UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕЗИДЕНТЫ И АРГУМЕНТЫ

В традиционном газовом споре у российского «Газпрома» всегда есть веский аргумент - задвижка. Пре...

Автор: Алла Еременко

В традиционном газовом споре у российского «Газпрома» всегда есть веский аргумент - задвижка. Президенты Украины и Туркменистана уверяют, что они также располагают веским аргументом

Из Туркменистана Президент Леонид Кучма привез пакет из 19 подписанных документов об украинско-туркменском сотрудничестве в различных сферах. Но, пожалуй, главным трофеем можно назвать межгосударственное соглашение о поставках туркменского газа в Украину до 2005 года в объеме 20 млрд. кубометров ежегодно.

Однако в украинско-туркменском газовом бизнесе неизменно присутствует третье лицо - Россия и российский «Газпром». И несмотря на то, что в телефонном разговоре 28 января с Леонидом Даниловичем Рем Иванович пообещал пропустить туркменский газ в Украину, несмотря на подписанное 29 января соглашение о поставках газа из Туркменистана в Украину и совместное письмо-обращение двух президентов - Украины и Туркменистана - третьему коллеге - Борису Ельцину, вполне вероятно, что 30-31 января в Москве Леониду Кучме может и не улыбнуться газотранзитное счастье. Ведь украинско-туркменские соглашения о поставках туркменского газа, правда, межправительственного ранга, подписывались ежегодно, а туркменский газ далеко не всегда попадал в Украину...

Стратегия «Газпрома»:

Ну зачем нам конкурент?

Незадолго до государственного визита Президента Украины Л.Кучмы в Туркменистан в Ашгабаде побывал премьер-министр России В.Черномырдин, которого называют крестным отцом «Газпрома», и сам глава этой компании Р.Вяхирев. Вернулись они в Москву, можно сказать, с пустыми руками, если не считать приглашения Туркменбаши российским компаниям участвовать в строительстве новых газотранспортных магистралей, по которым туркменский газ в обход России должен транспортироваться в Европу и другие континенты. Однако Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов категорично (если не по форме, то по сути) отказался от предложения россиян о закупке всего туркменского газа на условиях «Газпрома». Он, правда, будучи истинным дипломатом да еще с восточными манерами, пообещал В.Черномырдину подумать над его предложением. Но, скорее всего, это была просто вежливая форма отказа. Уже во время визита Л.Кучмы сам С.Ниязов популярно и публично объяснил, что российские условия для Туркменистана не только неприемлемы, но, если уж называть вещи своими именами, то почти что оскорбительны. Российский «Газпром» сначала вообще предложил цену на туркменский газа в пределах 26-28 долларов за 1000 кубометров. А уже в ходе затянувшихся переговоров цена российского предложения «выросла» до 32 долларов за тысячу кубометров туркменского газа. Кроме того, Туркменбаши и слышать не хочет, что оплачивать этот газ россияне собираются валютой только на 30%, а 70% - товарами.

Стоит заметить, что одной из причин, побудивших С.Ниязова весной прошлого года аннулировать соглашение о ТРАО «ТуркменРосгаз» (в рамках которого корпорация Itera, как оператор газопотоков этого СП, до апреля 1997 года поставляла туркменский газ в Украину, Россию и страны Закавказья), была именно несогласованность процентного соотношения денежной и товарной части оплаты туркменского газа. В свое время руководство корпорации Itera предложило изменить изначально оговоренную пропорцию и вместо 40% оплатить валютой не более 30%. Тогда и разгорелись «страсти по ТРАО»...

И вот уже в этом году Туркменистану сам «Газпром» предлагает за газ только 30% денежной оплаты...

Намереваясь закупить оптом весь экспортируемый туркменский газ (а это не менее 30-35 млрд. кубометров в год), «Газпром» стремится что называется убить одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, если это удастся, то россияне полностью обеспечат свои южные области туркменским газом, высвободив таким способом свой газ для того, чтобы его экспортировать на Запад, и сэкономив на транспортных расходах. Во-вторых, закупив оптом туркменский газ, «Газпром» просто лишит Туркменистан возможности выйти самостоятельно на европейский рынок газа. Таким способом можно не напрягаясь нейтрализовать конкурента. Заметим, что для «Газпрома» Туркменистан действительно является потенциальным грозным конкурентом. И не столько по объемам газодобычи (это, вероятно, дело будущего), сколько по цене газа. Ведь известно, что себестоимость добычи туркменского газа в несколько раз меньше, чем российского. А значит, даже с учетом затрат на транспортировку при относительно равной отпускной цене Туркменистан получит значительно большую долю чистой прибыли, нежели Россия. А если он еще позволит себе демпинговать цену газа, то вполне может рассчитывать на завоевание значительной части рынка российского газа. И пока Туркменистан не имеет значительных мощностей для экспорта своего газа, «Газпром» пытается максимально придержать конкурента.

