UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЯТИЛЕТКУ — В ТРИ ГОДА: ЧАЭС ПРОДОЛЖАЮТ ЗАКРЫВАТЬ

Украина фактически вывела из эксплуатации 2-й энергоблок Чернобыльской атомной станции. Хотя де-ю...

Автор: Константин Зварыч

Украина фактически вывела из эксплуатации 2-й энергоблок Чернобыльской атомной станции. Хотя де-юре это решение не зафиксировано: в столь скользкой проблеме, как ЧАЭС, спешка никогда не приводит к добру, о чем свидетельствует остановка навечно первого энергоблока Чернобыльской станции, которая не привела к адекватным действиям западных партнеров. Однако де-факто второй блок уже можно считать приговоренным. По словам директора по проектам Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» Геннадия Сазонова, работы на энергоблоке «не ведутся и не планируется их финансирование».

Видимость лишь приостановки работ не должна никого обманывать. До конца марта все силы и средства станции брошены на ремонт последнего из действующих - третьего - энергоблока, который как минимум до 2000 года будет обеспечивать чернобыльских специалистов работой. А кидаться весной на восстановление разрушенного пожаром в начале 90-х 2-го энергоблока уже не будет никакого смысла. Мало того, что это потребует значительных затрат, но и времени, которое в данном случае - деньги. Если даже успеть его восстановить к 1999 году, то за время до закрытия он никак не сумеет «отработать» вложенные в его восстановление средства.

Но удивляет нелогичность действий властей в отношении ЧАЭС-2. Если есть политическая воля о его закрытии, то почему решение от 30 ноября 1996 года, в соответствии с которым был выведен из эксплуатации первый энергоблок, не распространили и на второй? Если воли нет, то его надо было восстанавливать еще в прошлом году, когда время еще не было потеряно. По словам работников ЧАЭС, из запланированных госбюджетом прошлого года 110 миллионов гривен для ремонтных работ станция не получила «ни копейки». Абсурдность ситуации в том, что в то же время Чернобыльская станция вкладывала в восстановление собственные средства, которые в течение прошлого года составили десятки миллионов гривен. И непоследовательность властей привела к прямым убыткам ЧАЭС.

В этой ситуации довольными могут быть лишь партнеры Украины по Меморандуму о взаимопонимании, который предусматривает закрытие ЧАЭС до 2000 года, - «большая семерка» и КЕС. Без особых усилий и выполнения взятых на себя по Меморандуму обязательств мировые державы уже добились фактической остановки двух энергоблоков из трех существующих на Чернобыльской АЭС. Причем и единственный действующий блок уже полгода простаивает из-за ремонтных работ. Таким образом, Украина перекрывает все сроки по выводу станции из эксплуатации, не оглядываясь на выполнение ответных обязательств партнеров.

Целью статьи не является рассмотрение хода выделения грантов на решение соцпроблем жителей Славутича или на работы на «Саркофаге» над 4-м энергоблоком (хотя там все далеко не безоблачно). Интереснее ситуация с замещающими ЧАЭС мощностями, которые КЕС и

G-7 пообещали профинансировать, причем не в виде «шарового» гранта, а нормального цивилизованного кредита. Этот вопрос целиком зависит от позиции Европейского банка реконструкции и развития, точнее, крупнейших в финансовом отношении государств мира, негласно направляющих его действия.

К работе по предоставлению кредита ЕБРР подключился ровно два года назад. Срок более чем достаточный для принятия решения. Такая задержка с окончательными выводами уже привела к тому, что только сверхусилия позволят за оставшиеся два года достроить замещающие мощности: второй энергоблок на Хмельницкой АЭС и четвертый на Ривненской атомной. Однако теперь ЕБРР ставит перед Украиной новые вопросы. Во-первых, на достраиваемых мощностях должен быть обеспечен соответствующий уровень безопасности эксплуатации. По словам Г.Сазонова, в программе работ на энергоблоках их требования выполнены, о чем есть соответствующее заключение западных экспертов. Во-вторых, вариант достройки должен соответствовать принципу «наименьшей стоимости». Работы по этой оценке проводили компании и США, и Германии. Они замечаний не имеют, однако ЕБРР еще не определился в целесообразности предоставления средств. В-третьих, проект должен быть реален с точки зрения возвращения вложенных средств. Соответствующие расчеты «Энергоатомом» проведены и проверены западной фирмой. Здесь вопросов теоретически также не существует.

