UA / RU
Поддержать ZN.ua

«С КЕЙСОМ ДОЛГОВЫХ ВЕКСЕЛЕЙ И ПИСТОЛЕТОМ У ВИСКА

Независимо от того, кто и как воспринимал последовательную, на наш взгляд, стратегию «ЗН» - предста...

Автор: Алла Еременко

Независимо от того, кто и как воспринимал последовательную, на наш взгляд, стратегию «ЗН» - представить все имеющиеся мнения и нюансы «газового» рынка Украины - мы убеждены, что эти попытки не были безрезультатными и бесполезными. В конце концов «сектором газа» решил заняться и парламент. Но коль скоро каждый из нас и предприятия, где большинство из нас все-таки еще работает (или числится), платит за газ (или не отказывается это сделать при наличии средств), нелишне знать: за что и почему мы должны платить конкретную сумму? И насколько она зависит от ситуации на рынке энергоносителей.

Сказавши «А»...

Окончательные итоги работы отечественного рынка газа (и вообще рынка энергоносителей) нам еще предстоит узнать. Однако результаты за первые три квартала уже достаточно четко обрисовывают контуры той картины, которая будет заполнена красками к концу года.

Тем не менее, даже украинские парламентарии настолько прониклись «приключениями торговцев газом» в Украине, что создали специальную временную комиссию, дабы учинить разбор ситуации в означенном секторе экономики. И что, пожалуй, самое неординарное - законодатели решили хотя бы попытаться узнать мнения самих участников рынка газа об основных «за» и «против» действующих «правил игры».

До 1 декабря специальная временная комиссия ВР по вопросам функционирования национального рынка энергоносителей предложила участникам этого рынка высказаться «о наболевшем». Хочется верить, что эти «откровения» еще успеют учесть перед тем, как скорректировать «правила игры» на год грядущий (а, возможно, и не на один год).

У потребителей же газа, т.е. нас с вами, уважаемые читатели, парламентарии мнением на сей счет пока не интересовались. Однако, «ЗН» готово восполнить этот пробел. А так как потребители - последнее звено в системе газопоставок, наше с вами мнение попытаемся представить в конце опроса - в качестве резюме.

Если же говорить о том, что уже удалось узнать о рынке газа парламентариям, то прежде всего это то, что внутренний рынок слишком зависит от внешних факторов. Остается уповать, что это «откровение» - не единственное и не главное открытие временной спецкомиссии ВР. Хотя бы потому, что это давно не новость для более-менее внимательных граждан.

Куда более объективной выглядит информация о полной бартеризации расчетов на внутреннем рынке энергоносителей. Этот постулат имеет свои плюсы и минусы, которые, надеемся, будут с должным вниманием взвешены временной комиссией ВР. После чего мы надеемся получить и представить читателям «ЗН» объективную официальную информацию о ситуации на отечественном рынке энергоносителей в 1996 году и его перспективах на год грядущий. А также надеемся, что и правительство выскажется на сей счет.

«Игроки» о своих зло- и приключениях на украинском рынке газа

Нелишне, однако, знать и мнение о рынке газа и «правилах игры» на нем самих участников этой «игры» - небезопасной, как свидетельствует практика (если считать официально известные случаи посягательства на жизнь «газовых игроков», то за год их число перевалило за десяток! О неизвестных и неоглашенных в данном случае не говорится...). Состояние «игроков-газовиков», по большому счету, можно, вероятно, выразить так: «С кейсом долговых векселей и пистолетом у виска». Такое определение, увы - не результат журналистского образного мышления, а реалии жизни многих трейдеров. Хотя вся официальная информация о рынке газа в частности и рынке энергоносителей вообще выглядит весьма невинно...

Когда в начале года «ЗН» намеревалось представить мнения участников рынка газа - о «правилах игры», нам резонно заметили, что «еще рано». Надеемся, что сегодняшняя попытка - еще не поздно...

Итак, рынок газа Украины: в лицах и цифрах - предварительные итоги 1996 года.

