UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕГИОН ОБЪЯВИЛ ВОЙНУ КРИЗИСУ

Очередную Лили на землю воду - Нету колосьев, - чудо! Мне вчера дали свободу - Что я с ней делать буду? В.Высоцкий...

Автор: Владимир Писковый

Очередную

Лили на землю воду -

Нету колосьев, - чудо!

Мне вчера дали свободу -

Что я с ней делать буду?

В.Высоцкий.

«Дайте собакам мяса»

Во время своего недавнего визита в Запорожье Леонид Кучма дал весьма лестную оценку деятельности новой команды областной госадминистрации, усилиями которой за неполные полгода региону удалось «подтянуться очень существенно». «С точки зрения того, как область выглядит в Украине, - подчеркнул Президент, - я мог бы и не приезжать. Практически только в Запорожье удалось не допустить спада производства за истекшие 10 месяцев, задолженности по выплате пенсий и заработных плат в бюджетной сфере».

Действительно, на общегосударственном фоне снижения темпов промышленного развития даже небольшой, на уровне 1,9%, прирост запорожской индустрии вполне может сойти за «луч света в темном царстве». Его источником, считают областные власти, прежде всего является «организационное укрепление некоторых направлений и ужесточение контроля». На пресс-конференции, посвященной итогам 100-дневного пребывания в должности председателя областной госадминистрации, Владимир Куратченко выразился на сей счет весьма недвусмысленно: «Я глубоко убежден, что даже в нынешних сложных условиях нерешаемых проблем нет. Есть люди, которые могут с ними справиться и которые на это не способны».

Вероятно, к подобной постановке вопроса оказались готовы далеко не все: с начала года 122 запорожских предприятия были признаны банкротами. С 15 руководителями контракты уже расторгнуты, а по 33 - внесены соответствующие предложения министерствам, ведомствам или собраниям акционеров. Еще более крутые меры приняты в аграрном секторе. На 22 председателей КСП заведены уголовные дела, еще 45 обладминистрация намерена лишить портфелей в ближайшее время. Как и четырех глав районных госадминистраций.

Однако вопреки жестким мерам властей по отношению к нерадивым хозяйственникам и администраторам, численность убыточных предприятий в области продолжает увеличиваться. Сумма убытков за девять месяцев с начала года составила 279,5 млн. грн. При этом дебиторская задолженность выросла на 37%, достигнув в абсолютных цифрах объема выручки от реализации всей промышленной продукции; кредиторская задолженность увеличилась на 44%, приблизившись к отметке в 7 млрд. грн.

Вполне закономерно, что говорить о повышении уровня жизни большей части населения области в таких условиях просто не приходится. Регион занимает третье место в стране по уровню безработицы. Количество граждан, обратившихся в службу занятости за 10 месяцев нынешнего года, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом увеличилось в 1,4 раза, составив 66 тыс. человек. Трудоспособных запорожцев с официальным статусом безработного за это время стало в 1,5 раза больше. И судя по тому, что уже к началу ноября на одну вакансию или незанятое рабочее место претендовало 18 человек, а в отдельных районах области - более 100, надежд на улучшение ситуации никаких.

Отсутствуют они и в деле погашения долгов по заработной плате. Хотя для работников бюджетной сферы эта проблема действительно перестала существовать, это вовсе не означает ее неактуальность для всех остальных отраслей. Поскольку согласно закону сообщающихся сосудов, если у одних что-то прибудет, то, как минимум, столько же убудет у других. 255 млн. грн. задолжали запорожские предприятия своим работникам. И щекотливость положения заключается не только в том, что в настоящее время практически все денежные поступления на расчетные счета предприятий направляются лишь на выплату зарплаты и погашение обязательных платежей. Недовольство долгами по зарплатам, помимо электроэнергетиков, для которых оно превратилось в хроническое, все чаще выражают и металлурги. А ведь именно эти две отрасли процентов на 70-80 в последние годы определяют экономическое состояние области. И коль есть сложности с оплатой труда работников, то, разумеется, средства для обновления порядком изношенных основных фондов и вовсе взять неоткуда. А их, по экспертным оценкам, предприятиям области требуется порядка 3 млрд. долларов. В том числе не менее 140 млн. - для энергетики и около 1 млрд. долларов - для черной и цветной металлургии.

