UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК ТРЕБУЕТ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Проблема расширения НАТО, в силу трагического его восприятия в России и кремлевской риторикой на повышенных тонах, естественным образом оказалась в центре внимания и европейской, и украинской общественности...

Автор: Владимир Перепадя

Проблема расширения НАТО, в силу трагического его восприятия в России и кремлевской риторикой на повышенных тонах, естественным образом оказалась в центре внимания и европейской, и украинской общественности. Между тем интеграционные тенденции на европейском континенте отнюдь не ограничиваются военно-политическими аспектами и перспективами Североатлантического альянса. Не менее важными для будущего стран Европы являются и перспективы экономической интеграции, иными словами, перспективы расширения Европейского союза. Наши западные соседи по Центральной и Восточной Европе уже давно определились со своим выбором и реально продвигаются к полному членству в ЕС. Да и сама Украина в ушедшем году заявила о стратегическом характере своего стремления интегрироваться в европейские структуры.

Так каким же образом обстоят дела с расширением Европейского союза? Некоторые аспекты этого вопроса освещает документ, подготовленный одним из самых авторитетных международных экономических экспертных центров.

Европейская экономическая комиссия, региональный орган социально- экономического совета Организации Объединенных Наций, с озабоченностью констатирует снижение экономических и торговых показателей в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В годовом отчете комиссии, только что опубликованном в Женеве, указывается, что в этих странах дефицит внешнеторгового баланса по-прежнему финансируется за счет притока капитала извне. Такое положение вещей побуждает экспертов ЕЭК рекомендовать подходить к перспективе расширения Европейского союза на восток с особой осторожностью. Своему ежегодному отчету женевский секретариат ЕЭК предпослал на этот раз однозначную политическую рекомендацию: расширение ЕС на восток создаст и для союза, и для стремящихся в него стран Центральной и Восточной Европы серьезные проблемы экономического и структурного характера. Поэтому, с точки зрения экспертов ЕЭК, шаги по дальнейшей европейской интеграции должны осуществляться только после прохождения более или менее длительной фазы постепенного экономического сближения стран континента.

Такое видение интеграционной проблематики отодвигает полное членство стран-кандидатов в ЕС самое ранее на вторую половину следующего столетия. Учитывая опыт брюссельских переговоров по приему в союз нынешних членов, длившихся в разных случаях от 4 до 9 лет, подобный временной горизонт выглядит вполне реалистично.

Эксперты ЕЭК определяют характер экономик стран ЦВЕ как «относительно открытые». Доля экспорта в валовом внутреннем продукте этих стран варьируется от 19% (Польша) до более чем 50% (Венгрия, Эстония). Причем если в 1989 году в Западную Европу уходило 43% экспорта, то в 1995 году он вырос почти до двух третей. Странам ЦВЕ удалось достичь прорыва в других экономически динамичных регионах мира, нарастив экспорт в США, Японию, страны Юго-Восточной Азии. Однако за тот же период внутрирегиональный товарный обмен вошел практически в состояние коллапса. Первые признаки оживления в этой сфере появились лишь в последнее время, после возникновения новых региональных финансовых структур, прежде всего в рамках новосозданных Центральноевропейской ассоциации свободной торговли (для стран Центральной Европы) и Балтийской ассоциации свободной торговли (для стран Балтии).

Констатируя возрастающее экономическое взаимопроникновение стран Европейского континента, эксперты ЕЭК указывают, с одной стороны, на осознание интеграционной проблематики, с другой стороны - на отсутствие институционального обеспечения расширения союза. В свою очередь, страны ЦВЕ, по мнению секретариата ЕЭК, по-прежнему значительно отстают от Западной Европы в экономической и политической области, что тормозит их быстрое и гармоничное вхождение в ЕС. Иными словами, неоправданно резкая интеграционная динамика создала бы для стран ЦВЕ неблагоприятный психологический баланс между ценой вступления в союз и долговременными преимуществами членства в ЕС. Поэтому секретариат ЕЭК считает необходимым предпослать расширению Евросоюза фазу взаимного приспособления старых членов и кандидатов, которая могла бы самортизировать неизбежный в случае поспешного приема новых членов экономический и психологический шок.

ЕЭК считает разумным вернуться к своему более раннему плану, предложенному после падения Берлинской стены в первой фазе реформационной эйфории. Он сводится к своего рода модификации плана Маршалла для стран бывшего Восточного блока. Его основная идея сводится к приоритету практической и технологической помощи перед прямыми финансовыми вливаниями.

Доработанный с учетом предстоящей волны приема в ЕС новых членов, данный план представляет собой конкретную стратегию подготовительного периода, включающую шесть основных элементов. Во-первых, Евросоюз должен активизировать содействие правительствам стран ЦВЕ в разработке концепций экономических и политических реформ. Во-вторых, необходима более действенная техническая помощь при приближении стран ЦВЕ к критериям ЕС. В-третьих, программы финансовой помощи ЕС должны быть перенацелены на решение конкретных проблем предстоящего расширения Евросоюза. В-четвертых, необходимо предпринять шаги по институциональному сближению ЕС и стран ЦВЕ. В-пятых, ЕС должно поощрять сотрудничество между странами региона, нацеливая их на создание отношений добрососедства и партнерства. И, наконец, в-шестых: ЕС необходимо сориентировать свою информационную политику на улучшение имиджа союза.

Конкретизация подобной стратегии предусматривает широкий спектр специфических мер. Так, облегчение доступа странам ЦВЕ на рынки ЕС уже практически осуществлено в рамках двусторонних соглашений между ЕС и странами-претендентами. За скобками этих соглашений остался лишь ограниченный список особенно проблемных товаров. Официальный трансфер капитала должен быть нацелен в первую очередь на создание благоприятных условий для частных инвестиций.