UA / RU
Поддержать ZN.ua

РИТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ НА ТОНКОМ ЛЬДУ

Подводить итоги уходящей недели пока не имеет смысла. Хотя бы потому, что в практической приватиза...

Автор: Наталия Яценко

Подводить итоги уходящей недели пока не имеет смысла. Хотя бы потому, что в практической приватизации по-прежнему царит мертвый сезон, а очередное закипание политических страстей может лишь растопить тот непрочный ледок словесного противостояния, который в последний месяц возник в отношениях между законодателями и исполнительной властью. Переход в вопросах приватизации от деклараций и язвительных уколов к конкретным решениям - это, как правило, серьезно. Насколько - зачастую удается оценить лишь постфактум. Когда кто-то очень знакомый, возможно, уже барахтается в ледяной воде...

С «топором войны»?

Итак, в околоприватизационных баталиях инициатива нынче за парламентом: в четверг он полдня разгребал завалы накапливавшихся с лета проблем. Поняв, что президентское вето не преодолеть, депутаты с третьей попытки приняли наконец новую редакцию закона о Фонде госимущества Украины - более сдержанную и менее сиюминутную. Однако... напрочь отказались вывести за пределы документа самую спорную норму - о том, что ФГИ подчинен, подотчетен и подконтролен Верховной Раде (статья 2). Норму, кстати говоря, уже прописанную в законе о большой приватизации, а посему вряд ли нуждавшуюся еще в одном подтверждении. Отказались также выпускать из-под своего контроля процедуру назначения и увольнения заместителей председателя Фонда (статья 11). В отношении же нелегитимного руководителя ФГИ предусмотрели совершенно новый принцип ограничения полномочий - не временной, а функциональный.

Теперь парламент пытается казаться объективно-безразличным - ему, мол, нет разницы, сколько дней пробудет и.о. председателя Фонда на посту. Но чтобы тот все-таки не задержался, делает его положение труднопереносимым. Если руководитель приватизационного ведомства, назначенный Президентом по согласованию с Верховной Радой, имеет 16 полномочий, то исполняющий обязанности - всего шесть, причем самых несущественных. Что в статье 10 закона оговорено абсолютно недвусмысленно.

Понравится ли все это в резиденции на Банковой - даже с учетом некоторых других уступок, в частности в вопросах управления госсобственностью? Ответ известен многим: не понравится. Леониду Даниловичу, скорее всего, сообщат, что депутаты в очередной раз откопали «топор войны», и Президент вкупе со своими советниками и исполняющим обязанности председателя Фонда начнет продумывать контрходы. В морозном воздухе запахнет очередным вето...

Ситуация осложняется тем, что реагировать придется сразу на два документа. В тот же четверг парламентарии довольно непочтительно обошлись с президентским проектом закона «О международных торгах (тендерах) как способе приватизации государственного имущества», не приняв его с существенными поправками, как это предлагал председатель подкомиссии по вопросам приватизации Геннадий Угаров. 234 голосами Верховная Рада поддержала проект постановления, подготовленный депутатом Александром Ельяшкевичем, и отклонила президентскую инициативу как не соответствующую пункту 4 переходных положений Конституции. Что в переводе на язык простой, человеческий означает: подписав в ноябре указ «О международных торгах (тендерах)», который и лег в основу нынешнего законопроекта, Президент, по мнению народных депутатов, вторгся в их сферу деятельности. Ведь, согласно Конституции, он имеет право издавать указы лишь по экономическим вопросам, не урегулированным законодательством. А о конкурентных способах продажи, разновидностью которых, собственно, и являются тендеры, уже сказано как минимум в двух законах - о большой приватизации и о государственной программе приватизации.

Справедливости ради отметим: о «международных тендерах» там ни слова. Но, с другой стороны, следует еще разобраться - а какова смысловая нагрузка у слова «международные», если на иностранных инвесторов в Украине распространяется национальный режим инвестирования. И что, собственно, мешало ФГИ разрабатывать на основе законов недостающую нормативную базу и проводить тендеры с участием иностранцев в «доуказные» времена?

Честно говоря, скучновато описывать казуистическо-правоведческие тонкости данной проблемы. Тем более, что, сославшись на формальный повод, парламентарии уклонились от своей прямой обязанности наставить Фонд госимущества на путь истинный, законодательно расписав все требования, скажем, к довольно загадочным «уполномоченным лицам», призванным международные тендеры «осуществлять» (продавать госимущество? посредничать? - Н.Я.). Ведь рано или поздно идея всплывет вновь, и ее все равно придется регулировать - хотя бы поправками к действующим законам. Так не лучше ли было это сделать сейчас?

Но оставим в покое международные тендеры, эту малую часть общей проблемы. Нынче законодательного решения своей участи требуют и список объектов, не подлежащих приватизации, и программа приватизации-98, которая готовилась Фондом госимущества в обстановке строжайшей секретности и первоначально (до депутатского вмешательства, вернувшего 11 декабря процесс в законное русло) предназначалась исключительно для подписания Президентом. Теперь ФГИ, как и положено приличному подчиненному и подконтрольному органу, должен подать проект программы в парламент. В трехдневный срок.

Кроме того, практически на ровном месте возник ряд депутатских инициатив - очень неожиданных, но с такими прозрачными последствиями. А может, нам лишь показалось, что место ровное?..

С социальным приветом!