Позиция Ашгабада: «лагідне теля двох маток ссе»

Туркменистан тем временем все настойчивее рвется что называется, в трубу. И нельзя не заметить, что нынешние его попытки куда успешнее прежних. Если 4-5 лет назад «Газпром» мог себе позволить просто «цыкнуть» на туркмен и они молча глотали обиду, то теперь, вишь, сам Черномырдин им не указ. И не в том дело, что Туркменбаши вдруг не в меру осмелел. Он просто долго и упорно подготавливал свои позиции.

Сегодня Туркменистан может себе позволить затяжные переговоры и пока не экспортировать свой газ даже в Украину на невыгодных для него условиях. Это, конечно, означает недополучение прибыли. Но если стремиться настоять на своем и все-таки добиться принятия своих условий, то можно эти убытки считать и инвестициями в будущее...

Тем более что с недавних пор Туркменистан может позволить себе подождать. С декабря 1997 года туркменский газ экспортируется в Иран. Пока на год предполагается поставка 4 млрд. кубометров. А впоследствии - 8 млрд. кубометров. Но уже нынешний объем экспорта принесет Туркменистану по самым скромным расчетам не менее 180 млн. долларов прибыли, причем в валюте. Таких денег туркменская казна отродясь не видала. Так что и в самом деле есть фора, которую Туркменбаши максимально использует.

29 января на пресс-конференции по итогам визита Л.Кучмы в Туркменистан президент Сапармурат Ниязов категорично заявил в присутствии почти 60 журналистов из Украины, России, Ирана и Туркменистана: «Мы настаиваем на цене на свой газ в 42 доллара за 1 000 кубометров на границе Туркменистан-Узбекистан». Насчет оплаты Сапармурат Атаевич не менее тверд: 50% - деньгами, и точка.

Стоит отметить, что МИД Туркменистана пригласил больше 20 журналистов из ведущих российских средств массовой информации. И они весьма внимательно следили за украинско-туркменскими переговорами. И, надо заметить, были немало удивлены тому единодушию, с каким президенты Украины и Туркменистана уверяли всех присутствующих, что украинско-туркменские экономические взаимоотношения имеют большую перспективу и получили новый толчок. Для развития этих отношений создана достойная законодательно-договорная база, представленная на сегодня уже 80 документами из различных сфер отношений. В частности, 28-29 января было подписано 19 важных соглашений, дополнивших уже существующий пакет. Среди них - межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и имущество граждан, о взаимном привлечении и защите инвестиций, о сотрудничестве в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, о сотрудничестве в области электроэнергетики, о регулировании вопросов, связанных с деятельностью посольств, консульская конвенция и другие.

Президент Туркменистана отметил, что основными направлениями туркмено-украинского сотрудничества станет взаимодействие в сфере нефти и газа. Украинские предприятия приглашаются к ведению работ по разведке и обустройству перспективных месторождений, в том числе на шельфе Каспия.

Причем, как сказал Л.Кучма, некоторые проекты, которые не оговаривались при подготовке визита, возникли в ходе переговоров «спонтанно». Один из них - создание украинско-туркменского СП по производству базальтоволокна. Украина предоставит свои технологии и оборудование. Другой пример - удалось договориться о поставках, в том числе в счет оплаты газа, нефтегазового оборудования и прессов, производимых одним из крупнейших украинских предприятий - АО «Днепропресс». Прежде из-за задолженности украинских газопотребителей Туркменистан отказывался даже говорить о чем-то подобном, хотя крайне нуждается в такой технике. Удалось также окончательно решить и вопрос об участии украинской стороны в строительстве в Туркменистане завода по производству каустической соды. Теперь Украина получит заказ в 400 млн. долларов. Есть и другие интересные проекты, о которых стоит рассказать отдельно.

