Его надо еще и продать…
Итак, «гордость украинского самолетостроения» - многотонный военный транспортный Ан-70 - реальность. В том смысле, что самолет (вернее, экспериментальный образец) отвечает всем параметрам, заложенным при проектировании в КБ. Теперь, когда его показали на престижнейших международных выставках и авиасалонах, настала очередь получить от этой затеи прибыль.
Несколько дней назад, как сообщил «Зеркалу недели» министр промышленной политики Василий Гуреев, в Берлине состоялись переговоры с представителями крупнейших европейских авиадержав. Суть переговоров можно выразить таким предложением: «Ан-70 - лучший военно-транспортный самолет, дешевый, экономичный, не желаете ли вы его купить?»
Кстати, министр и члены украинской делегации не лукавили: самолет, по оценкам специалистов, превосходит по многим параметрам лучшие образцы зарубежных фирм. Расход топлива - на 25 процентов меньше, чем у других. Грузоподъемность - 35, а в «особых» условиях - до 45-47 тонн. Короткий «взлет» и короткая «посадка» - 600 метров, в том числе и на грунтовых ВПП. Уникальное крыло. Это - не реклама Ан-70, а реальность.
Но построить - мало. Творение рук своих надо еще и продать. Об экономике этого проекта в Министерстве промышленной политики предпочитают не распространяться. Поэтому автор этих строк поинтересовался у Гуреева… цифрами. Ибо только цифры могут дать более-менее объективную картину.
На вопрос о себестоимости самолета и его, так сказать, розничной цене министр не ответил: «Цена будет зависеть от серийности». Зато спрос на самолет достаточно высок: по предварительным данным, 400 самолетов желает купить Россия, 100 - Украина, по крайней мере 282 - страны Западной Европы. Проявляют интерес к проекту страны Средней Азии и Востока. Василий Гуреев считает, что, если поработать, можно продать где-то 1000 авиамашин.
Сколько самолетов надо продать, чтобы окупить все инвестиционные и инновационные вложения? Министр на этот вопрос тоже не ответил: цена-то неизвестна! Но, как удалось выяснить автору этих строк, один самолет будет стоить приблизительно 50 миллионов долларов. Если учесть, что за машины аналогичного класса конкуренты хотят по 70-80, а иногда и 220 миллионов, то
Ан-70 - вне конкуренции.
Однако иллюзиями себя никто не тешит. Понятно, что рынок авиатехники давным-давно сформирован и уступать свое место Украине никто не собирается. Поэтому логика цифр уходит здесь на второй план. Покупателей интересуют не только прямые, но и косвенные выгоды. Например, создание рабочих мест. Какая-то страна согласна купить, скажем, 20 самолетов. Но взамен эта сторона просит, чтобы ей дали возможность произвести определенные узлы или детали. Если согласна купить 40 самолетов, значит, трудоемкость узлов и деталей тоже должна возрасти вдвое.
Количество основных предприятий, участвовавших в изготовлении Ан-70, - тринадцать. Украинские: «Мотор-Січ», «Прогресс», «ФЭД» и, конечно, АНТК имени Антонова. Из зарубежных особо хотелось бы выделить ташкентский авиазавод, который изготовил уникальное крыло для Ан-70. Работа эта и трудоемка, и наукоемка, и в странах СНГ аналогичного предприятия нет. Этот же завод, кстати, сделал крыло и для небезызвестного «Руслана».
А с формированием рыночной цены на украинский Ан-70 еще предстоит разобраться.