Уже этих фактов вполне достаточно для вывода: увы, посредством даже самых радикальных административных мер общее состояние экономики региона улучшить невозможно. К такому выводу пришло и руководство обладминистрации, признав, что организационно-кадровые методы уже исчерпали себя и они должны уступить место экономическим механизмам. У региона должны появиться реальные рычаги управления экономико-формирующими предприятиями. Эта идея и была предложена Президенту во время его недавнего визита в Запорожье.

Необходимость передачи в управление облгосадминистрации государственной доли собственности, по мнению местных властей, обуславливается тем, что с началом корпоратизации и приватизации эта собственность оказалась вне контроля государства.

- Работая первым заместителем министра промышленной политики, - говорит Владимир Куратченко, - я смог убедиться, что практически ею управляют министерские чиновники, которые и понятия не имеют о процессах, происходящих на конкретных предприятиях. Правда, есть указ Президента о создании агентства, которое возьмет на себя эту функцию. Однако, на мой взгляд, она изначально обречена на провал. Ведь тогда необходимо будет создать, по сути, новое министерство со специалистами узкого профиля, экономистами, которые должны будут разбираться во всех нюансах. Это повторение Минпромполитики, только в больших объемах. Попытки руководить из Киева всеми процессами, происходящими в регионах, положительного эффекта не дадут. Единственным эффективным управленцем в данном случае может стать только регион, поскольку он заинтересован в росте объемов производства, создании новых рабочих мест, увеличении сбора налогов, что в конечном итоге позволяет решать все социальные проблемы на месте.

К тому же нестабильность в правительстве, неисполнение многих законодательных актов активизируют интерес определенных клановых структур к ликвидной части собственности, находящейся в регионах. Эта тенденция у нас очень четко прослеживается в процессах, которые происходят на «Запорожстали», абразивном комбинате, облэнерго и других серьезных промышленных объектах. Если этот процесс не остановить, мы потеряем рычаги управления и все наши планы сведутся лишь к обсуждению, но не решению проблем.

Возьмем, к примеру, Запорожскую АЭС, где вырабатывается каждый 6-й киловатт-час украинской электроэнергии. Это должно обеспечивать 71% поступления налога на прибыль, или почти четверть объема доходной части бюджета. Однако по состоянию на начало ноября за АЭС числится 75% областной недоимки. И пока станция даже не является юридическим лицом, что-либо изменить облгосадминистрация не в силах. Поэтому, учитывая обострение финансового кризиса, мы считаем целесообразным создание региональных центров экономической стабилизации, которые займутся реализацией государственной экономической политики на макроуровне.

Сделав ставку на разграничение полномочий центральных и местных органов исполнительной власти, расширение собственных прав по управлению государственной собственностью, Запорожская облгосадминистрация разработала собственную антикризисную программу. В ее основе - идея достижения стабильности в базовых отраслях экономики с постепенным обеспечением их экономического роста на основе структурной перестройки. Сразу же возникает вопрос о механизмах ее реализации. В Запорожье уповают на создание регионального промышленно-финансового консорциума, позволяющего концентрировать финансовые ресурсы для поддержки прежде всего экспортно-ориентированных предприятий машиностроительного комплекса. Разработан даже календарный план подготовки необходимых документов, в том числе проектов указов Президента «О мерах по проведению эксперимента по реализации антикризисной программы Запорожской облгосадминистрации», «О государственной поддержке экспортно-ориентированных предприятий машиностроительного комплекса», «О расширении прав облгосадминистрации» и другие документы.

Примечательно, что это не первая попытка региона в стремлении расширить властные полномочия. Как читатели, возможно, припоминают, двумя президентскими указами на 1994-1995 гг. Запорожью, наряду с Днепропетровской, Донецкой и Луганской областями, были делегированы дополнительные полномочия по управлению имуществом, находящимся в госсобственности. Правда, ожидаемых результатов эти меры не принесли. По мнению некоторых представителей нынешнего областного истеблишмента, основная причина заключалась в том, что в эксперименте было гораздо больше политики, чем экономики. В этом смысле нынешняя антикризисная программа тоже вряд ли является абсолютно стерильной. Не случайно же председатель облгосадминистрации, представляя ее на сессии областного совета, заявил: «Нам предстоит нелегкий путь, который для некоторых наших коллег абсолютно невыгоден. Тем не менее, нам надо его пройти, поскольку иного выхода у региона нет»…