлением третьего, еще более серьезного конкурента. Подписав не так давно соглашение о сотрудничестве на своих нефтяных промыслах с Shell, российский газовый монополист «Газпром» в компании с «ЛУКОЙЛом» заявил о своем намерении поучаствовать в аукционе по «Роснефти». Как минимум для одного из двух прежних претендентов на те же акции - для ОНЭКСИМа - это хотя и обостряло борьбу, с одной стороны, но все же, с другой стороны, давало некую надежду хотя бы в «борьбе» с ЛогоВАЗом.
До аукциона оставались считанные дни. Но в результате «налогового наезда» на «Газпром» и его главу Рема Вяхирева, о чем «ЗН» подробно сообщало в предыдущем выпуске, компания Shell уже 2 июля отказалась от совместного с «Газпромом» участия в аукционе по «Роснефти». Нюанс в том, что именно Shell должна была финансировать большую часть этой возможной сделки (предполагалось, что Shell внесет не менее 1,2 млрд. долларов). Не сложилось…
И уже 3 июля председатель правления ОАО «Газпром» публично объявил: без Shell «Газпром» в аукционе участвовать не может - нет у него таких денег, мол. И брать кредиты больше, значит, он не намерен. То бишь, пока не намерен пытаться. Звучало это, ну по форме и смыслу, как «наш ответ Чемберлену» (читай: ответ «Газпрома» премьеру РФ С.Кириенко, и, вероятно, не только, вернее, не столько ему…).
Следующее за «Газпромом» заявление об отказе от участия в аукционе по «Роснефти» сделал 6 июля ОНЭКСИМбанк…
Эксперты говорят, что если в этот раз аукцион не состоится, то… словом, считайте это «добрым делом» правительства С.Кириенко…
Похоже, что правительство РФ рискует не досчитаться как минимум 1,5 млрд. долларов.
А «Газпром» тем временем пытается «отбить» все же арестованное налоговиками РФ имущество двух своих подразделений - отключает газоподачу должникам. Пока - только российским. На очереди - «ближайшие» соседи.