Параллельно, но независимо от временной «энергетической» спецкомиссии ВР «ЗН» проводит блиц-опрос участников рынка энергоносителей. В отличие от парламентариев, разославших свои пространные анкеты, мы задали всего два вопроса:

1. Как вы оцениваете ситуацию на рынке энергоносителей в этом году?

2. Чтобы вы предложили на 1997 год?

Ответы на эти вопросы, по большому счету, могут быть той квинтэссенцией, которую ищут депутаты. Если, конечно, на эти вопросы ответят. И если, конечно, все-таки ищут.

Не знаем как парламентариям, а на вопросы «ЗН» уже поступили первые ответы. По мере поступления следующей партии (надеемся, что не промолчат нефтяники, производители и продавцы нефтепродуктов и электроэнергии), мы представим читателям «ЗН» и другие мнения. А сегодня - слово представителям «газовых» трейдеров, которых мы уже представляли (смотрите «ЗН» от 7 мая 1996 года).

«Выброшенный из гнезда»

Когда в «Укргазпроме» - крупнейшем газодобывающем и газотранспортном предприятии Украины - мы поинтересовались мнением о ситуации на рынке газа, один из членов правления предложил в качестве собственного мнения притчу о кукушкиных детях. Помните, наверное, что кукушка по обыкновению откладывает свои яйца в чужие гнезда. Когда птенцы появляются на свет, они умудряются без особых проблем выбросить не кукушат из гнезда. Родная же мать, не ведая, что кормит подкидышей, добросовестно таскает прожорливым кукушатам корм. Ее же собственные дети, выброшенные из родного гнезда, погибают.

Не станем задаваться вопросами: кто «кукушка», а кто «мать родна» «Укргазпрому», и кто есть на рынке газа «кукушата». Но то, что отечественное газодобывающее предприятие «выталкивают» из гнезда, пожалуй, похоже на правду.

Председатель правления АО «Укргазпром» Богдан Клюк оценил образную версию ответа своего коллеги. Однако, в качестве своей официальной версии предложил несколько красноречивых фактов, свидетельствующих о незавидном положении «Укргазпрома» на отечественном рынке газа.

За первые девять месяцев предприятиями «Укргазпрома» добыто около 10,7 млрд. кубометров газа и 487,2 тысячи тонн газового конденсата. Эти цифры свидетельствуют: несмотря на все проблемы, со своим заданием «Укргазпром» не только справился, но даже перевыполнил планы добычи соответственно на 85,1 млн. кубометров газа и на 31,9 тыс. тонн конденсата.

Будучи основным транзитором газа, «Укргазпром» за этот период транспортировал около 164 млрд. кубометров газа, в том числе российского на экспорт - 86 млрд. кубометров.

В подземные хранилища газа, обслуживаемые «Укргазпромом», закачано свыше 17 млрд. кубометров газа.

Однако весь этот объем работ практически никем не оплачен. Значительная часть газа, добытого в Украине и полученного в качестве российской платы за транзит, направлена на обеспечение нужд населения и коммунально-бытовых предприятий.

Бюджет с «Укргазпромом» рассчитываться не торопится, как и сами потребители газа. Областные администрации худо-бедно, но расплачиваются с негосударственными поставщиками газа, забывая при этом о долгах «Укргазпрому» еще с прошлого года.

Кроме того, когда Госнефтегазпром наделял импортеров газа регионами для реализации российского и туркменского газа, об «Укргазпроме» позабыли напрочь. Ему не только платежеспособных регионов не перепало, но вообще ничего не досталось. В мае сообразили, что «Укргазпрому» свой газ девать некуда, и решили кое-что отнять у импортеров. Те воспротивились. Но хотя бы формально Запорожскую область и несколько сотен промышленных потребителей передали «Укргазпрому». Неформально же большая часть «переданных» предприятий по-прежнему обеспечивается газом по старым контрактам, расторгнуть которые в принципе нет достаточных законных оснований.

Импортеры газа за транспортные услуги вместо денег предлагают «Укргазпрому» тот же газ.