Примечательно и то, что хотя и в результате весьма напряженных переговоров, но украинской делегации удалось добиться подписания соглашения о реструктуризации украинской задолженности за туркменский газ, поставленный в 1994 году. Этот долг довлел над Украиной, как дамоклов меч, и ставил в тупик даже те украинские предприятия, которые в оплату за свои услуги в Туркменистане получили газ. Но вывезти они его не могли. Правда, и в связи с нерешенностью вопросов по транзиту газа через третьи страны в Украину. Теперь сумма этого долга, как оговорено в межправительственном соглашении между Украиной и Туркменистаном, переоформлена в государственный кредит сроком на год. Причем, выплаты по этому кредиту (свыше 56 млн. долларов) должны начаться в конце первого квартала текущего года. Уж не знаю, сколько сил довелось приложить вице-премьеру А.Голубченко, который еще с прошлого года занимался этой проблемой, но в конце концов отсрочки удалось добиться. И это, с другой стороны, свидетельствует о реальном лояльном настроении Туркменистана по отношению к Украине и желании максимально завоевать доверие торгового партнера.

О том же свидетельствует и великолепный новый офис посольства Украины в Туркменистане, который был в ходе визита торжественно открыт Президентом Л.Кучмой. Послу Украины в Туркменистане господину Чупруну теперь не стыдно и гостей принимать, и переговоры вести. Презентабельно и прилично. Говорят, лично С.Ниязов интересовался ремонтом и обустройством украинского посольства наилучшим образом. И сие похоже на правду.

Жаль, что Украина пока не может ответить взаимностью. Когда украинская делегация летела в Ашгабат, я спросила посла Туркменистана в Украине господина Алалова о том, когда же у него будет новоселье в Киеве? Он ответил, что, возможно, в марте. Уж слишком долго украинская сторона решает эту задачу. Даже неловко перед туркменами. Одно утешает, что офис посольству Туркменистана предоставили действительно в прекрасном уголке Киева - на улице Пушкинской.

Украинский аргумент для «Газпрома»

Сразу после того, когда в присутствии журналистов и гостей С.Ниязов и Л.Кучма поставили свои подписи под соглашением о поставках туркменского газа в Украину, а вице-премьеры и министры скрепили своими подписями другие согласованные документы, журналисты наперебой стали интересоваться условиями газопоставок. В прекрасном расположении духа и достаточно уверенные (так это выглядело внешне) в том, что этим планам суждено сбыться, два президента объяснили, что соглашение по газу носит рамочный характер и подписано на взаимовыгодных условиях.

Другими словами, на основании принципов, задекларированных этим соглашением, будут строиться непосредственные условия контракта на поставку газа в Украину. Туркменистан согласился продать, а Украина купить газ на туркменско-узбекской границе по цене 42 доллара за 1 000 кубометров. Как мне объяснили советники Президента Украины, проблемой транзита газа, в том числе через территорию России, вызвалась заняться компания «Газпэкс» (зарегистрированная в Швейцарии), которая еще в прошлом году поставляла узбекский газ в Украину. По неподтвержденной пока информации, эта компания предоставила правительству Туркменистана гарантии банка первой категории. После этого Туркменистан согласился на то, что именно эта компания будет брать газ на его границе и доставлять в Украину.

Практически то же делала в прошлом году корпорация Itera, с которой теперь Туркменистан побил горшки, правда, в силу нескольких причин. Но еще неизвестно, действительно ли удастся «Газпэксу» «дотащить» газ до Украины. Все будет зависеть от условий транзита российского «Газпрома». И, насколько я знаю, в четвертом квартале прошлого года «Газпексу» не удалось договориться о доставке в Украину около 3 млрд. кубометров туркменского газа. Хотя договоренность такая существовала. Впрочем, посмотрим.

Есть задачи, решение которых возможно только на уровне президентов. Судя по всему, к таковым относится и газовый бизнес. И, как заявили Леонид Кучма и Сапармурат Ниязов, они уверены в том, что Борис Ельцин также придерживается мнения о взаимовыгодном сотрудничестве в этой отрасли и внемлет здравой логике. В качестве примера Леонид Данилович напомнил, что несмотря на то, что в последние весьма холодные месяцы Украина перебирает газ сверх нормы, но «Газпром» не предпринимал резких действий, видимо, в связи с тем, что пока Украина получает только российский газ и не имеет другого источника для подстраховки. «Газпром» ждет, пока этот процесс будет направлен «в нормальное русло», и не использует свой традиционный аргумент - «газовую задвижку». «Это позиция лично президента и правительства России», - подчеркнул Президент Украины.

