Не дожидаясь разрешения конфликта, они бросились в бега
Тревожные радиограммы от экипажей арестованных судов или брошенных судовладельцами на произвол судьбы - для Одессы привычное явление. Однако теперь сигналы SOS поступают не только от моряков тонущего Черноморского морского пароходства, но и от рыбаков преуспевающей акционерной рыбопромышленной компании «Антарктика». Правда, преуспевающей она стала казаться после пресс-конференции с фуршетом, специально организованной месяца три назад генеральным директором АРК «Антарктика» для того, чтобы поведать журналистам о своих успехах - увеличении объемов добычи рыбы и морепродуктов, а на самом же деле для привлечения внимания к своей персоне. Г-н Кравченко не скрывал, что собирался выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах мэра Одессы. В это-то самое время, когда генеральный директор рассказывал о своих достижениях, экипажи плавбазы «Восток» и рыбоморозильного траулера «Иван Кучеренко» били тревогу и просили о помощи…
Арест судов
Суда были арестованы еще 17 марта военно-морскими силами Королевства Марокко. Испанский концерн «Grupo Nico», которому АРК «Антарктика» давно задолжала и отказывалась выплачивать 2,7 млн. долларов, подал заявление в суд города Агадир с просьбой помочь наложить эмбарго и арест на суда «Антарктики», которые вели промысел в экономической зоне королевства, что и было сделано.
Руководство «Антарктики» предъявленные ей претензии за 1991 год не признало и подало встречный иск в суд на «Grupo Nico» и марокканских военных за незаконный арест и простой судов, что привело к огромным убыткам. Однако суд, назначенный на 20 мая, был перенесен на июнь, а затем на июль. Словом, выяснение отношений затянулось.
Какая кошка пробежала между «Антарктикой» и «Grupo Nico», которые сотрудничали с 1989 года, остается только гадать. По мнению руководства «Антарктики», арест судов есть ни что иное, как попытки конкурентов вытеснить их компанию с украинского рынка. Зная о том, что в трюмах полно рыбы, которая может испортиться, если закончится топливо, и используя усталость экипажей, находящихся в море 9 и 18 месяцев, они решили взять «Антарктику» на измор. «Grupo Nico» свои пояснения по поводу ареста изложил в письме на имя министра иностранных дел, министра рыбного хозяйства и мэра Одессы. В нем говорилось, что концерн предоставлял «Антарктике» свои услуги по ремонту судов, поставкам ЗИПа и топлива, по выплате зарплаты экипажам и в реализации рыбной продукции.
«Недавно же ситуация, - писали они, - достигла такой степени пренебрежения, что мы против своей воли и с полной уверенностью в правоте, обусловленной продолжительным невыполнением руководством «Антарктики» обязательств по выплате долга перед нашим концерном, обратились к процедуре судебного преследования. На проведенных в Лас-Пальмасе нескольких встречах мы предложили ряд вариантов решения проблемы. Однако представители «Антарктики» отказались их принять во внимание. Мы же предлагали продать продукцию, находящуюся на борту «Ивана Кучеренко», приблизительно на 500 тыс. долларов и перевести эту сумму на наш счет, за что сняли бы эмбарго с этого судна. По РПБ «Восток» мы предложили график платежей, разбитый на 9 месяцев по 200 тыс. долларов.
Их отказ в принятии любого решения со ссылкой на отсутствие денег непостижим. «Антарктика» продала 16 рыболовных траулеров, а также плавбазу «Советская Украина», флагман украинского флота. Нам сообщили, что только по результатам этих продаж «Антарктика» получила примерно 4,5 млн. долларов. Более того, в течение последних четырех лет она получила банковский кредит на сумму 2 млн. долларов от украинского государства плюс 2 млн. долларов от Первого украинского банка и 2 млн. долларов от Градобанка. Не понимаем, о каком отсутствии средств говорит г-н Кравченко. Кажется, эти кредиты были даны на приобретение новых судов «К.Соляник» и «К.Буга». Первое предположительно уже потеряно для Украины по причине задолженностей и контрактов, подписанных г-ном Кравченко и другими лицами. Эти суда зафрахтованы английской компанией. Где же в таком случае деньги от фрахта?