Так что получается до слез комичная ситуация: «Укргазпром» имеет больше всех газа (добытого в Украине, полученного в качестве оплаты непосредственно от российского «Газпрома» и импортеров газа), а продать его некому. Поэтому предприятие вынуждено свой газ «загонять» в подземные хранилища за свой счет. Негосударственные же торговцы пока что отказываются оплачивать закачку газа в «укргазпромовские» подземки и его хранение.

В результате сам «Укргазпром» прочно «сидит на картотеке»: задолженность его предприятий перед бюджетом - 539,7 млн. гривен. Работники предприятий «Укргазпрома» по нескольку месяцев не получают зарплаты: сумма невыплат составляет 10,9 млн. гривен. Последнее - не из ряда вон выходящее явление в Украине. Но стоит заметить, что во все времена работники газовой отрасли жили несколько лучше остальных, так как добыча и транспортировка газа всегда была очень рентабельным занятием. К тому же, в силу небезопасной специфики производства газовики не выйдут на забастовку, не устроят пикеты у парламента и не лягут на газопроводы, как шахтеры на рельсы... Никто из них не покинет рабочее место самовольно, так как отдает себе отчет, что это может обойтись слишком дорого всей стране. До сих пор если газопроводы и взрывались, то не по вине сотрудников, а от того, что у «Укргазпрома» нет средств на своевременную профилактику и замену выработавших свой ресурс газовых трасс и оборудования.

Импортеры газа с невероятными, по их словам, усилиями, выбивают у потребителей хотя бы часть оплаты за поставленный газ. При этом оптовики работают с товаром. «Укргазпром» пойти на товарообменные операции не может в силу специфики производства. В итоге с ним рассчитываются крайне редко.

К началу октября, как свидетельствуют финансовые показатели «Укргазпрома» (см. диаграмму), общая задолженность перед ними потребителей газа и компаний-импортеров составила 2817,4 млн. гривен.

На фоне перипетий газового бизнеса в 1996 году, попытки «Укргазпрома» призвать на помощь правительство и Госнефтегазпром выглядели как глас вопиющего в пустыне. Правительство распорядилось «скостить» из долгов «Укргазпрома» бюджету сумму стоимости 5 млрд. кубометров газа («оплатив» таким образом закачку этого газа в ПХГ в качестве резерва на зиму). Однако самим газовикам за хранение этого газа (а Минэкономики установило плату за каждую 1000 кубометров газа в 10 долларов за сезон) никто, судя по всему, платить не собирается... Опять же за счет «Укргазпрома» правительство распорядилось «списать» около 5,6 млрд. кубометров газа, использованного еще в первом квартале и так никем и не оплаченного.

В этой ситуации для государства очень выгодно, что «Укргазпром» фактически является госпредприятием, на счет которого списываются все тактические просчеты и внутренние долги. Однако вряд ли такая стратегия дальновидна. Лишая «Укргазпром» возможности на равных работать на отечественном рынке газа, т.е. получать средства за свой газ и свои транспортные услуги, Госнефтегазпром и правительство ставят под угрозу не безопасное функционирование отечественной газовой системы. В «Укргазпроме» все чаще напоминают, что предприятие вскоре не сможет обеспечивать бесперебойную поставку российского газа на экспорт. И даже не потому что потребители «подворовывают», а в силу технических проблем, для решения которых у газовиков нет средств.

В последние годы в Европу и на Балканы через Украину транспортируется 110-120 млрд. кубометров газа. Доля российского газа на европейском рынке превышает 30-35% общего объема потребления. И по большому счету, как основной транзитор газа, «Укргазпром» несет моральную и материальную ответственность не только за газообеспечение украинских потребителей, но и за стабильность европейского газового рынка. Вряд ли зарубежных покупателей российского газа интересуют проблемы финансирования «Укргазпрома». Но вот счета ему выставят непременно, ежели что. И тогда уж речь пойдет не только о баснословных штрафах, а и вообще об обязательности нашей страны.