Однако остается четвертый вопрос ЕБРР, который в любой момент может оказаться фатальным для переговоров. По словам Г.Сазонова, «банк должен быть уверен», что макроэкономическое развитие в Украине, в частности развитие энергосектора, будет успешным и гарантирует возврат денег.

Понятно, что с нашей стороны пункт четвертый подвергается наибольшей критике: в чем «банк должен быть уверен» - понять крайне сложно. И потом, что даже в случае подписания кредитного соглашения, нет никаких гарантий, что Верховная Рада его ратифицирует.

Дальнейшая совместная работа по блокам будет продолжаться. В феврале в Киеве ожидается очередная встреча рабочей группы по чернобыльским вопросам. Однако в «Энергоатоме» считают, что уже пора определиться в отношении ЕБРР. Пока Украина ведет с банком переговоры, ни одна финансовая структура в мире не может конкретно предложить свою помощь в достройке энергоблоков. Перебегать дорогу ЕБРР чревато. А между тем по неофициальным каналам уже идут довольно интересные предложения от западных фирм по предоставлению кредитов и иных форм сотрудничества на РАЭС-4 и ХАЭС-2. Однако пока Украина завязла в переговорах с ЕБРР, о каких-либо иностранных инвестициях в достройку говорить не приходится.

Для того чтобы вопрос замещающих мощностей не был окончательно похоронен в «говорильне», правительство приняло вынужденное решение о повышении с 1 января тарифа на электроэнергию, отпускаемую атомными станциями с 2,4 до 2,7 цента за киловатт/час. В течение года (при условии выполнения плана по производству атомной электроэнергии) на счет, предназначенный для достройки блоков, поступит 259 миллионов гривен. Из них для РАЭС-4 - 117, для ХАЭС-2 - 142 миллиона. Первая загвоздка в том, что «живых денег» поступает энергетикам обычно 10%. Второе, всего для самостоятельного завершения строительства энергоблоков (при решении проблемы совместно с ЕБРР (1,2 млрд. долларов) необходимо 800 млн. долларов.

Однако для рядовых работников станции и подрядчиков сумма в 259 млн. очень существенна. Средства на спецсчет «Энергоатома» уже начали поступать. В первую очередь они пойдут на погашение задолженности за уже выполненные работы, что составляет более 11 млн. грн.

Естественно этой суммы недостаточно для финансирования достройки энергоблоков, однако дальнейшее повышение тарифа нереально, привлечение внутренних средств очень проблематично. Одним из частичных решений проблемы оказывается привлечение российских возможностей. Дело в том, что значительная часть оборудования для АЭС производится только в РФ. Ориентировочно Украина должна закупить российских комплектующих на 100 млн. долларов. Для решения этой проблемы в Украине уже подготовлен проект межправительственного соглашения о совместном участии в строительстве энергоблоков. Причем рассматривается возможность о поставках российского оборудования в форме товарного кредита.

Очевидно, что с 1 января Украина сдвинула проблему Хмельницкой и Ривненской с мертвой точки. Твердо высказываемое всеми госчиновниками решение, что блоки будут достроены в любом случае, наконец-то получило реальное подтверждение. Остается два вопроса: во-первых, зачем было гробить два года на бесплодные переговоры с ЕБРР? Во-вторых, зачем Украине Меморандум, если условия по нему мы выполняем в одностороннем порядке?