Определенно знаем: в Украину из района промысла Марокко было импортировано несколько тысяч тонн свежемороженой рыбы и миллионы банок консервов, что достигает по рыночной цене астрономической суммы. По нашей оценке, только за этот последний год «Антарктика» получила предположительно порядка 18 млн. долларов. Почему же нет средств на оплату долга концерну?»
Кстати сказать, ее нет и на выплату заработной платы экипажам судов, которые эту рыбу добыли.
Кто в сложившейся конфликтной ситуации прав, а кто виноват - разберется суд. Ну а пока, как говорится, суд да дело - страдают экипажи.
Под дулами автоматов
«Мы находимся под дулами нацеленных на нас автоматов, при полном запрете снабжения судов топливом, продовольствием и медикаментами. Имеющиеся у нас запасы необходимого иссякли. Особенно страдаем от недостатка воды. Пугает и психологическое состояние людей. От стрессовой ситуации скончался рефмашинист…»
Это сообщение с траулера «Иван Кучеренко». А вот телеграмма с плавбазы «Восток», отправленная в адрес Министерства рыбного хозяйства, Верховной Рады и Одесской облгосадминистрации капитаном-директором А.Онощенко. «336 человек, часть из которых в море более 18 месяцев, доведены до такой степени отчаяния, что нависла угроза самоубийства. По сути, люди брошены на произвол судьбы. А ведь мы - не туристы и не отдыхающие. Коллектив произвел более 20 млн. банок консервов, 27 тысяч тонн мороженой рыбы. Продукция отгружена, реализована, а теперь мы никому не нужны. Просим принять меры по нашему освобождению. Люди уже не выдерживают такого издевательства над ними. Неужели судьба моряков настолько безразлична власти имущим или Украина настолько беспомощна, что не может защитить своих людей?».
В таком отчаянии не только моряки, но и семьи на берегу. Из радиограмм они знали, что происходит на судне, что здоровье их близких под угрозой. Обеспокоенные судьбой своих отцов, сыновей и мужей, они не представляли, что им делать и у кого искать помощи. Свои письма с просьбами тоже направили в Верховную Раду и Президенту Украины. Но, увы, результата нет.
В Одессе же члены семей устали обивать порог офиса «Антарктики», руководство которого считает, что своими телеграммами с берега о бедственном положении родных они только будоражат экипажи. В своем обращении к генеральному директору АРК «Антарктика», опубликованном в местной газете после того, как Валерий Кравченко отказался принять и выслушать, жены рыбаков писали: «Нас удивляет просьба администрации не беспокоить наших мужей сообщениями о бедственном положении в их семьях. А как же нам быть? В то время, когда наши дети падают в голодные обмороки, поскольку мы по вашей вине больше года находимся без средств к существованию, ибо вы не выплачиваете нашим мужьям и их семьям зарплату, трюмы «Востока» ломятся от готовой продукции». Однако на эти и другие такого же рода вопросы у г-на Кравченко ответов нет.
Протесты МИДа
не помогли
Все попытки руководства «Антарктики» освободить суда ни к чему не привели, даже после того, как были подключены МИД и другие государственные инстанции. Минрыбхоз Украины обращался к министру рыбного хозяйства и морской торговли Королевства Марокко г-ну Мустафи Саелю с просьбой помочь в разрешении ситуации, сложившейся вокруг украинских судов. Министерство иностранных дел дважды выступало с нотой протеста по поводу незаконного их ареста. Однако никакой реакции не последовало. Было отказано в приеме и специально созданной правительственной комиссии, которая должна была вылететь в Марокко для разрешения конфликта и проработки вопросов, связанных с подписанием межправительственного соглашения между Украиной и Марокко. А ведь из-за отсутствия подобного соглашения у экипажей наших судов, ведущих промысел в экономической зоне этого королевства, возникают большие сложности.
Удивляться, конечно, тут нечему. Взаимоотношения между двумя столкнувшимися лбами коммерческими структурами регулируются по совсем иным правилам - рыночным. Лишь после того как руководство «Антарктики» внесло залог - несколько тысяч долларов, был освобожден из-под ареста «Иван Кучеренко».