К слову сказать, пока в Украине пускают «в расход» «Укргазпром», россияне медленно, но уверенно сооружают альтернативный украинскому магистральный газопровод через Белоруссию и Польшу. Специалисты утверждают, что через год первая часть этой газомагистрали вступит в строй. И тогда «Укргазпром» может оказаться без весомой доли «газоэкспортной» работы, а значит - и без газа, который сегодня «списывается» на «переборы» комбыта или еще кого-то там. И без существенной прибыли в бюджет, которая причитается с «Укргазпрома» и по традиции засчитывается в доходную часть национального бюджета.

Дэвид Робсон, президент JKX Oil & Gas:

«Я рад, что Президент Украины сказал свое «да»

В начале октября пресс-служба Президента Украины сообщила, что о проблемах рынка газа и связанных с этим перспективах привлечения инвестиций в развитие добычи углеводородного сырья в Украине шла речь во время встречи Леонида Кучмы с президентом английской компании JKX Oil & Gas Дэвидом Робсоном.

«Зеркало недели» поинтересовалось у г-на Робсона его мнением о рынке газа Украины, а также содержанием и результатами встречи с Президентом Украины.

- Г-н Робсон, с Президентом Л.Кучмой, насколько нам известно, вы говорили, в частности, о том, что созданная при участии JKX «Полтавская газонефтяная компания» не имеет реальной возможности продать в Украине здесь же добытый газ. Каков был ответ?

- В ходе встречи обсуждался целый ряд вопросов. Действительно, действующая в настоящее время в Украине система поставок и реализации природного газа не позволяет «Полтавской нефтяной компании» предложить и продать на внутреннем рынке весь объем газа, добываемый на нефтегазовых промыслах Полтавской области. Украина, насколько мне известно, большую часть необходимого газа импортирует из России и Туркменистана. Однако ведется добыча, в том числе и при участии JKX, в самой Украине. Поэтому мы вынуждены были просить помощи у Президента г-на Кучмы с тем, чтобы иметь возможность на взаимовыгодных условиях для покупателей продать свой газ. Г-н Президент отнесся очень положительно к нашей просьбе и сказал, что он нам поможет.

Такой подход позволит нам, в свою очередь, значительно увеличить инвестиции в развитие добычи углеводородов в Украине и даст основание акционерам JKX надеяться на выгодное вложение капитала.

В настоящее время мы также работаем совместно с компанией «Itera-Украина» по вопросам продажи на украинском рынке добытого нами газа. И надеемся, что наше сотрудничество будет успешным.

- Кроме Украины, JKX работает в Грузии, России. Скажите, г-н Робсон, вам во всех этих странах приходится взывать к помощи президента?

- Я знаю г-на Шеварднадзе очень хорошо. И он, как и г-н Кучма, внимательно относится к проблемам обеспечения страны энергоносителями, в том числе и к развитию собственной сырьевой базы.

Хочу подчеркнуть, что JKX - не единственная на рынке любой страны. Мы привыкли работать в условиях конкуренции на рынке. Однако в данном случае речь идет не о сугубо коммерческой проблеме JKX, а о проблемах всех компаний. И их решение в значительной мере будет и решением части энергетических проблем для всей Украины. Стратегия взаимной выгоды - это основа нашей работы.

- Кроме проблем JKX, с Президентом Украины вы обсуждали и более глобальные вопросы?

- Да, и в этом была главная моя задача. Могу сказать, что, например, в Грузии мы совместно разработали и уже внедрили пакет законодательных актов «О разделе продукции». Такого рода нормативные акты действуют во всех странах и наряду с другими гарантируют инвесторам стабильные условия работы в добывающей отрасли. Грузия уже сегодня получает прямую выгоду от такой цивилизованной организации рынка добычи энергоносителей. Как и инвесторы.

Но для принятия таких решений необходима политическая воля Президента страны. Это всегда стратегическое решение. И я рад, что г-н Кучма сказал свое «да».

