UA / RU
Поддержать ZN.ua

С НОВЫМ ГОДОМ — ГОДОМ ДЕРЕГУЛЯЦИИ

Говорят, у итальянцев есть очень полезная традиция: чтобы не тянуть в будущее всяческие ненужные вещи и бурно плодящийся хлам, они в преддверии Нового года выбрасывают их...

Автор: Наталия Яценко

Говорят, у итальянцев есть очень полезная традиция: чтобы не тянуть в будущее всяческие ненужные вещи и бурно плодящийся хлам, они в преддверии Нового года выбрасывают их. Прямо из окон, решительной и недрогнувшей рукой. Что здесь правда, а что преувеличение - мы не выясняли. Но заранее радуемся, что Украина - не Италия. Иначе находиться 31 декабря в непосредственной близости от присутственных мест на Грушевского, Банковой и многих других киевских улицах было бы небезопасно. Я настолько явственно себе представляю летящие с верхних этажей кипы ветхозаветных постановлений, приказов, распоряжений и прочих ценных указаний, которыми регулируется наша экономическая жизнь, что вынуждена ущипнуть себя: уж не привиделось ли? И с облегчением перевожу дух: привиделось!

Однако... 27 декабря, в самый канун 1998 года, Президент Украины провел совещание по вопросам развития предпринимательства и дерегуляции экономики. Допекло, знаете ли: в той же Италии - 68 малых и средних предприятий на 1000 населения, а в Украине, если верить Госкомстату, - всего 2,1. Да и те еле живы...

При 25 няньках - полная инвалидизация

- Малый бизнес у нас фактически регулируется декларацией, изложенной в 1991 году в статье 2 Закона «О предприятиях»: «Особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются законодательством Украины», - говорит председатель Госкомпредпринимательства Юрий Ехануров. - С тех пор прошло шесть лет. Ничего, ни единого законодательного акта в этой сфере не прибавилось...

В 1995 году Кабинет министров направлял в Верховную Раду законопроект о развитии малого бизнеса, но в 1996-м, в связи с принятием новой Конституции, его вернули назад. На этом все походы по поводу малого бизнеса завершились. А ведь необходим системный законопроект, который бы определял политику государства и направления, рамки малого бизнеса. Этим законом должна быть провозглашена политика. А все остальное - порядок налогообложения, виды деятельности - необходимо регулировать другими законами, скажем, о налогообложении физических лиц.

Но самый коренной на сегодня вопрос - как можно быстрее достичь в Украине критической массы предприятий малого бизнеса. По оценкам специалистов, это порядка 1,2-1,3 миллиона малых предприятий. На сегодняшний день в Украине действующих малых предприятий, которые отчитываются о своей деятельности, около 100 тысяч. Хотя в той же Польше - 2 миллиона...

Прервем на минутку Юрия Ивановича, чтобы взгрустнуть: вот она, Польша, совсем рядом, но до нее нам сегодня - как до Луны. Поскольку ни в одном более или менее нормальном - с точки зрения допустимого уровня госрегулирования экономики - государстве невозможна ситуация, при которой финансово-хозяйственную и прочую деятельность предприятия уполномочены проверять сразу 25 государственных органов (см. коллаж). Контролируют всех, как и завещал классик «учета и контроля». Скажем, недавний, ноябрьский опрос показал, что за последний год вниманием госпроверяющих были охвачены 100 процентов предприятий и предпринимателей - физических лиц. А интересы у контролеров самые что ни на есть разносторонние: от правильности уплаты налогов и сборов, качества продукции - до соблюдения строительных норм и правил, наличия огнетушителей и ящиков с песком. На случай пожара... Ну а если, скажем, предприятие пищевой промышленности на протяжении одного (!) месяца посетят инспекторы Госкомпотребзащиты, Госстандарта и санэпидстанции и будут три раза спрашивать об одном и том же, то это правильно втройне. Известно ведь: повторение - мать учения.

Неизвестно другое - а когда же работать? Поскольку, по данным экспертного опроса 200 руководителей малых частных предприятий, выполненного в октябре-ноябре минувшего года в Днепропетровске, Львове, Харькове и Виннице, в сумме эти проверки составляют от 34 до 296 дней в год. Это уж кому как повезет.

«В среднем, - отмечают исследователи из Международной финансовой корпорации, - одно частное украинское предприятие в течение года подвергается 78 проверкам. Это значит, что каждый четвертый рабочий день (т.е. не реже одного раза в неделю) кто-то из руководства отвлекается от работы. При этом им еще необходимо подготовить ответы не менее чем на 69 документальных запросов (еще один рабочий день). Таким образом, два дня рабочей недели руководителя предприятия из пяти уходят на проверки и взаимодействие с государственными органами».

