UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОПАН-БУТАН НА ПРИЧАЛЕ РЫБНОГО ПОРТА

В Ильичевском морском рыбном порту в порядке эксперимента начата перегрузка сжиженного газа. Еще год назад реализация этой идеи в порту, считающемся пищевым и экологически чистым, казалась просто невозможной...

Автор: Нина Перстнёва

В Ильичевском морском рыбном порту в порядке эксперимента начата перегрузка сжиженного газа. Еще год назад реализация этой идеи в порту, считающемся пищевым и экологически чистым, казалась просто невозможной. Пытаясь в то время выяснить, насколько слухи о газовой перевалке соответствуют действительности, я услышала в ответ: «Такого не может быть». Хотя именно тогда, как теперь стало ясно, под эту самую идею в Одессе была создана фирма «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн».

Речь идет о транспортировке морским путем через территорию Украины транзитного российского топлива. В настоящее время сжиженный газ из России экспортируется в цистернах по железной дороге через Чоп и Брест, что приводит к большому скоплению цистерн на станциях. По данным фирмы «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», планируется перегружать до 1 млн. тонн в год. Для этого предполагается построить за рыбным портом терминал с огромными подземными резервуарами для накопления пропан-бутана и поставить тем самым перевалку данного груза на поток.

Ничего подобного нет не только в украинских портах, но и, судя по данным «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», в российских - тоже. Но примечательно другое: степень безопасности для человека и окружающей среды при перевалке сжиженного газа в порту неизвестна. В связи с этим и была разрешена экспериментальная перегрузка. По словам генерального директора фирмы «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» Сергея Левинчука, ему пришлось потратить год, чтобы получить от госнадзорных органов разрешение на ее проведение. Хотя эстакада для перегрузки газа, для строительства которой порт специально выделил причал, была готова еще в апреле этого года.

Однако, несмотря на столь затяжной, по определению С.Левинчука, период согласований, на самом деле наблюдается завидное молчаливое единодушие в рядах природоохранных и других контролирующих служб, чего раньше при строительстве терминалов по перевалке опасных грузов не наблюдалось. Хотя предыдущие комплексы, надо сказать, были более безопасны, чем газовый. Свою визу на разрешительных документах по проведению экспериментальной перегрузки поставили штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Одесской области, областная СЭС, Центральная СЭС водного транспорта, инспекция по охране Черного моря, областное управление экологической безопасности, территориальное управление госнадзора за охраной труда и управление пожарной охраны.

В итоге 4-5 сентября рыбный порт работал в особом режиме. Все работы были приостановлены, а люди отправлены по домам. Однако за один раз организаторы эксперимента в планируемые объемы не вложились (была перегружена 1 тысяча тонн), и 29 сентября эксперимент будет продолжен. По сообщению «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», ожидается перегрузка 5 тыс. тонн пропан-бутана.

Что же касается первых итогов экспериментальной перегрузки, которая проводилась по так называемому прямому варианту (из железнодорожных цистерн на судно-газовоз), то, судя по результатам технического совещания, проведенного в Центральной СЭС водного транспорта, отрицательных мнений нет. Не все, конечно, прошло гладко: анализ замеров воздуха показал наличие в нем паров газа, хотя и в весьма незначительных количествах.

Пока можно сделать только один вывод: принципиальных возражений против перевалки пропан-бутана нет. Основной аргумент, который приводится (и он еще раз упоминался на совещании в областном штабе гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций), состоит в том, что сам процесс вовсе не нов. Как пояснили газовики, в каждой области, в том числе и в Одесской, в их газовых хозяйствах, куда поступают вагоны с пропан-бутаном для нужд населения и других потребностей, изо дня в день вот уже сорок лет происходит слив газа из железнодорожных цистерн в специальные емкости. То же самое будет происходить и в порту, с той лишь разницей, что сливаться пропан-бутановая смесь будет в суда-газовозы. Однако каким будет заключение государственной экологической экспертизы, станет ясно после предоставления организаторами перевалки технико-экономических обоснований с обязательной оценкой воздействия перегрузки газа на окружающую среду, без чего не может быть и речи ни о каком строительстве.

Однако несмотря на то, что эксперимент не закончен и нет заключения специалистов, С.Левинчук уверен в успехе дела. По его словам, в третье тысячелетие они вступят с новым терминалом. Уверенность зиждется прежде всего на благосклонности местных властей. Идею строительства терминала поддерживает мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк и губернатор Сергей Гриневецкий.

Областная госадминистрация, как сказано в одном из документов, гарантирует выделение земельного участка площадью в 6 га, (хотя, замечу, фирма «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» просит 50 га ) в случае получения иностранных инвестиций под проект строительства терминала. Ибо область, как сказано далее, заинтересована в увеличении грузопотока на железнодорожных магистралях и в создании на долгосрочной основе дополнительных рабочих мест. По расчетам фирмы, Украина от транзита пропан-бутана по своей территории будет иметь от 20 до 25 млн. долларов в год. При этом планируется создание около 200 новых рабочих мест.

По мнению властей, строительство газоперевалочного терминала - это помимо всего прочего еще один шаг в создании и развитии транспортных коридоров, на которые Украина возлагает большие надежды.