- Ваша компания с момента своего прихода в Украину неоднократно выступала с подобными инициативами. И в ходе организованных JKX международных конференций в Украине и за рубежом звучали аналогичные предложения от потенциальных инвесторов. Однако до сих пор в этом направлении в украинском законодательстве - вакуум...

- Да, мы не однажды уже заявляли о необходимости разработки в Украине соответствующего законодательства и предлагали свою помощь. Но с Президентом этих вопросов еще не обсуждали.

- Вероятно, во всех странах СНГ, где JKX пытается работать, вы сталкиваетесь с проблемой относительности политической стабильности? В этом смысле, позвольте спросить: если, например, в стране, где работает JKX, меняется Президент, вам, что - приходится начинать все сначала?

- Мы начали работать при вашем бывшем Президенте. Я не думаю, что здесь проблема в конкретном политике, хотя многие так считают. Я так не считаю. Я знаю, что в Украине уже достаточно развита политическая система и достаточно сформированная государственная политика. Но я знаю также, что договоренности, которые у нас есть в Украине, достигнуты на государственном уровне, а не с отдельными политиками. И я надеюсь, что Украинское государство выполнит свои обещания. И знаю, что мы выполним свои.

Справка «ЗН»

JKX Oil & Gas как независимая разведочно-эксплуатационная компания основана в Великобритании в 1992 году для продолжения работы на нефтегазовых промыслах бывшего СССР, разрабатываемых с 1980-х годов. С июля 1992 года ее акции котируются на Лондонской фондовой бирже с рыночной капитализацией в 250 млн. долларов.

В настоящее время через созданные 8 совместных предприятий JKX работает в Украине, России (Дагестане) и Грузии.

В 1993 году при участии JKX создано СП «Крымская нефтяная компания» (для разработки углеводородных месторождений в украинской части шельфа Черного моря) и «Полтавская газонефтяная компания», разрабатывающая с 1994 года Ново-Николаевскую группу месторождений.

Для реализации полтавского проекта JKX предоставлены 8 млн. долларов кредита ЕБРР. В настоящее время добыча углеводородов в Полтавской области доведена до 30 млн. кубометров газа и 35 тыс. тонн нефти и конденсата. Продукция переработки добытой нефти и конденсата полностью реализуется на внутреннем украинском рынке.

JKX с момента начала работы в Украине инвестировала свыше 10 млн. долларов.

Богдан Клюк, «Укргазпром»:

«Пусть сапоги тачает сапожник»

Свои предложения по обустройству отечественного рынка газа «Укргазпром» в течение года неоднократно высказывал и Госнефтегазпрому, и Кабмину, и парламенту. Однако до сих пор от этого ничего не изменилось. И главе «Укргазпрома» остается разве что последовать примеру российского коллеги Рема Вяхирева - писать открытые письма в газеты. Но пока он не решился на это, мы напомним некоторые предложения «Укргазпрома» экономического и организационного характера:

- создать равные условия на рынке газа для отечественных производителей и импортеров газа;

- установить закупочную цену на газ отечественной добычи в 80 долларов за 1000 кубометров (на уровне цены на импортируемый газ);

- оставить у предприятий «Укргазпрома» разницу между себестоимостью добычи газа и рыночной ценой (в августе-сентябре себестоимость добычи 1000 кубометров газа составляла в старых деньгах 1612,1 тыс. крб.);

- хотя бы треть рентной платы, исправно взимаемой с добытчиков газа, оставить газовикам на развитие той же добычи газа;

- установить «сезонные» цены на газ;

- призвать к юридической ответственности руководителей местных органов

власти за вмешательство в выполнение постановлений правительства о расчетах за газ (т.е. у глав администраций отбить охоту «не пущать» газовиков, которые должны отключить подачу газа должникам).

Словом, в «Укргазпроме» считают, что их дело - добыча газа и транспортировка. И этим они и намерены заниматься. Что же касается расчетов за газ, - здесь пока «Укргазпром» сам не справится. И без организационной помощи ему не обойтись. Не исключено, что вскоре и в «Укргазпроме», как в любой трейдерской компании, появится департамент товарных поставок и расчетов за газ.