К моему величайшему сожалению, авторы опроса не пишут слово «взаимодействие» в кавычках. А по смыслу так и просится, ведь от этого, мягко говоря, безобразия «в среднем каждое предприятие несет ущерба на 3400 гривен в год и несет затраты в связи с проверками еще в размере 700 гривен. Суммарная стоимость проверочной деятельности на одном предприятии, таким образом, составляет 4200 гривен...

Абсолютное большинство ответивших выделили органы налоговой администрации как источник многочисленных проверок, высоких штрафов и неизбежных поборов. Пользуясь своей властью, налоговая инспекция беспокоит каждое предприятие в среднем 6 раз в год (каждые два месяца), а также запрашивает документы в среднем еще 8,5 раза. При этом отмечено не менее 23 случаев (более 10%) ареста документации фирм. Каждая вторая компания вынуждена откупаться от налоговых инспекторов».

Дальше - еще интереснее:

«Три наиболее дорогостоящие и докучливые ведомства Украины - налоговая администрация, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба и служба пожарной безопасности МВД. Кроме них, по мере убывания: Государственный комитет по стандартизации и метрологии, Лицензионнная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, управление по борьбе с организованной преступностью, органы государственной контрольно-ревизионной службы.

...Выплата штрафов по линии проверок органов налогового контроля составляет примерно половину чистой прибыли (47%). Десятину предприниматели платят чиновникам в виде взяток (10%) и только треть от этой суммы - организованной преступности (3%), из чего следует, что коррупция в три раза более обременительна для частного предпринимательства Украины, чем рэкет.

На вопрос о том, сколько предприятию приходится платить государственным чиновникам за лояльное отношение к нему, откровенно ответило только 8,5%. Сам факт упорного замалчивания большинством опрошенных их реальных затрат свидетельствует об их запуганности и зависимости».

Честно говоря, есть отчего. Ибо контрольно-карательные акции практикуются в нашем отечестве не только для вышибания взяток. Еще одно широкое поле деятельности - устранение конкурента руками проверяющих. Кстати, как свидетельствует упомянутое выше исследование, оно и практикуется гораздо чаще, чем «физические методы» или клевета с антирекламой, - примерно в 45 процентах случаев, тогда как два других - соответственно в 10 и 39.

С помощью проверки очень легко поставить на место строптивых, отказывающихся платить дань, и попытаться обелить честь мундира. Именно о подобном факте рассказывала на совещании у Президента генеральный директор ассоциации «Єднання» Наталия Кожевина. Если раньше от предпринимателей тщетно добивались, чтоб они откровенно рассказали о своих мытарствах и притеснениях, то не так давно свыше 70 человек, поверив в декларируемую на всех уровнях поддержку и защиту, написали заявления и поставили под ними свои подписи. В результате... всем 70 перестали выдавать лицензии на право заниматься торговой деятельностью (так как не были перечислены некие суммы «поборов» в фонд Ватутинского района г. Киева), а налоговые инспектора пришли и начали проверку - как вы уже догадались, пофамильную - на предмет наличия лицензий.

Такая вот правда на свете. И не только в Киеве. Местные власти, как отметили авторы проведенного в четырех городах опроса, вдвое активнее уголовного мира тормозят развитие частного сектора экономики Украины. Одессу опрос обошел стороной, и очень жаль - тогда цифра была бы, вероятно, еще повыше. Поскольку в ходе совещания по дерегуляции г-жа Кожевина передала Президенту Украины документальное подтверждение того, куда, в какой «левый» (в смысле - не предусмотренный ни одним законом) фонд вынуждают перечислять деньги одесских предпринимателей.

Президент эту бумагу сразу же отдал и.о. генерального прокурора Олегу Литваку - для реагирования. Но ведь если реагировать на каждый чиновничий «чих», и 365 дней в году не хватит. Пора ломать систему удушения предпринимательской активности, пышным цветом расцветающую у нас и в морозы, и в жару.

Цели ясны, задачи определены.

Кто работать будет?

Это только в новогоднем кинофильме-сказке «Чародеи» герой может успешно проходить сквозь стену, так как видит цель и верит в себя. В нашей далеко не сказочной, а смахивающей на триллер экономике такие «финты» заведомо обречены на провал. Во-первых, любая «правильная», экономически и политически обоснованная мера в случае ее последовательной реализации нарушает уже сложившийся биоценоз и больнейшим образом ударяет по интересам определенных групп, в данном случае - прежде всего чиновничества. Во-вторых, а кто герой будет - тот, кому суждено пройти сквозь стену непонимания и противодействия, все вычистить и переиначить, не сломав при этом себе шею?

До недавних пор именно в этом пункте возникали наибольшие трудности. Следует ли удивляться, что минувший год для снижения государственного вмешательства в экономику был фактически потерян?