Оно, конечно, так. Но, с другой стороны, если есть у тебя веский аргумент, то можно себе позволить не использовать его до поры. Вот и спрашиваю я у двух президентов: «А есть ли у Украины и Туркменистана в вопросе газового бизнеса веский аргумент для «Газпрома»?» Мне однозначно ответили, что есть. И именно поэтому Украина и Туркменистан рассчитывают на то, что во время визита Л.Кучмы в Москву 30-31 января проблема транзита туркменского газа через Россию в Украину будет решена с учетом интересов всех сторон.

По словам Л.Кучмы и С.Ниязова, они предложили российской стороне такие же условия оплаты транзита, каковых добился для себя «Газпром» в транзите своего газа через Украину. Напомню, что россияне отстояли величину транзитной ставки на уровне 1,09 доллара за транспортировку тысячи кубометров газа по 100 км украинских газопроводов. Оплату услуг «Газпром» проводит газом из расчета 50 долларов за 1 000 кубометров. Таким же способом, то есть газом, предлагается оплатить услуги «Газпрома» по транзиту туркменского газа в Украину. Причем считать транзитный путь украинско-туркменский альянс предлагает «Газпрому» не свыше 1000 км, а как минимум на 500 км меньше - по старому транзитному варианту доставки газа через Ново-Псковск (там вся протяженность - 580 км). «Газпром» же не соглашается, говорит, что эта газовая ветка полностью загружена и что он может пустить газ только в обход. А это «удлиняет» путь на 500 км. А значит - увеличивает стоимость транзита почти наполовину. При этом выходит, что за транзит по территории России «Газпром» хочет получить почти двойную плату - свыше 28 долларов. С.Ниязов удивлен: ведь расстояние транзита через Узбекистан и Казахстан в общем итоге стоит всего 21 доллар. Так почему же у россиян выходит в два раза дороже, ведь расстояния соизмеримы? Только потому, что туркменский газ хотят пустить, что называется, в обход?

Да, господа президенты уверены, что они договорятся. И у них есть веский аргумент. Правда, о нем публично никто не заикнулся. Может, потому, что слишком много присутствовало российских журналистов, которые бы оперативно сообщили Р.Вяхирему, что ему уготовано? А дело в том, что, не договорившись с Туркменистаном о закупке газа, россияне сами оказались в весьма щекотливом положении. Как ни странно это прозвучит, но у них не достает газа, миллиардов этак 10. Да, да, я не оговорилась. Именно в этом проблема. Южные регионы РФ уже несколько недель недополучают голубого топлива. Ведь прежде туда направляли и туркменский газ... И направляли, между прочим, в том числе и через Украину. И мне кажется, именно это причина того, что до сих пор, зная о переборах газа Украиной, «Газпром» не налег на задвижку - не морозить же окончательно своих сограждан.

Другая причина того, что «Газпром» не использует свой веский аргумент, на мой взгляд, в том, что в период торгов за условия транзита ему не с руки выставляться стороной, которая применяет нерыночные способы воздействия. Куда важнее для «Газпрома» именно в тяжелой для Украины ситуации выглядеть благодетелем. Тогда и его трудно будет упрекнуть в силовом нажиме при торгах за условия транзита туркменского газа в Украину. Ведь если «Газпром» решится отказать Туркменистану и Украине, это уже примет скандальный оттенок. Причем скандальный на уровне межгосударственном. А сегодня уже не считаться с мнением и правилами мировой газовой торговли не может себе позволить даже «Газпром».

Вероятно, чтобы упредить возможные намерения «Газпрома» навязать невыгодные Туркменистану и Украине условия транзита туркменского газа, С.Ниязов и Л.Кучма обратились с письмом к Б.Ельцину, в котором, в частности, призвали к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях и с соблюдением принятых норм и правил, действующих на мировом энергетическом рынке.

Возымело ли это послание ожидаемое действие на российского президента, а тот в свою очередь - на Рема Вяхирева, - это станет известно буквально в считанные дни.