UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИВАТИЗАЦИЯ «УКРТЕЛЕКОМА»: УТОНУЛА НАША СОЛОМИНКА

Продать пакет акций государственного предприятия электросвязи «Укртелеком» и тем самым решить все проблемы в этом году стало для нашей исполнительной власти навязчивой идеей...

Автор: Игорь Маскалевич

Продать пакет акций государственного предприятия электросвязи «Укртелеком» и тем самым решить все проблемы в этом году стало для нашей исполнительной власти навязчивой идеей. Сначала планировали на вырученные деньги погасить гособлигации. Но рынок наших славных ОВГЗ скончался чуть раньше. Тогда вспомнив, что через год у нас выборы, а голодные избиратели могут проголосовать как-то «не так», решили: продадим, а деньги пустим на пенсии и зарплаты. По словам Президента, денег от продажи будет «достаточно для этого». Сию идею он и озвучил в своем обращении к парламенту в ноябре. После чего начался лихорадочный дележ шкуры неубитого медведя: все начали говорить, каким образом они эти самые деньги потратят. Поначалу планировали получить от продаж примерно 2,6 млрд. грн., включив их в бюджет будущего года.

Увидев эту цифру и резонно рассудив, что продавцом будет именно он, Фонд госимущества осторожно дал понять, что «многовато будет». Но где уж там, цифру если и корректировали, то только в сторону увеличения. И когда она наконец попала в парламент, то дошла уже до $2,4 млрд. за пакет в 25% уставного фонда плюс одна акция. Т.е по нынешнему курсу доллара - аккурат вся прибыль «Укртелекома» на 12 лет вперед.

При подготовке правительственного законопроекта как-то подзабыли ряд мелочей, каждая из которых делала поставленную задачу - продать пакет и получить деньги еще до выборов - невыполнимой. Во-первых, продавать-то, собственно, нечего: никаких акций «Укртелекома» пока просто не существует в природе. В компании не завершена реструктуризация, не проведена оценка стоимости имущества и аудиторская проверка. Соответственно - не сформирован и уставный фонд, так что от чего отсчитывать эти самые 25%, неясно. Проведение компанией Price Waterhouse Coopers полного международного аудита «Укртелекома» по итогам 1998 года только предстоит. И займет эта процедура минимум три месяца.

Но самое пикантное не в этом: наш родимый «Укртелеком» законодательно запрещен к приватизации. Столь печальное недоразумение и был призван устранить еще в августе поданный Кабмином в Верховную Раду законопроект об особенностях приватизации данного государственного предприятия связи. Его составители старались подогнать продажу под выборы, но им это не очень удалось. Во всяком случае, даже представлявшая в ВР законопроект заместитель председателя Госкомсвязи Ольга Филиппова заявила, что подготовка «Укртелекома» к приватизации будет длиться не менее года, поскольку компания очень крупная: тридцать пять предприятий в Киеве и областях, одних работников 130 тысяч.

Кабминовский законопроект предусматривал продажу с размахом - на специализированных аукционах, через биржи, на открытых торгах (тендерах). Естественно, не забыли о льготниках (им разрешили купить по номиналу акций на 750 грн.) и о «прянике» для руководства (в виде возможности выкупить 5% льготной подписки). За государством предлагалось поначалу оставить не менее 50%+1 акция. А на случай, если в будущем госдоля уменьшится, - ввести «золотую акцию», т.е. акцию с правом блокирования решений, ущемляющих интересы государства. Совершенно своевременная идея, учитывая, что украинской приватизации уже семь лет, проданы десятки тысяч пакетов, а подобного «золотого теляти» в законодательстве как не было, так и не предвидится.

- Предложенный правительством проект можно свести к одной фразе: разрешить Кабинету министров приватизацию «Укртелекома», - говорил корреспонденту «ЗН» еще до рассмотрения документа в сессионном зале председатель специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Рябченко. - Не прописаны никакие конкретные нормы, кроме введения «золотой акции». За собой Кабмин оставил право утверждать план-график предприватизационной подготовки, состав комиссии по приватизации объекта, он же утверждает экспертный отчет по оценке имущества. Возможно, подобная приватизация и оказалась бы удачной, но что проку рассуждать, если собрать голоса в сессионном зале у законопроекта нет никаких шансов?

В тот же день прогноз подтвердился: Верховная Рада поименным голосованием отклонила правительственный законопроект как неприемлемый, противоречащий сразу двум статьям Конституции.

