UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ,

реструктуризации ответственности - тем более Похоже, в области появилась власть. Это, конечно, не о...

Автор: Владимир Писковый

реструктуризации ответственности - тем более

Похоже, в области появилась власть. Это, конечно, не означает, что прежде административное устройство региона основывалось на традициях исключительно в духе незабвенного гуляйпольского батьки. Власть, судя по наличию формальных признаков, присутствовала в области постоянно, однако в течение последних нескольких лет - с все более явственными местными особенностями. Их симптомы настолько занятны, что вполне заслуживают отдельного разговора. А пока коснемся лишь одного из проявлений в свете конкретных фактов.

Итак, ноябрь прошлого года. С подачи Кабмина в области вынуждены были признать, что расчеты за тепловую, электрическую энергию и природный газ не просто значительно ухудшились, а скатились на самый низкий уровень по сравнению с другими регионами. Это новость не свалилась, будто снег на голову. Вопреки обилию призывов властей платить за энергоносители, сумма задолженности запорожских потребителей неуклонно увеличивалась. Так, долги региона только за газ возросли в прошлом году в полтора раза, что вынуждало областную госадминистрацию поставить вопрос о персональной ответственности руководителей за своевременность платежей. Неспособность такую ответственность нести следовало приравнивать к неспособности исполнять служебные обязанности.

А в середине декабря случилось то, что попросту не могло не произойти, - из-за резкого снижения давления газа запорожские котельные практически остановились. Топливной катастрофы удалось избежать лишь за счет 60-процентного уменьшения потребления газа ведущими промышленными предприятиями. С точки зрения пропагандистских канонов, эта ситуация была профессионально обыграна на достаточно высоком уровне. Местные власти были представлены в ореоле истинных радетелей интересов населения, способных найти выход почти из тупиковой ситуации. Лавров сердобольных хозяев, готовых прийти на помощь региону, пусть даже и в ущерб собственному бизнесу, не удостоились и промышленники. Естественно, в такой обстановке сплоченности на поприще героической борьбы с трудностями вопрос о первопричинах, породивших бедствие, был по меньшей мере бестактным. Хотя, если отрешиться от идеологического лукавства, - далеко не бесполезным.

Насколько грозное предупреждение о персональной ответственности руководителей за своевременность расчетов возымело действие, можно судить по следующим цифрам. Уровень среднемесячных платежей за газ в 1995-1996 годах составлял в области 73 процента. В прошлом году он снизился до 49,5 процента. А за пять месяцев с начала этого года поставщики энергоносителей получили всего 11 процентов по выставленным счетам за фактически отпущенный товар. На первый взгляд, это вполне закономерно, исходя из хронически кризисного состояния экономики. Однако не все так просто...

Например, учитывая объемы введенного в строй жилья, объемы потребления природного газа в области должны были увеличиться по сравнению с 1990-м от силы на 12%. А на самом деле запросы населения возросли вдвое. Объяснение случившемуся столь же простое, сколь и очевидное: промышленные предприятия используют газ для производственных потребностей, а оформляют его на нужды коммунально-бытовых предприятий и населения.

К тому же далеко не все предприятия-должники числятся в списке банкротов. Среди них немало и таких, чье финансовое состояние по нынешним меркам вполне благополучное. Имеются в виду также и те, кто «спасал» город от декабрьского холода в ущерб собственной производственной деятельности. Скажем, по состоянию на начало июня долг Запорожского алюминиевого комбината только за потребленную электроэнергию составил 12 млн. гривен. И это при том, что комбинат работает, имеет прибыль от реализованной продукции да еще и получил льготный тариф на электроэнергию.

Стоит ли удивляться, что, несмотря ни на какие «последние предупреждения» и даже принудительное отключение должников (за пять последних месяцев таковых в области насчитывается более 2 тысяч), сумма задолженности не уменьшается. Да и как она может уменьшиться, если отдельные районы (например, Запорожский, Акимовский, Ореховский) в течение года получают электроэнергию бесплатно? Конечно, их жителям приходится периодически испытывать неудобства, вызванные так называемыми веерными отключениями. Но вот что примечательно - домов сельской номенклатуры они не касаются. Официально это объясняется тем, что такое жилье подключено к линиям, которые снабжают электроэнергией банки, отделения милиции, больницы, пекарни и другие объекты, которые отключать нельзя.

Речь, разумеется, вовсе не о том, что ситуацию можно поправить, лишив энергоснабжения жилища начальников. И даже не о том, что, вопреки грозным предупреждениям о персональной ответственности, ни один из запорожских руководителей до сих пор так и не лишился должности за энергетические долги. Просто проблема неплатежей далеко не всегда является следствием одних лишь объективных причин.

Если в бюджете областного центра на оплату энергоносителей в этом году предусмотрено лишь треть от необходимой суммы - это, безусловно, серьезная предпосылка для возникновения долгов. Но даже в рамках реального финансирования городское хозяйство задолжало за пять месяцев миллион гривен. А власти тем временем прибегают к наиболее простому выходу, переводя город на четырехдневное снабжение горячей водой в течение недели и сокращая на 50 процентов лимиты потребления для бюджетных организаций. И в число подвергнутых коллективному наказанию наряду со вторым запорожским жилобъединением, задолжавшим поставщикам 886 тыс. гривен, автоматически включается и ПРЭЖО-10, которое полностью рассчиталось за полученный газ. По той же схеме одинаковые санкции применяются и для учреждений образования Коммунарского, Заводского районов Запорожья, оплативших 94-100 процентов поставок этого вида топлива, и для Шевченковского, рассчитавшихся всего за 3 процента.

Подобные меры борьбы с задолженностью приводили лишь к ее нескончаемости во времени. Поэтому периодические заседания стали чем-то вроде неизбежного ритуала, когда по традиции говорилось о все более ухудшающемся положении. Однако очередное, июньское, совещание в облгосадминистрации, посвященное проблеме задолженности за энергоносители, развивалось по иному сценарию. Во-первых, в отличие от предыдущих, на нем присутствовали даже те руководители, которые прежде участие в подобного рода мероприятиях считали для себя необязательным. А во-вторых, недавно назначенного председателя облгосадминистрации Владимира Куратченко интересовал один лишь вопрос - когда задолженность за энергоносители будет ликвидирована? Попытки объяснений типа «нет денег» или «по мере поступления средств» председателем в расчет не принимались: «Вы взялись за работу, так отвечайте за ее результаты. А если выходите на трибуну для того, чтобы разводить руками, тогда признайтесь, что не имеете механизма, с помощью которого можно улучшить ситуацию. Тогда его разработкой и внедрением займутся другие».

Безусловно, столь резкая постановка вопроса воспринималась присутствующими без восторга. Но, что примечательно, она не получила и возражений. Также не вызвало противоречий известие о внедрении в области экспериментальной схемы расчетов за газ, суть которой достаточно подробно излагалась в публикации «Энергомания» (см. «ЗН», № 2, 1998). Хотя всего полгода назад запорожские промышленники были категорически против прозрачной системы расчетов, давая повод предыдущему составу обладминистрации ссылаться на то, что внедрить ее против воли предприятий невозможно.