Призрак вольной зоны
Мечты о свободной экономической зоне по-прежнему не дают покоя Одесскому краю. Хотя за прошедшие годы ему так и не удалось заполучить милую сердцу свободу. Но теперь, когда идее создания Одесской СЭЗ исполняется десять лет, похоже, вновь появились надежда поймать свою синюю птицу. Правда, на этот раз не в самой Одессе, хотя о порто-франко заговорили в коридорах власти тоже, а на юго-западе от нее - в городе Рени.
Сон о ренийской свободной экономической зоне, который снится тоже не первый год, может стать явью, учитывая недавнюю трехстороннюю встречу в Кишиневе президентов Украины, Молдовы и Румынии. После их очередного заявления о создании международной свободной экономической зоны в районе Рени - Галац - Джурджулешты началась некоторая суета вокруг подготовки документов, что вселяет надежду на успех.
Объять необъятное не получается
Как реализовать на практике саму идею создания международной СЭЗ, пока никто не знает. Но поскольку она значилась в числе договоренностей, достигнутых еще в прошлом году во время визита в Румынию Президента Украины Леонида Кучмы, то исполнители взялись за дело. И вскоре родилась украинская концепция международной (свободной) экономической зоны Рени - Галац - Джурджулешты. Ее проект, кстати сказать, 24 июня 1998 года был одобрен на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению и подготовке документов по созданию специальных (свободных) экономических зон.
Так вот, ряд министерств и ведомств, принимавших участие в обсуждении, пришли к единственному выводу: создать международную зону, которая бы охватывала значительные территории трех стран и жила бы по особым, специально для нее сочиненным законам, не предоставляется возможным.
Все дело в том, что украинским законодательством не предусмотрено создание международных административно-экономических образований, о чем не раз напоминало Министерство юстиции Украины. Это, во-первых. Во-вторых, по утверждению представителей Министерства иностранных дел, практика функционирования международных СЭЗ не имеет широкого распространения в мире и является чрезвычайно сложным экономически-правовым компонентом рыночной экономики.
В третьих, возникает вопрос - а насколько вообще такое объединение выгодно Украине? Есть опасения, что статус международной СЭЗ, к примеру, будет способствовать строительству и функционированию нефтетерминала в Джурджулештах, что явно приведет к ослаблению позиций Украины на рынке дунайских грузоперевозок. Правда, Одесская облгосадминистрация, заинтересованная в создании СЭЗ в Рени, считает (нисколько не отрицая вышесказанного), что создание единого экономического пространства, в котором уже имеется нефтекомплекс мощностью 2 млн. тонн (в Ренийском порту), рассчитанный как раз на потребителей Молдовы, сделает бессмысленным строительство еще одного нефтетерминала, причем экологически небезопасного. По ее мнению, как раз несогласованность в тарифной и таможенной политике двух стран не дает возможности использовать крупнейшую в этом регионе нефтебазу, да и мощности порта в целом.
Вначале запрет на переработку портом Рени подакцизных грузов, затем введение финансовых гарантий на их транзит по территории Украины сделали свое черное дело, что называется, подлили масло в огонь. Ведь в прошлом году Молдова в разгар посевной кампании не могла получить предназначенное для нее дизтопливо, находившееся на ренийской нефтебазе: грузовладелец должен был внести за него залог на границе. Денег таких не оказалось. Для решения этой проблемы пришлось подключать президентов обеих стран. И хотя некоторые ограничения уже сняты, поезд ушел…
Сложность ситуации состоит еще и в том, что порт Рени обслуживает молдавская железная дорога. Ситуация, конечно, уникальная: территория - украинская, дорога - молдавская. Но мало того, что существует несогласованность в тарифах, так помимо всего прочего, для того, чтобы груз доставить в порт из Украины в Украину, необходимо дважды пересечь украинско-молдавскую границу. (Дорога проходит через территорию Молдовы - участок в 360 км). Как говорится, врагу не пожелаешь такой участи. В результате стоимость доставки резко возрастает.
Словом, ситуация здесь такова, что малейшие изменения во взаимоотношениях с соседними государствами тут же отражаются на объемах грузоперевалки. Поэтому с точки зрения облгосадминистрации создание единой СЭЗ, а стало быть и согласованность тарифной и таможенной политики, поможет снять ряд существующих проблем. Но поскольку в нынешних условиях это невозможно, местные власти выступают за создание локальной СЭЗ в Рени.
СЭЗ
сроком на 49 лет
Согласно проекту концепции создания международной СЭЗ «Рени - Галац - Джурджулешты» на первом этапе каждому государству в пределах своей территории следует создать локальные СЭЗ с тем, чтобы потом, когда для этого будут созданы условия, интегрироваться в единую зону. Судя по официальным документам, такой же позиции придерживаются Молдова и Румыния. В Галаце, надо сказать, такая зона уже действует. И то, что ее нет в Рени, - это обстоятельство ставит украинский порт в неравные условия. Сегодня часть грузопотока для Молдовы идет уже через порт Галац.
О необходимости создания СЭЗ говорит и ряд других факторов. А по большому счету, речь идет о Дунае - уникальной трансевропейской водной магистрали, дающей выход в Балтийское море. Именно по этому пути проляжет Критский коридор № 7 (Дунай-Майн-Рейн). Это путь, по которому грузы потекут из Западной Европы в Закавказье, Среднюю Азию, на Ближний Восток, из России и стран Восточной и Центральной Европы - на Балканы, Средиземноморье. А что в итоге? Смешно сказать: самый крупный украинский порт на Дунае загружен на 15-20 процентов. В прошлом году мощности были использованы на 14,4 процента.
В настоящее время пакет необходимых документов для создания специальной экономической зоны «Рени» находится в Кабмине на рассмотрении. Все в Одессе ожидают, что не сегодня-завтра будет соответствующий указ Президента о ее создании. Инициатива ведь исходит не столько снизу, как обычно, сколько сверху, поэтому задержек быть не должно.
Судя по документам, разработчики ТЭО предлагают создать зону на базе морского торгового порта Рени и прилегающих к нему территорий сроком на 49 лет. По типу она будет напоминать комплексную СЭЗ, объединяющую в себе функции таможенной, экспортной, транзитной и производственной зоны. По общим оценкам, создание необходимой базы для ее развития обойдется примерно в 50 млн. долларов. Предполагается за счет привлеченных инвестиций и кредитов провести в порту реконструкцию нефтяного участка, построить терминал по перевалке минеральных удобрений, комплекс по перегрузке вина, элеватор, завершить строительство комплекса «Ро-Ро» и ряд других крупных проектов.
Разработчики даже подсчитали, что при благоприятном инвестиционном климате к 2005 году можно ожидать увеличение грузооборота в 3,6 раза, объемов производства - в 5,8 раза по сравнению с 1997 годом, а следовательно в 6,9 раза - налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что составит 47,4 млн. гривен. И так далее.
Что тут скажешь? Обосновывая необходимость создания СЭЗ «Рени», специалисты постоянно ссылаются на опыт высокоразвитых стран - США, Англии, Франции. Приводят в пример и Китай. Что касается отечественного опыта, то сравнивать не с чем и ехать за опытом некуда.