Впрочем, возможно, страна еще увидит закон о приватизации «Укртелекома» утвержденным. Во-первых, против законопроекта проголосовал только 161 депутат. Есть еще две с половиной сотни голосов, за которые при определенной сноровке можно побороться. В конце концов, отдельные вопросы в нашем парламенте ставят на голосование и по десятку раз.

В свою очередь, на следующей неделе Верховная Рада предполагает рассмотреть одноименный законопроект, выработанный уже в ее недрах. Инициаторами его разработки стали первый заместитель председателя комитета ВР по строительству, транспорту и связи О. Шевчук и уже упоминавшийся глава контрольной комиссии по вопросам приватизации А. Рябченко. Основным отличием данного документа стало жесткое закрепление за государством контрольного пакета акций «Укртелекома». Кроме этого, предложен более простой механизм продажи: только на открытом тендере (читай, международных торгах), а остатки - на спецаукционах. Льготная подписка осталась, но 5% «кусочек» пирога у руководства уже забрали. Кроме того, достаточно детально расписаны сроки продаж. Предприватизационную подготовку намечается закончить к октябрю 1999 года, а саму продажу провести в течение ноября 1999-марта 2000-го. Кстати, год-полтора - это тоже очень напряженный срок. В Европе быстрее всего продали сербский телеком, но и на это ушло 372 дня.

По срокам и механизмам депутатский законопроект выглядит, пожалуй, чуть аргументированнее кабминовского. Кстати, весьма любопытно, что в состав комиссии по проведению конкурса оба проекта предлагают включить представителей всех, кого только можно, - от Минэкономики до СБУ. Забыты разве что пожарные и общество филателистов. Как читатель уже мог догадаться, в парламентском законопроекте состав комиссии по приватизации утверждает уже Верховная Рада....

Остались и разночтения - как делить будущие доходы. Фонд госимущества поддерживает позицию Кабмина и Президента: полученные от приватизации «Укртелекома» средства необходимо направить на погашение задолженности по социальным выплатам. Вице-премьер Сергей Тигипко считает, что главное - чтобы компания была приватизирована стратегическим инвестором, способным обеспечить дополнительно 2-3 млн. новых телефонных номеров в Украине, а также снизить абонентную плату за обслуживание…

Сами же связисты вовсе не горят желанием спасать «отцов украинской демократии» или украинскую пенсионную систему. Авторы депутатского проекта также считают, что на развитие «Укртелекома» будет направлена минимум половина полученных от приватизации средств, что повысит стоимость других пакетов акций, продажа которых состоится позже. Эту позицию поддержал и глава подкомитета парламентского комитета ВР по вопросам строительства, транспорта и связи Олег Полищук. По его словам, предлагаемый Кабинетом министров законопроект в случае его принятия стал бы «самым большим проигрышем украинской приватизации... Мы наспех зарежем курицу, несущую золотые яйца... Вряд ли можно придумать более неэффективный механизм разгосударствления этого предприятия».

Сколько же реально можно привлечь от продажи «Укртелекома»? В текущем году эта компания планировала получить 2,3 млрд. грн. прибыли. Руководство считает, что в конце концов на эту цифру они и выйдут. Вот только когда планировали, ожидалось, что эта сумма превысит $1 млрд., сейчас же - не более $700 млн. В «Укртелекоме» считают, что девальвация гривни принесла ему потери, равные в долларовом эквиваленте неполученной прибыли за полгода. Причем и в гривнях выйти на плановые показатели удалось только за счет повышения тарифов на услуги связи...

При оценке украинских компаний западные инвесторы, как правило, берут коэффициент не выше 2: то есть если компания принесла в год $1 млн. дохода, то она стоит $2 млн. (в США этот соотношение раз в 10 выше). Мы же, мотивируя стоимостью ввода новых телефонных линий ($1200 за одну), фактически закладываем коэффициент 12, но решать, по какой цене покупать, будут именно «они».

Телекоммуникационных компаний в мире продается немало, и хотя наш телеком - крупнейший из непроданных в Европе, выбирать по-прежнему есть из чего. Так что никто не переплатит. Повлияет на цену и тот надрыв, с которым мы кричим, что без этой продажи «все рухнет», что «Укртелеком» - наша соломинка, наша последняя надежда. Имущество банкротов- всегда дешевое.

Любопытно, что в конце марта 2000 года, как раз к окончанию ожидаемой конкурсной продажи первого пакета акций «Укртелекома», нам предстоит погасить еврооблигации на 500 млн. экю (сейчас это 2,3 млрд. грн). Хотелось бы верить, что полученных денег хватит расплатиться...