UA / RU
Поддержать ZN.ua

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ — ЭТО КОГДА ВСЕ ЕДУТ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

А страну ведет автопилот... Что лучше - когда власти повседневно и ежечасно, законодательно и исполнительно «занимаются экономикой» или когда они оставляют ее в покое?..

Автор: Светлана Рябошапка

А страну ведет автопилот...

Что лучше - когда власти повседневно и ежечасно, законодательно и исполнительно «занимаются экономикой» или когда они оставляют ее в покое? Последнего, правда, мы никогда не наблюдали, так что судить об этом трудно, а вот ежедневные и ежечасные экономические занятия властей - налицо.

Итак, ветви власти развили в последнее время кипучую деятельность. Благодаря чему может возникнуть оптическая иллюзия, что ветви эти заколосились. В смысле, проросли, укоренились и начали приносить программы, законы, бюджеты и прочие плоды познания добра и зла. Между прочим, для того чтобы отличить реальные плоды от оптического обмана зрения, их надо бы понадкусывать... Иначе придется есть все целиком, что вредно даже с медицинской точки зрения.

«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавою».

Козьма Прутков

Нет бюджета -

нет проблемы

Начнем с вещих знамений. Правительственный проект бюджета-97 не устраивает никого. Сие знамение к тому, что 1997 год так прямо с первого числа и начнется - без основного экономического закона.

Так ли уж это страшно, учитывая очевидную нереальность записанных в проекте цифр и очевидные нестыковки с Конституцией в разделах, посвященных местным бюджетам? Риторический вопрос.

Но пока бюджетный процесс все-таки идет. В бюджетной комиссии, занятой внимательным рассмотрением проекта перед первым чтением в ВР, побывали за последние две недели ходоки ото всех областей Украины, отраслей Украины, мощностей Украины. Все области, отрасли и мощности желают, требуют и просят дополнительных бюджетных ассигнований. При этом области не имеют к бюджетным ассигнованиям никакого прямого отношения - по Конституции, а отрасли - по экономической логике. Но, несмотря на Конституцию и логику, почти наверняка кому-то из ходоков удалось заручиться бюджетными обещаниями. Из них (ходоков) и их представителей в Верховной Раде составится парламентская группа поддержки бюджета. Очевидно, немногочисленная.

Отсутствие бюджета, как документа, еще не означает отсутствия бюджетных доходов и расходов. Такая ситуация и опасна, и трудна. С одной, формальной, стороны, если нет бюджета, расходы производятся в кассовом порядке - по мере поступления доходов; если нет утвержденного дефицита бюджета, не происходит денежной эмиссии «под дефицит».

Теоретически проконтролировать, на что именно направляются бюджетные расходы, можно - поскольку в отличие от 1996 года в новом году должно заработать Казначейство. Через единый казначейский счет и пойдут все издержки. Теоретически.

Вот тут и пригодятся титанические и конкретные усилия премьера по наведению всяческой дисциплины.

Что есть,

если нет бюджета?

Есть идея. Точнее, есть множество проектов, движущихся в разных направлениях. Отследим, насколько это возможно, одно из направлений.

Где-то к середине ноября ожидается, что глава государства представит парламенту целый пакет «Неотложных мер для преодоления кризисного состояния экономики Украины». Пока окончательного варианта «Неотложных» не существует в природе, но общая схема, логика действий уже ясны.

В пакет входят проекты законов о налоге на прибыль, акцизах, НДС. Поскольку в предыдущих публикациях мы посвятили «новым налогам» и в частности НДС немало строк, то здесь ограничимся напоминанием: суть новизны заключается именно в изменении базы налога за счет новых методов начисления - перехода от налоговой системы, базирующейся на учете материального продукта, к учету прибавочного продукта общего и всякого.

Новые законы о налогообложении, помимо всего прочего, на треть снижают изъятия из ВВП - примерно до 28-29%. Соответственно должны уменьшиться и бюджетные издержки. Способы такового уменьшения очевидны: например, заморозить все бюджетные ассигнования капитального или коммерческого характера. есть в пакете и кое-что для дерегуляции экономики, то есть для того, чтобы ее легальный сектор смог наконец продемонстрировать активность, не связанную с превращением его, легального сектора, в нелегальный. лучшего способа «поддержать собственного товаропроизводителя» еще никто не придумал. И не придумает. Потому что в 29 «доходных» процентах ВВП нет ни одного процента, который можно раздать жаждущим производителям под лозунгом «Поможем нашим кочегарам». Иначе «загнется» собственный потребитель...

Велик и могуч в «Неотложных» блок «социальных законов»: от перехода к системе персонифицированных пенсионных счетов - до системы медицинского страхования. Но на этом мы останавливаться не будем - тема отдельная и долгоиграющая.