Владислав Оленченко, «ОЛГаз»:

«Если уж приняли схему, она должна быть четкой...»

Еще в начале года промышленно-финансовая компания «ОЛГаз» избрала весьма осторожную тактику: «поживем-увидим». И судя по всему, для небольшой компании, предлагающей на рынок сравнительно небольшой объем газа (за 9 месяцев - около 650 млн. кубометров газа), такая позиция оказалась оправданной. Впрочем, это не избавило «ОЛГаз» от всех «прелестей» внутриукраинских переделов. Получив в общей сложности около 650 контрактов на продажу газа в пяти областях Украины, до сих пор «ОЛГаз» никак не наладит договорные отношения в Ривненской области. С начала года до конца апреля этот регион обеспечивался газом «Интергаза». А с 1 мая между двумя компаниями с подачи Госнефтегазпрома ведется затяжная «холодная борьба» за потребителей области.

Тем не менее «ОЛГазу» удалось получить за свой газ около 40% его стоимости, в основном товаром. Заместитель генерального директора ПФК «ОЛГаз» Владислав Оленченко считает, что уже задействованные долгосрочные схемы расчетов позволят улучшить ситуацию с платежами.

В свою очередь «ОЛГаз» смог выполнить свою часть обязательств перед Молдовой и РАО «Газпром» по поставкам специального оборудования и материалов для совместной программы реконструкции части магистрального газопровода в Молдове.

К сожалению, считают в «ОЛГазе», пока не нашла должной поддержки идея совместной работы поставщика газа с местными и областными администрациями регионов - для покрытия задолженности всех потребителей газа. Причина, если не вдаваться в подробности, банальна: у администраций нет необходимости и стимула... оплачивать газ. Если можно не платить, то какой смысл добиваться расчетов?! Все равно, мол, поставщик газа никуда не денется, других потребителей ему никто не «преподнесет». Глядишь, и неплатежеспособных лишишься.

В принципе, считает В.Оленченко, если уж остановили выбор на региональной схеме и в начале года определили кто, куда и сколько должен поставить газа, - при всех нюансах нужно было четко работать до конца года. А постоянные корректировки и перераспределение рынка сбыта между компаниями еще больше усложняло и без того непростую ситуацию. Такой подход может привести только к абсолютной дестабилизации.

Независимо от того, какой принцип организации рынка газа в Украине будет выбран на 1997 год, говорит В.Оленченко, его участники должны получить стабильные условия для работы. Разумеется, если снова будет региональный передел, о конкуренции как таковой говорить не приходится.

Стремясь хотя бы формально стимулировать расчеты за газ, Госнефтегазпром и правительство издали в этом году целую серию постановлений и распоряжений. Между тем ни одно из них, как свидетельствует практика, не опиралось на конкретный механизм. Более того, на местах каждое распоряжение истолковывали на свой лад. В результате даже те компании, которые хотели быть исполнительными (с точки зрения авторов распоряжений), не могли что-либо предпринять.

В этом контексте «ОЛГаз» желал бы, наряду с другими импортерами, элементарной последовательности как со стороны участников рынка, так и со стороны «авторов правил игры». Планируя в 1997 году предложить на украинский рынок до 4 млрд. кубометров газа, «ОЛГаз» рассчитывает на долгосрочную определенность рынка, а также на упрощение порядка таможенного оформления товаров, экспортируемых в зачет оплаты газа. Разумеется, на идеальный в этом смысле вариант - отмену НДС - никто не рассчитывает.

Александр Абдулин, «Интергаз»:

«Что можно сказать о системе, которой нет?»

Председатель правления АОЗТ «Интергаз» Александр Абдулин считает, что для созданной комиссии ВР по вопросам формирования национального рынка энергоносителей существует буквально «непаханное поле» проблем. Комиссии придется поломать голову над сложившимися противоречиями.