Экипаж траулера, слава Богу, домой вернулся, а вот ситуация с плавбазой «Восток», на освобождение которой под залог денег не нашлось (г-н Кравченко намеревался взять кредит у государства), по-прежнему тревожная.
Побег «Востока»
Руководство «Антарктики» через свою пресс-службу сообщило, что все члены экипажа живы и здоровы, люди обеспечиваются медикаментами, продуктами питания, питьевой водой и топливом в полном объеме и патрулирование военными кораблями плавбазы прекращено. На самом же деле экипаж, доведенный до отчаяния и потерявший всякую надежду, кинулся в бега.
«Уважаемые господа, - говорилось в телеграмме, которую капитан отправил Президенту Украины, министру рыбного хозяйства и другим ответственным лицам, - плавбаза «Восток» находилась под арестом в течение 114 суток. Судовой госпиталь заполнен больными, у которых гипертонические кризы. У одного члена экипажа инсульт. Я не хочу возить на судне гробы. Жизнь людей важнее любых коммерческих разборок. Видя бесперспективность усилий судовладельца по освобождению плавбазы и понимая всю меру моей личной ответственности, ради спасения жизни людей, я, капитан Онощенко, вопреки рекомендациям судовладельца и оператора в Лас-Пальмасе, принял решение уйти из-под ареста марроканских военных властей. В настоящее время плавбаза стоит на якоре на банке Аманай в районе Канарских островов. Если будет разумное решение судовладельца, то плавбаза «Восток» может быть в родном порту в июле».
Разумное решение, о котором упоминает капитан, сводится лишь к одному - к требованию выплатить экипажу все заработанные деньги.
Кстати, экипаж судна «Иван Кучеренко», вернувшись в родной порт с продукцией и гробом своего товарища на борту, к берегу не причалил, а бросил якорь на рейде. Покуда не была выплачена зарплата, экипаж судно не покинул.
Протест
«Grupo Nico»
По сообщению Министерства рыбного хозяйства, марокканские власти готовы принять украинскую делегацию. 10 июля она вылетела в Марокко для решения вопросов, связанных с арестом судна и подписанием межправительственного соглашения.
Любопытно, как будут развиваться события дальше. «Grupo Nico» выразил протест по поводу пиратского акта украинского судна «Восток», в котором обвинил руководство «Антарктики» - ведь именно с его подачи экипаж стал заложником сложившейся ситуации. «…Суд, - говорилось в протесте, - принял решение об эмбарго и аресте судна «Восток», но не экипажа, который должен был быть немедленно репатриирован. Однако «Антарктика» этого не сделала. Спекулируя переживаниями и страданиями 335 человек как средством давления на марокканские власти, она отказала экипажу в зарплате и в возможности вернуться домой после тяжелейшей десятимесячной работы в открытом море, хотя за это время они произвели продукции на сумму 18 млн. долларов.
Побег «Востока», ночью ускользнувшего от охраны, - это нарушение не только постановления суда, но и международных морских норм, а посему «Grupo Nico» считает, что за подобные действия должны отвечать судовладелец и государство, которое доверило «Антарктике» это уникальное судно. «Grupo Nico» почти уверен, что плавбаза попытается поменять свое название и флаг для прохода через Гибралтарский и Босфорский проливы, чтобы спрятаться в Одессе и тем самым убежать от ответственности». Поэтому концерн обратился во все инстанции с просьбой предотвратить побег судна и восстановить попранные международные законы и нормы.
***
Как сообщило агентство «Интерфакс-Украина», в среду завершился визит украинской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Константином Грищенко в Королевство Марокко. В центре переговоров с госсекретарем Марокко по иностранным делам и министром морского и рыбного промысла была ситуация, которая сложилась вследствие ареста марокканской сторой суден «Восток» и «Иван Кучеренко» по иску испанской фирмы.
Достигнута договоренность о принятии необходимых мер для беспрепятственного возвращения РПБ «Восток» в Одессу.
По данным Министерства рыбного хозяйства, в настоящее время плавбаза уже направляется к родным берегам. Однако есть одно «но»: хозяйственный спор между АРК «Антарктика» и «Grupo Nico» не решен...