UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУТЬ КОРЕЙСКОГО АВТО

К УКРАИНСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ БОЛГАРИЮ На Ильичевском заводе автомобильных агрегатов, который является структурным подразделением СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», началась массовая сборка южнокорейских автомобилей...

Автор: Нина Перстнёва

К УКРАИНСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ БОЛГАРИЮ

На Ильичевском заводе автомобильных агрегатов, который является структурным подразделением СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», началась массовая сборка южнокорейских автомобилей. Уже сегодня с конвейера сходит до 70-80 машин в сутки. В самые ближайшие дни их количество должно достичь отметки 100-120 штук с тем, чтобы до конца года, согласно программе, собрать до 30 тысяч авто.

Словом, как и было обещано, в мае в продажу поступят корейские автомобили с украинской родословной. На них, кроме маркировки фирмы Daewoo, будет стоять и украинское клеймо - «Made in Ukraine».

Однако мало кто знает, что Украина к рождению данного авто имеет почти такое же отношение, как и Болгария. Как это ни покажется странным, но для того, чтобы собрать автомобиль в Ильичевске, его вначале в готовом виде доставляют в Болгарию, где его разбирают по частям: снимают двигатель, задний и передние мосты, топливный бак, а затем везут морем в Украину и в портовом городе на заводе заново собирают.

Кстати сказать, сейчас прорабатывается идея разбирать автомобили в самом Ильичевске на предприятии, которое находится напротив завода автомобильных агрегатов. Речь идет о возможности создания точечной зоны на базе транспортно-экспедиторского предприятия «Ильичевсквнештранс». Правда, как отмечают специалисты, в данной ситуации Украина будет выступать в роли транзитной страны для доставки автомобилей Daewoo в соседние страны, в частности в Россию. Но об этом проекте пока предпочитают не распространяться.

Что же касается уже действующей схемы, то никто не скрывает, что она придумана для того, чтобы уйти от таможенных пошлин. Вопрос «кто кого в данной ситуации пытается обмануть», как оказалось, тоже не имеет под собой реальной почвы, ибо никаких скрытых намерений данная схема не содержит. Никто, как говорится, никого не водит за нос, а напротив, все всем довольны. Дескать, обычная мировая практика.

Как пояснили в Ильичевской таможне, ввоз машинокомплектов Daewoo, который производится без уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, осуществляется в рамках законодательства. Что же касается факта разборки машин перед пересечением границы, то есть в Болгарии, то, как заметил заместитель начальника таможни Вячеслав Клинков, это «право корейской стороны. Нас это не касается».

Принимая данный вариант транспортировки, южнокорейская сторона исходила из экономических соображений и своей выгоды. Как пояснил представитель фирмы «Daewoo-Motor Poland» (DMP) г-н Чонг, если перевозить автомобиль в разобранном виде, то по объему он займет в три раза больше места. Украинская же сторона, предоставившая льготный режим для ввоза машинокомплектов, а не готовых автомобилей, осталась довольна тем, что ильичевцы в условиях безработицы получили рабочие места, а предприятие - дополнительный объем работ и инвестиции для развития производства. По словам директора Ильичевского завода автомобильных агрегатов Богдана Насадюка, крупноузловая сборка автомобилей, рассчитанная на два-три года, даст возможность их предприятию стать на ноги и заработать средства на производство в будущем отечественного автомобиля, что будет способствовать развитию автомобилестроения в целом.

По данным завода, на открытие сборочного цеха, для которого было закуплено импортное оборудование, и в целом на подготовку производства уже израсходовано свыше 2 миллионов долларов. И, как уточнил директор, график финансирования постоянно корректируется в сторону увеличения. Согласно последней смете, эта цифра равняется 3,4 миллиона долларов. Строительные работы еще продолжаются. В данный момент идет ремонт помещений, предназначенных под офис.

Оживление производства на заводе, который стоял около трех лет мертво, конечно, вызывает у всех приподнятое настроение. Не сколько-нибудь, а 750 человек для такого маленького городка, как Ильичевск, были отправлены в долгосрочные отпуска без содержания. Сегодня же 340 человек уже получили работу и зарплату - в среднем по заводу она составила 380 гривен. Заодно работники предприятия получат и нормальные условия для работы. Директор завода чуть ли не с восторгом говорил о новом буфете, бытовках и даже туалетах, которые наконец приобрели цивилизованный вид.

Вообще, о романе «АвтоЗАЗа» с южнокорейской фирмой Daewoo в Ильичевске говорят с придыханием. Почти все крупные предприятия города получили свою долю участия в украинско-корейском проекте: морской торговый порт, в том числе как перевозчик груза, «Ильичевсквнештранс» как главный экспедитор и фрахтователь судов, судоремонтный завод, получивший заказ на изготовление оборотной тары - 1400 флотов - для перевозки машинокомплектов из Болгарии в Ильичевск, строители.

Однако при всем этом возникает закономерный вопрос - что выиграет потребитель, который получит в итоге южнокорейское авто моделей «Ланос», «Нубира» и «Леганза»? Участники производственного процесса считают: преимущества налицо. Автомобиль, ввезенный в Украину в разобранном виде, обойдется покупателю гораздо дешевле, поскольку ввоз машинокомплектов не облагается таможенной пошлиной и НДС. Для сравнения были приведены следующие цифры. По данным завода автомобильных агрегатов, себестоимость сборки одного автомобиля составляет примерно 150-200 долларов. Примерно во столько же, по данным ЗАО «Ильичевсквнештранс», обходятся перевозка машинокомплекта (из Болгарии), выгрузка и растаможка вместе взятые. Тогда как за ввоз четырех готовых автомобилей фирмы Daewoo завод уплатил таможенных платежей (таможенный сбор, пошлина, акцизный сбор, НДС) на общую сумму

22 940 гривен.

По какой в итоге цене будут продаваться разобранные в Болгарии и собранные в Украине «легковушки» и какой на них будет спрос, участники производственного процесса предпочитают не распространяться, ссылаясь на то, что вопросы, касающиеся цены и сбыта автомобилей, не в компетенции ильичевцев.