Да, по мере ухудшения состояния государственных финансов и ввиду приближения очередных выборов очень много говорилось о плачевном состоянии малого бизнеса в стране. И о потерях вследствие этого (по данным Госкомпредпринимательства и Международного центра перспективных исследований, украинские предприятия в год тратят 2,639 млрд. гривен на выполнение регуляторного законодательства, т.е. 2,9% прогнозировавшегося на 1997 год ВВП. И это без учета сумм прибылей, не полученных из-за невозможности быстро начать работу, прибылей от возможного инвестирования средств, повышения конкурентоспособности продукции.) О поддержке предпринимательства не реже нескольких раз в месяц заявляли высшие руководители страны, а министры и чиновники рангом пониже - так те, пожалуй, и по несколько раз в неделю.

Созданный нынешним летом Государственный комитет по развитию предпринимательства успешно погасил вспышку общественного недовольства рыночных торговцев, грозившую минувшей осенью вылиться в серьезный общенациональный протест. Кроме того, по инициативе вице-премьера Сергея Тигипко началось серьезное исследование - а почему дают сбой механизмы лицензирования, регистрации субъектов предпринимательской деятельности? В регионах начались проверки, изучение предпринимательского мнения...

Словом, государственная машина гудела и громыхала, пожирая финансовые ресурсы, колесики-винтики крутились, но все без видимого эффекта. Во многом из-за того, что проблемы дерегулирования рассматривались как нечто мелкое, второстепенное, напрочь выпадающее из контекста административной реформы. По умолчанию считалось, что каждое министерство (ведомство и т.д. по убывающей) будет заниматься дерегуляцией на вверенном ему участке. Т.е. вполне добровольно лишать себя столь сладостных контрольных функций, отменять те приказы и распоряжения, которые не соответствуют сложившимся реалиям, строго следить, чтобы регулятивные правила и процедуры были понятны людям, не дублировались и не противоречили друг другу и законодательству... Знаете, все это напоминало поиски в Украине мюнхгаузенов, способных вытянуть себя за волосы из воды.

За неделю до нового года Верховная Рада Украины приняла наконец долгожданные изменения и дополнения к закону о предпринимательстве, согласно которым, в частности, устанавливается единый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а их общее количество сокращается со 102 до 42; упрощаются и упорядочиваются госрегистрация и послерегистрационные процедуры, устанавливается, что единственным документом для открытия банковских счетов и изготовления печатей является государственное свидетельство... Похоже, начинаем выбираться на твердую почву? Но ведь между законодательным актом и его практическим воплощением - дистанция огромного размера, густо усеянная интересами структур, групп, группировок.

Если мы хотим, действительно хотим перемен, то решения необходимы радикальные, политические.

Как показало декабрьское совещание у Президента, почва для них уже вполне созрела, и в ближайшее дни можно ожидать подписания сразу двух указов. Первый из них - о регулятивной реформе, где речь пойдет о существенном упрощении процессов государственного регулирования, придании ему логики, четкости, непротиворечивости. Предусматривается, в частности, пересмотр всех действующих нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с тем, чтобы сократить чрезмерное административное вмешательство и полнее учесть новые экономические реалии. Как ожидается, координация всей этой работы в масштабах страны будет возложена на Госкомпредпринимательство, что, кстати говоря, вполне вписывается в концепцию перехода от ведомственного управления к функциональному.

Второй проект всецело посвящен государственной поддержке развития малого предпринимательства и, как предполагается, после подписания Президентом он будет подан в Верховную Раду. Примечательно, что среди множества деклараций, вполне соответствующих духу любого документа «о поддержке», в нем не затерялось и рациональное зерно. Так, сделана наконец попытка определить, что собой представляет малое предприятие в Украине: среднесписочная численность работающих за год - не больше 50 человек; объем выручки (валового дохода) от реализации продукции за год - не более 500 тыс. экю. Если же на предприятии персонала меньше 10 человек, а выручка не дотягивает до

50 тыс. экю в год, оно, согласно проекту, может применять упрощенную систему налогообложения (т.е. платить единый налог), а также упрощенную схему учета и отчетности. Хороша, особенно ввиду нынешнего правительственного «наступления» на амортотчисления, еще одна предлагаемая норма - о том, что субъекты малого предпринимательства могут самостоятельно принимать решение об ускоренной амортизации активной части основных фондов с коэффициентом ускорения не более чем в два раза...

Сейчас трудно судить, как скоро нынешние предложения обретут силу закона и - что еще важнее - сколь успешной окажется дерегулятивная реформа на практике. Однако поскольку мы уже на собственной шкуре убедились, что дальше «так жить нельзя», то в новом году согревает кро-о-хотная надежда. Коль дотянули до принятия бюджета-98, может, дотянем и до создания мало-мальски переносимых условий для предпринимательства? Может, будем уже воевать не с бабушками, которые торгуют контрабандными сигаретами, а с явлениями?