UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАДЫ БЫ В ЕВРОПУ, ДА ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ НЕ ПУСКАЮТ

Украина, длительное время пребывавшая «за железным занавесом», получив независимость, теперь всеми силами пытается уйти от прошлого и поскорей вырваться на просторы Европы...

Автор: Богдана Костюк

Украина, длительное время пребывавшая «за железным занавесом», получив независимость, теперь всеми силами пытается уйти от прошлого и поскорей вырваться на просторы Европы. Такое стремление - само по себе похвально, и действия руководителей государства, направленные на это, заслуживают искренней признательности. И понятна обида наших политических деятелей, которым кажется, что европейцы больше словом, чем делом поощряют возвращение Украины в Европу.

Потому что есть действительно две большие разницы между желанием и готовностью. Потому что за то время, что Украина была Малороссией в составе империи и Украинской СССР в составе «единого и неделимого», Европа прошла сложный, порой жестокий, иногда кровавый путь к становлению Европейского сообщества. Европа, с согласия суверенных государств, создала свои правила общежития и распределения трудового, научного и технического потенциала. «Единая Европа - такой же миф, как единая европейская нация: европейский континент населяют сотни народов со своими традициями, укладом жизни и повседневным бытием. Европа едина до тех пор, пока это экономически выгодно каждому из этих народов», - очень мудро сказал автору этих строк еще пять лет назад экс-диссидент, известный правозащитник и политолог, преподаватель Кэмбриджского университета Владимир Буковский.

Итак, точно так же как Украина, как и большинство ее коллег по бывшему социалистическому «концлагерю» не готова к возвращению в Европу, - точно так же и Европа не готова к возвращению Украины в свой «дом». Известный американский политолог Збигнев Бжезинский, характеризуя политику Запада в отношении стран Центральной и Восточной Европы, подчеркивал неоднократно: «Восточная Европа все еще не усвоила два основных факта: что в недалеком будущем лишь три бывших коммунистических государства (Венгрия, Польша и Чехия) способны осуществить успешный переход к демократическому обществу на основе рыночной экономики, и что в ближайшее время главной задачей Запада в отношении России является выяснение не перспектив демократии в этой стране, а того, станет ли Россия национальным государством или восстановит свой имперский статус...» Потому что вхождение в Европу каждого нового члена с постсоциалистическим мышлением, устаревшими технологиями на производстве, финансовыми и экономическими проблемами, со своей дешевой рабочей силой, да и со своими амбициями - это для Европы нарушение привычного уклада жизни, перераспределение капиталов и рынков труда и производства товаров и услуг. Это в какой-то мере перераспределение устоявшейся шкалы ценностей. Как говорит один из моих знакомых английских журналистов, «у меня возникает чувство фашиствующего элемента, когда я вижу, как один из нуворишей из ваших краев скупает пол-ювелирного магазина в центре Лондона, и тут же, у входа в этот магазин, поминая собственную мать, выбрасывает окурок от сигареты на асфальт, а не в мусорник...» Может быть, именно наши хамоватость и грязноватость, наше излишнее широкодушие и пугают европейцев? И дешевизна наших рабочих? Европе больше не нужны грязные туалеты, бензин, разбавленный водой, «дымовые завесы» над промышленными районами. Они вполне респектабельны и довольны своей нынешней жизнью, и если и захотят увидеть в «Европейском доме» украинцев, то только украинцев образованных, знающих и уважающих цену каждой заработанной гривне (дойчмарке - фунту стерлингов - франку - далее на выбор), любящих и умеющих работать, владеющих современными технологиями (компьютерные игры типа «Тетрис» и «Пасьянс» с обнажающимися красотками не в счет).

А сделать себя такими можем только мы сами.

Во всяком случае, именно к такому выводу пришли ученые и аналитики из Германии, Польши, России, Чехии и Украины, разработавшие проект «Трансформация, энергия и окружающая среда». Проект объединил представителей немецкого Фонда окружающей природной среды и политик польского Института стратегических исследований и развития, Украинского общества устойчивого развития, российского академического Совета по изучению производительных сил и природных ресурсов и чешского Института охраны окружающей среды. Авторы проекта попытались проанализировать преобразования в государствах Восточной и Центральной Европы, связанные с реструктуризацией экономики и ее переходом к рыночным механизмам. Так, председатель Украинского общества устойчивого развития Вадим Дюканов, комментируя нарекания некоторых отечественных политиков относительно «осторожности» Западной Европы к Украине, объяснил предельно просто: «Мало кто в Украине понимает, что объединенная Европа, вовлеченная в процессы экономической глобализации и политической интеграции, во всех отношениях ушла далеко вперед и достигла состояния некоего динамического равновесия. Поэтому, будучи заинтересованным в политической и военной стабильности, экологической и особенно ядерной безопасности на своих восточных границах, Европейский союз весьма осторожно подходит к вопросам расширения на Восток».

Авторы проекта «Трансформация», энергия и окружающая среда», оценивая характер западной помощи государствам Восточной и Центральной Европы в процессе проведения ими прежде всего экономических преобразований, пришли к выводу, что вообще за всеми внешними преобразованиями в постсоциалистических государствах стоят... интересы западноевропейских стран. Стремясь обезопасить себя от нелегальной миграции, контрабанды ядерными материалами, разбазаривания оружия стратегического назначения и подобных дел, Европейский союз готов поддержать такие экономические реформы в центрально- и восточноевропейских (приграничных) странах, которые направлены на построение устойчивой социально ориентированной экономики. А эти преобразования, в свою очередь, постепенно приведут к выравниванию экономических уровней государств и к созданию паневропейского экономического пространства.

Не менее важным для авторов проекта кажется направление западных технических и финансовых инвестиций на создание системы региональной экологической безопасности, особенно в восточноевропейском регионе: именно здесь продолжают действовать устаревшие промышленные производства и атомные электростанции, снабженные также не самым современным оборудованием (одни советские реакторы чего стоят!). Потому понятно стремление европейских инвесторов в первую очередь обезопасить свои капиталы, вложенные в экономику постсоциалистических государств, от возможных выбросов вредных химических веществ в реку или в воздух, от чернобыльских повторов... да мало ли что может произойти на экологически вредных производствах при отсутствии достойных конца XX века систем аварийного оповещения и систем контроля за безопасностью объекта.

Но, по мнению украинских участников проекта, самый главный капитал, экспортируемый Евросоюзом, это - опыт. Опыт организации производства и потребления производственных товаров и услуг; опыт учета каждой единицы труда и качества труда... «Без внедрения этого западного опыта Украина так и будет руками дешевой рабочей силы на энергоемких, консервативных промышленных производствах производить дорогую и неконкурентоспособную продукцию», - считает председатель Украинского общества устойчивого развития.

От себя добавлю: без западного опыта, помноженного на древние традиции украинского трудолюбия и мастерства, наше государство может остаться за дверями «Европейского дома», на развилке между Европой и Азией.