Очевидно, что описанные меры приведут к существенному снижению бюджетных доходов и издержек. Не совсем очевидно, но тоже правда, что «предполагается некоторое временное увеличение дефицита бюджета». На вопрос, что значит «некоторое» и насколько оно временное, разработчики ответили, что «некоторое» - это значит в 1,5 раза, а временное - это значит временное. ладно. Но на это время, по идее, должна увеличиться и доля внешнего финансирования.

Безусловно, представителей МВФ не слишком радуют возможные изменения основных макропоказателей, но если ничего не предпринимать, то очень скоро всех перестанут радовать и сами показатели. За нынешний, 1996 год макроэкономическая ситуация сложилась отнюдь не благоприятная: реальный ВВП все больше напоминает стремительно падающий домкрат - 11% падения к концу года наберется. После массовых выплат октября продолжает расти бюджетная задолженность по зарплатам - и до конца года будет расти, поскольку ресурс для ее погашения, мягко говоря, исчерпан. Снова прирастает сократившийся было на время денежной реформы теневой оборот. И неудивительно: доказано практикой, что если уровень налоговых изъятий превышает 30%, субъект налогов просто не платит, а экономика в целом ничуть не хуже отдельного субъекта - она тоже уходит в тень. Так что систему придется менять.

Пригодится в этом случае добытое и обещанное на парижской встрече с представителями стран-доноров внешнее финансирование. Украина рассчитывает на серьезные кредиты от Германии, США, Японии - для поддержки платежного баланса: то есть и для финансирования дефицита бюджета, и для поддержки ликвидности ОВГЗ.

Естественно, для того чтобы осуществиться, все перечисленные изменения должны пройти через ВР. Что же у нас в парламенте?

Что можно сделать

за один день...

...если вы депутат Верховной Рады и у вас много коллег-единомышленников. Для примера возьмем четверг, 31 октября. Очень показательный в смысле депутатских настроений день. Эксперимент показал, что парламенту очень нравится идея монополии на внешнюю торговлю - в частности, так называемый режим спецэкспорта, введенный декретом КМ еще в 1993 году.

Режим таков, что экспорт определенных групп продукции разрешен только уполномоченным компаниям. Полномочия раздает Кабмин. За время существования режима с его помощью экспортировали цветные металлы, уголь, газ, нефтепродукты, электроэнергию... Без комментариев. Депутаты отменить такой режим не захотели - из самых лучших побуждений, разумеется.

Из тех же побуждений парламент лишил бюджет предполагаемых 3 млрд. грн. доходов от налога на имущество предприятий, заморозив рассмотрение проекта соответствующего закона до конца века (см. о ходоках за бюджетными ассигнованиями). Что будут делать до конца века органы местного самоуправления, для которых именно налог на имущество мог стать базой их финансовой самостоятельности, - загадка. Может, налог и в самом деле нехорош - но тогда логично было бы соответственно уменьшить и расходные амбиции. Из лучших побуждений.

В деле расходов депутаты расщедрились на компенсацию вкладов населения в бывших Госстрахе и Сбербанке. Популярная мелодия - ценой по меньшей мере в 52 млрд. гривен. Это в «лучшем» случае, поскольку проект о компенсациях, принятый в первом чтении, предусматривает четыре варианта объемов общей задолженности по вкладам: 52, как уже было сказано, или 86, 140, 338. Миллиардов гривен. И, по мнению ВР, выплаты должны начаться отнюдь не с конца века, а с начала 1997 года. Поясним, что 338 млрд. грн. - это десять годовых бюджетов-97. Нет слов, очень своевременное решение, а главное - простое.

Покончив с внешней торговлей и бюджетом, депутаты приступили к собственности. В данном случае - к собственности лопнувших трастов. Спору нет, афера с трастами получилась изрядная и мало красивая. Но речь не о самой афере, а о том, что, создавая фонд помощи пострадавшим вкладчикам, высший законодательный орган страны, недавно избравший Конституционный суд, постановил конфисковать имущество этих самых трастов без суда.

По итогам только этого, одного-единственного парламентского дня можно сделать вывод о склонности ВР увеличивать воображаемые выплаты из бюджета и уменьшать реальные поступления. Посему успешное прохождение через парламент пакета «Неотложных мер» достаточно проблематично.

«На что же вы рассчитываете, когда все это пишете? - спросила ваш автор «неотложных» разработчиков. Из ответа можно было догадаться, что пока - ни на что особенное. следите за кругами на воде, как советовал мудрый глава Пробирной Палатки Козьма Петрович Прутков...