По мнению А.Абдулина, нелегко анализировать систему импорта и распределения газа, которая была разрушена еще до того, как собственно могла быть создана. Например, «Интергаз» в первом квартале достаточно успешно провел договорную кампанию и определился с потребителями о вариантах расчета за газ. Изучив проблемы всех «вверенных» регионов, компания намеревалась, так сказать, творчески решить проблемы взаиморасчетов. Некоторые предприятия «кредитовались» газом, другие - деньгами за счет платежеспособных потребителей (но уже газотрейдером), были разработаны так называемые давальческие схемы. Не на один год была рассчитана и схема работы с обладминистрациями.

По мнению А.Абдулина, это и был тот идеальный случай, когда интересы предпринимателей совпадали с государственными. Но уже в апреле многосложная схема «Интергаза» решением Госнефтегазпрома была напрочь разрушена. Рынок реализации газа для АОЗТ «Интергаз» был максимально ограничен по сравнению с первоначальным. Компания не только не в состоянии выполнить обязательства перед российским «Газпромом» (предполагалось закупить до 10 млрд. куб. м газа), но и лишена возможности вернуть вложенные кредитные средства. Речь в данном случае не только о недополученной прибыли, но и прямых убытках.

Вопрос «Кто за это ответит?», вероятно, риторический. Во всяком случае, в «Интергазе» не надеются на то, что ответчиком будет Госнефтегазпром... Однако надеются, что впредь не только распоряжения Госнефтегазпрома, но и другие решения о регулировании рынка энергоносителей не будут как минимум противоречить действующему законодательству Украины.

А.Абдулин, кроме того признает, что и отстаивавшийся прежде «Интергазом» так называемый ведомственный принцип газопоставок, и исключительно региональный - не лучшие варианты. Вероятно, есть смысл в будущем это учесть. Не лучшим вариантом признает А.Абдулин и практику «выхватывания» платежеспособных предприятий регионов, а также так называемые прямые контракты самых рентабельных предприятий с РАО «Газпром».

Все вместе взятые недостатки, говорит г-н Абдулин, привели к срыву поставок газа и расчетов потребителей, а это в свою очередь - к увеличению долга (внутреннего и внешнего) и, на сегодня, к кризису платежей. Следствием этого является непоступление платежей в бюджет от предпринимателей, занятых «газовым» бизнесом.

Евгений Сухин, «Itera-Украина»:

«Сегодня нет эффективной системы защиты от недобросовестных покупателей»

При всех сложностях на рынке газа, считает Евгений Сухин, примечательна уже сама попытка организации этого рынка. В результате этого часть предприятий (или, точнее, часть руководителей) признали, что за газ надо платить. Руководитель компании «Itera-Украина» считает положительным тот факт, что в 1996 году хотя бы правительство не препятствовало отключению газоподачи должникам. Чего, впрочем, нельзя сказать о местных администрациях.

Командный подход к региональному распределению рынка между трейдерами, говорит Е.Сухин, изначально поставил компании в неравные условия. Мало того, что таким способом утверждались «региональные монополии», но и уровень платежеспособности регионов Украины слишком неодинаков. При этом абсолютно отсутствует конкуренция предложений цен на газ; потребители лишены возможности выбора поставщиков, а также выбора при реализации своей продукции. В итоге проигрывает и государство, и трейдеры.

Тем не менее, главной проблемой для поставщиков газа Евгений Сухин считает отсутствие в Украине эффективной системы защиты от недобросовестных покупателей газа. На практике трейдеры убедились, что «заядлых» должников крайне трудно привлечь к ответственности за неплатежи. Нет нормальной вексельной и залоговой системы как составляющих полноценной работы финансового, фондового рынка. Нет четко оговоренных законодательных норм, позволяющих предусмотреть (а затем при необходимости взыскать) так называемое материальное обеспечение контракта с потребителей газа.

Президент компании «Itera-Украина» предлагает предусмотреть в законодательном порядке возможность «сезонного маневра» цен, что позволит импортерам газа оплачивать его хранение в подземных хранилищах «Укргазпрома».