UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИБАЛТИКА ЖДЕТ ОТ РОССИИ РЕФОРМ

Когда этим летом в России разразился экономический кризис, державные мужи трех балтийских госуда...

Автор: Михаил Соколовский

Когда этим летом в России разразился экономический кризис, державные мужи трех балтийских государств были на сто процентов уверены, что их страны с легкостью смогут пережить надвигающуюся с востока экономическую бурю.

Главные их аргументы были связаны с тем, что к августу 1998 года экономики Эстонии, Латвии и Литвы уже успешно были переориентированы на Запад, что, по их мнению, было надежной защитой от российского хаоса. Однако на протяжении всех четырех месяцев, прошедших после известных российских событий, объем торговли прибалтийских стран с Россией постоянно снижался, и к настоящему времени можно смело говорить о катастрофическом падении российско-прибалтийского товарооборота. Согласно последним данным, только в течение сентября экспорт трех прибалтийских государств в РФ сократился на две трети. И несмотря на то, что позже положение удалось немного поправить, большинство экономистов прогнозируют, что нынешний год прибалты закончат не более чем с половиной докризисного экспортного объема в Россию.

«Мы тяжело пережили распад Советского Союза, но те трудности, с которыми мы столкнулись в этом году, оказались значительно более серьезными», - заявляет Янис Заданс, управляющий директор станкостроительного завода «Ребир», расположенного на востоке Литвы. Это предприятие, которое экспортировало 80 процентов своей продукции в Россию, накануне кризиса процветало - оно вкладывало значительные средства в приобретение нового оборудования и даже расщедрилось на золоченые визитные карточки для своих сотрудников и дорогие кожаные папки для менеджеров. Однако после августовских событий руководство «Ребира» стало настолько стеснено в расходовании своих средств, что с целью экономии электроэнергии даже ограничило освещение на предприятии и выключило лифты. Более 1300 работников этого завода из общего числа персонала в 2200 человек потеряли работу.

Следует признать, что Россия и другие республики бывшего СССР сегодня действительно играют во внешней торговле стран Балтии значительно меньшую роль, чем до 1990 года. Тем не менее в результате воздействия российского кризиса на их экономики эксперты вынуждены были пересмотреть свои оптимистические прогнозы относительного экономического роста ВНП прибалтийских государств в этом году, уменьшив его с 7 до не более чем 2-3 процентов.

Разумеется, такой прогноз выглядит более привлекательно, чем для других посткоммунистических государств, однако явный спад в экономическом развитии стран Балтии рождает для них серьезные проблемы. В частности, снижение экспорта в Россию может создать давление на существующий платежный баланс этих стран. В Литве, например, и до кризиса его дефицит за первую половину текущего года составлял ни много ни мало - 13,4 процента от ВНП.

Как видно из примера с заводом «Ребир», отдельные отрасли промышленности стран Балтии подверглись воздействию российского кризиса в большей степени, чем другие. Особенно пострадали предприятия пищевой промышленности, рыболовецкие компании, а также машиностроительные заводы. Последствия российского экономического обвала ощутили даже некоторые известные промышленные группы - такие, как производитель ремней безопасности «Норма», главным потребителем которого был российский автомобильный гигант «Автоваз». Директор этого предприятия перед лицом резко падающих доходов вынужден был даже согласиться с российской схемой возвращения долгов за поставленные изделия.

Мелкий бизнес также оказался под ударом. Пострадали сотни торговцев, перепродающих в Россию подержанные автомобили и другую продукцию с западных рынков. Автомобильные дилеры заявляют, что, например, в Литве цена подержанного автомобиля «Фольксваген Гольф» за последние несколько месяцев упала с 5000 до... 500 американских долларов.

В Латвии другая беда. Как известно, банки этой страны развили чрезвычайно активную деятельность в России. Недавно латвийский центральный банк сделал специальное заявление, в котором предупредил вкладчиков, что 9 из 29 коммерческих банков страны явно недооценили свои потери на российском рынке и их еще ждут серьезные испытания.

К тому же, прибалтийские банки в целом весьма встревожены непрямым воздействием, которому они подвергаются через проблемы тех экспортеров, которые строили свой бизнес на торговле с Россией. Так, Маргус Шульц, президент второго по величине эстонского банка «Юнисбанк», заявил, что банкротства его коллег в ближайшем будущем неизбежны, неизвестно только, сколько их произойдет.

В общем же ситуация довольно неоднозначная. Так, компании, занимающиеся экспортом российской нефти через прибалтийские порты, практически не ощутили на себе последствий российских потрясений. Энергоресурсы остаются практически единственным источником получения Москвой твердой валюты, поэтому Россия не могла себе позволить в сложившихся условиях уменьшить количество экспортируемой нефти.

Кроме того, результатом усилий руководства стран Балтии, направленных на расширение торговых отношений с государствами Европейского союза, стало превращение последнего в главного торгового партнера прибалтов. Поэтому множество новых компаний, главным образом филиалов западных промышленных групп, строят весь свой бизнес исключительно на экономических отношениях с Западом.

Некоторые признанные предприятия ответили на российский кризис резкой переориентацией на западных партнеров. Например, литовской компании по производству шерстяных изделий «Дроуб» пришлось в начале осени значительным образом снизить объем выпускаемой продукции, однако затем она получили крупные заказы от западных фирм и восстановила утерянные позиции. Ее директор Витенис Губавичус заявил, что во второй половине 1998 года «Дроуб» реализует продукции на сумму в 45 миллионов литов (11 миллионов долларов), что на пять миллионов литов больше, чем в первом полугодии.

В общем-то прибалтийские экспортеры не обвиняют в своих бедах Россию и не хотят уходить с российского рынка. Однако происшедшее научило их быть более находчивыми, применяя альтернативные методы торговли, включая тот же пресловутый бартер. Так, молочные фермы стали поставлять в Россию сыр в обмен на трактора и горючее к ним. «Норма» же согласилась получить часть своих долгов автомобилями «Лада», которые затем перепродает обратно в Россию.

Вместе с тем, эксперты уверены, что болезненный на нынешнем этапе урок российского кризиса может принести прибалтийским компаниям пользу в будущем, заставив их повысить свою производительность и качество продукции.

Однако призрачная польза, которой в будущем могут обернуться для стран Балтии российские экономические неприятности, не должна быть ими преувеличена. Дело в том, что мощная и эффективная российская экономика может принести им больше выгоды, чем слабая и разваливающаяся. Похоже, в Прибалтике это понимают. Мэр латвийского города Вентспилса, в котором расположен крупнейший порт Балтийского моря, заявил: «Если Россия сможет провести соответствующие реформы и создаст рыночную экономику, мы будем обеспечены заказами и не будем простаивать. Если же этого не случится, мы снова вернемся в 30-е годы, когда порт Вентспилса был практически мертв».