Весьма экстравагантным действиям нашего законодательного органа в сфере приватизации сама я уже не удивляюсь и читателям не советую. Только в ноябре, приняв с подачи депутата из Днепропетровска, председателя контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александра Рябченко постановление, приостанавливающее заключение договоров купли-продажи госимущества («ЗН» сообщало об этом 7 ноября с.г. в статье «Мораторий-2»), депутатская общественность в лице председателя Днепропетровского облсовета Павла Лазаренко и примкнувших к нему семи членов группы «Единство» 5 декабря с.г. инициирует новый запрет. На сей раз в виде крайне лаконичного - три статьи, 22 строки печатного текста - проекта закона «О приостановке приватизации и временном запрете отчуждения отдельных видов государственного имущества».

Как явствует из преамбулы, «этот закон направлен на обеспечение приоритетного права граждан Украины и национальных инвесторов», которых интересуют, естественно, лишь отдельные виды того, что можно приобрести. Т.е. объекты групп Б, В, Г, Е - все, что хотя бы чуть побольше малых предприятий и поценнее долгостроев без окон и дверей. Мораторий-3, если таковой случится, по задумке авторов должен действовать ровно год.

Не останавливаясь подробно на данном образчике законотворчества, отметим крайнюю актуальность проекта для декабря 1997-го. Он не мог, ну никак не мог появиться, скажем, год назад, когда Фонд госимущества и де-юре, и де-факто подчинялся Кабинету министров, возглавляемому Павлом Лазаренко. Ведь тогда с защитой интересов граждан и особенно отдельно взятого национального инвестора (мы даже догадываемся, какого) было все в порядке: чужие в серьезную приватизацию если и играли, то очень редко выигрывали. Почти как в «Поле чудес». Иное дело сейчас...

Совсем худые ныне времена. Крепнут ряды критиков и скептиков, сомневающихся в «генеральной» линии: а зачем в одночасье приватизировать, скажем, глиноземный и ферросплавные заводы, приносящие казне очень солидный доход, - затем лишь, чтоб этот доход впредь получала группа частных лиц? А та ли это группа? Похоже, инициаторы из группы «Единство» тоже сомневаются. И требуют для всей страны годик на раздумья.

А тут еще граждане вконец от рук отбились - не идут получать взамен своих обесценившихся вкладов компенсационные сертификаты. Хотя если подойти с умом, с хозяйской сметкой, это ж громадные деньги, которых так не хватает в областных бюджетах - на выполнение всяческих популистских программ типа повышения пенсий в отдельно взятой области.

Депутат Павел Лазаренко с семью «соединщиками» не предлагают эти деньги взять и отнять - упаси Бог! Поскольку срок обращения компенсационных сертификатов вот-вот истечет, а продлевать его ни Президент, ни парламент из принципа не спешат, в Государственную программу приватизации на 1997 год предложено дописать пункт 5.9 - «Особенности приватизации государственного имущества с целью решения социальных вопросов».

Схема упакована красиво - как конфетка. Предложения областных советов принимаются, по 15 процентов акций «соответствующих» (т.е. определенных облсоветами по согласованию с Кабмином) открытых акционерных обществ по номиналу передаются из госсобственности в «собственность областей» - на сумму, соответствующую стоимости компенсационных сертификатов, не полученных жителями данной области. А потом облсовет, как заправский торговец, будет реализовывать акции на Украинской фондовой бирже и направлять средства «исключительно на решение социальных вопросов».

Согласитесь, многое звучит весьма свежо. Та же «собственность областей», к примеру. Или подход к компенсационному сертификату как к колбасе двойного применения: один раз использовали для компенсации обесценившихся вкладов на уровне государства, второй - для поддержки сирых и малоимущих в областях. Хотя в целом-то идея списана у народного депутата Украины Игоря Квятковского, еще с лета добивающегося принятия закона о Фонде социальной защиты с тем, чтобы на высокие социальные цели использовать невостребованный остаток приватизационных сертификатов. Правда, у Игоря Васильевича речь шла о передаче 10 процентов акций наиболее привлекательных предприятий, а у Павла Ивановича - уже о 15 и «по согласованию с Кабмином». Но главное, конечно, цель: удачно обменяв не принадлежащие никому, кроме граждан, сертификаты на акции, а те - удачно продав, вырученные средства направить, скажем, на повышение пенсий. Или на открытие бесплатных столовых, приютов для бездомных подростков (впрочем, это мои домыслы, так как конкретные пути использования средств в проекте не указаны. - Н.Я.).

От столь захватывающей перспективы автор этих строк готов даже пожертвовать собственными сертификатами - сейчас же, сию минуту. Ибо отлично понимает: чем больше их наберется, тем удачнее - в случае чего - распорядятся ими и Игорь Васильевич, и Павел Иванович. А если дополнительных «социальных» денег как-то не получится, то неча на депутатов пенять. Значит, сертификатов для успешного бизнеса не хватило...

Впрочем, остаются еще около 32 млн. жилищных чеков в наличной форме, которые ждут своего часа где-то в недрах банковской системы. Формально они также принадлежат гражданам Украины, только как их отоварить и за счет какого такого имущества - никому не ведомо. Да и зачем нам эта головная боль - на паях с Фондом госимущества? Давайте, уважаемые читатели, подмогнем нашим заботливым народным избранникам, выйдем с инициативой: половину жилищных чеков - Игорю Васильевичу, другую - Павлу Ивановичу. Для триумфа в нынешней и последующих избирательных кампаниях. Кто «за»?

А если серьезно... Опостылевшие всем законодательно-исполнительные ритуальные танцы ни к чему хорошему не приводят. И не приведут. В конце концов, какая приватизация, такая и экономика - босая и в заплатах, вот-вот готовая уйти под лед, но с сильнейшим социальным «приветом»...