UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ: НЕ ХОЛОДНО, НЕ ЖАРКО — ГОРЯЧО

Мнение о том, что создание аварии на атомной электростанции возможно лишь в результате тщательно спланированной диверсии - не больше, чем заблуждение...

Автор: Владимир Писковый

Мнение о том, что создание аварии на атомной электростанции возможно лишь в результате тщательно спланированной диверсии - не больше, чем заблуждение. Ибо сколь бы ни были коварными замыслы врагов-террористов, им ни в жизнь не составить конкуренции доморощенному разгильдяйству. Оказывается, можно вовсе не то что не знать, а даже не слышать о теории цепной реакции деления ядра и быть абсолютно уверенным, что некий Бор - всего лишь специалист по сверлению дырок в зубах. А что касается аварии, то для нее достаточно всего лишь одной опоры линии электропередачи с напряжением 750 киловольт, трактора марки Т-150 и, наконец, бесшабашного колхозного водителя стального коня, для которого нетрезвость как раз и является нормой жизни. И тогда потенциально опасные последствия могут не произойти лишь в силу обстоятельств, которые принято называть «счастливой случайностью».

Правда, цена такого «счастья», по подсчетам энергетиков, измеряется 3,5 млн. гривен. И единственным поводом для утешения можно считать лишь тот факт, что на этот раз все обошлось без жертв. Однако везение для подобного рода происшествий, к сожалению, более характерно как исключение. Иначе по степени производственного травматизма отечественный аграрный сектор не занимал бы второе место после угледобывающей отрасли.

Конечно, при желании ту же статистику можно представить и в более оптимистичном свете. Сравнение показателей производственного травматизма в сельхозпроизводстве Запорожской области за прошлый и 1995 годы дает повод утверждать о переменах к лучшему: уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий, пожаров, уровень производственного травматизма снизился почти на треть. Однако это сравнение серьезно «хромает», так как наметившийся прогресс в деле охраны труда вызван не столько улучшением его условий и производственной дисциплины, а преимущественно сокращением численности работающих, простоями, неучтенными случаями профессиональных заболеваний и травм.

Что касается последнего, то подчас сами пострадавшие, зная, сколько усилий нужно потратить для того, чтобы попасть на прием к врачу, предпочитают переживать возникшие неприятности без посторонней помощи. Тем не менее, в аграрном секторе области в прошлом году ежедневно фиксировалось в среднем два несчастных случая, а за пять месяцев нынешнего года их статистика пополнилась еще 92.

Такое положение дел дает основания утверждать, что влияние Закона об охране труда на практике остается малозначительным. По крайней мере, в отраслях сельскохозяйственного производства. Собственно, иного и ожидать не приходится, поскольку действие любого закона предполагает определенные затраты, в том числе и материальные. Но в нынешних экономических условиях выделение средств на охрану труда относится к разряду даже не третьестепенных. Из запланированных в области сумм собственно на охрану труда в прошлом году не было израсходовано ни копейки. Вместо улучшения условий труда на животноводческих фермах деньги использовали на реконструкцию районной котельной в Гуляйполе. Стоит ли удивляться, что из года в год, словно переходящие вымпелы и знамена, кочуют по коллективным договорам и соглашениям требования по улучшению производственных условий крестьян, заведомо обреченные на невыполнение?

Ссылаясь на экономический кризис, к выполнению элементарных правил производственной техники безопасности на селе попросту относятся как к чистой условности, которую можно игнорировать, абсолютно не опасаясь ответственности за последствия. Так, в прошлом году к уголовной ответственности в области не был привлечен ни один виновник несчастного случая, происшедшего в аграрном секторе. По свидетельству работников Госавтоинспекции, в АПК стабильно возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями служебных автомобилей. А управляют ими преимущественно руководители. Весьма наглядным примером в этом отношении является КСП «Гусарское». До недавних пор это было весьма процветающее хозяйство, пользовавшееся покровительством земляка, занимавшего в области высокий руководящий пост. С течением времени и в силу номенклатурных перемен колхоз пришел в упадок. В прошлом году каждый пятый водитель, задержанный в Куйбышевском районе за управление транспортом в нетрезвом состоянии, был работником этого КСП. Однако столь вопиющие факты преступной безответственности совершенно не удивительны, если учесть, что по вине пьяного председателя (теперь уже бывшего) в дорожно-транспортном происшествии был смертельно травмирован пешеход. Еще две жизни унесла хмельная поездка главного инженера КСП. Да и новый председатель хозяйства, говорят, уже успел отличиться, совершив ДТП - тоже, кстати, в нетрезвом виде.

Сколь бы ни были убедительными доводы о дефиците средств на обеспечение надлежащих безопасных условий крестьянского труда, все же следует признать, что далеко не всегда они являются первопричиной трагедии. Данные региональной инспекции по охране труда свидетельствуют о том, что из 5 тысяч нарушений, выявленных в аграрном секторе в ходе 400 обследований, больше половины было устранено до окончания проверок. Если, скажем, из-за хронического безденежья невозможно кардинально улучшить техническое состояние сельского машинно-тракторного парка, подверженного ныне 65-процентному износу, то на установку приспособлений, предотвращающих запуск двигателя при включенной передаче, большие средства не требуются. Однако из года в год срываются с места неуправляемые колхозные трактора, круша все на своем пути. К сожалению, нередко подобные происшествия заканчиваются серьезными травмами, а то и гибелью людей. И лишь иногда - приводят к курьезам сродни тому, что случился недавно в одном из запорожских колхозов. Во время запуска не оснащенного блокировкой Т-150, под колесами многотонной машины оказался личный автомобиль руководителя тракторной бригады, который согласно занимаемой должности обязан контролировать соблюдение правил техники безопасности.

Общий итог удручающ. В прошлом году только в результате производственных травм потери рабочего времени в агропромышленном комплексе области превысили 19 тысяч человеко-дней. На оплату больничных хозяйства израсходовали порядка 270 тысяч гривен. В целом же из-за плохих условий труда, необеспеченности санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной защиты, спецодеждой сельское хозяйство недосчиталось более 1 миллиона человеко-дней. Это равнозначно тому, что 10 крупных хозяйств не работали в течение года ни дня...