UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОКА ЗАКОНОДАТЕЛИ ДИСКУТИРУЮТ,

на местах происходит перераспределение земли Битва за землю, неизбежность которой предрекали экономисты и политологи, похоже, набирает обороты...

Автор: Надежда Федотко

на местах происходит перераспределение земли

Битва за землю, неизбежность которой предрекали экономисты и политологи, похоже, набирает обороты. Несколько лет назад шум вокруг псевдофермеров из Баштанского района всколыхнул всю Украину. И вовсе не потому, что в этом районе происходили какие-то особенные процессы - просто они происходили там с некоторым опережением. Нынче псевдофермерство известно во всех уголках нашей страны. Оно базируется на широких лазейках, оставленных законодателями в нашем заскорузлом Земельном кодексе, и дополняется покрывательством некоторых представителей исполнительной власти.

В отличие от настоящего фермера, который, засучив рукава, с большим или меньшим толком самостоятельно трудится на своей земле, псевдофермер об этом и не помышляет. Да и зачем? Имея прочные родственные или, скажем, «экономические» связи с сельским чиновничеством, он использует и колхозную технику, и рабочую силу для собственного, конечно же, обогащения. Формула обогащения такова: земля обрабатывается, по-существу, коллективным хозяйством, а доходы идут одному. Неплохой расклад, не правда ли?

Как показал опыт все той же Баштанки, при нынешних законах и укоренившейся практике даже настойчивая борьба с псевдофермерами способна разве что уменьшить масштабы этого явления, но не искоренить его. Многолетние судебные разбирательства, ставившие целью отобрать землю у лжефермеров или хотя бы сократить масштабы перекачивания средств из коллективных хозяйств в частный карман, как правило, ничем не заканчивались. Только некоторые из «липовых» фермеров, не пожелав судиться с властью, добровольно отказались от земельных наделов. Те же, кто проявил желание защищаться, благополучно остались с землей. Вот только в связях с КСП и в использовании дармовой рабочей силы стали осмотрительнее.

В целом же первый раунд битвы за землю крестьяне проиграли, причем если не при полном молчании средств массовой информации, то при недостаточном уровне информирования. Начался раунд второй: вместо мелкого сельского чиновничества (в основном, председателей и директоров сельхозпредприятий, служащих районного масштаба), в битву за вожделенные участки включились чиновники покрупней. Используя финансовые трудности хозяйств, жесточайшую нехватку оборотных средств, горюче-смазочных материалов, удобрений, ведомства, коммерческие структуры, посулившие золотые горы, начинают прибирать к рукам землю.

Причем если раньше псевдофермер «покушался» на десятки гектаров, то нынче речь идет о тысячах и десятках тысяч. В этом плане показательны действия производственного объединения «Агростройдеталь». Некий гражданин, отрекомендовавшийся генеральным директором этой организации, которая относится к Министерству сельского хозяйства и продовольствия, приглядел в глубинке, по иронии судьбы - все в том же Баштанском районе, богатые черноземы площадью чуть ли не десять тысяч гектаров. И не просто приглядел - решил заполучить это богатство в свое ведомственное распоряжение. Ну и что с того, что на этих землях расположены КСП «Світлий шлях», «8 Березня» и «Червоний прапор»? Столичных чиновников сей факт смущал мало. Они, заметим, не пошли, как порядочные партнеры, на объединение сил с бедствующим КСП и создание совместных предприятий. Посулив крестьянам выплатить задолженность по зарплате, помочь в строительстве соцкультбыта, пришлые люди поставили единственное условие: передать землю столичной «Агростройдетали». В этом случае коллективные хозяйства и их труженики лишались каких-либо имущественных и земельных прав, но это так, мелочи…

Сразу следует сказать, что земельные махинаторы не нашли понимания в областной государственной администрации. Но посулы «Агростройдетали» нашли живой отклик у районной власти, местных чиновников.

Это дало в руки махинаторов рычаги для напористых действий. Во всех трех КСП состоялись общие собрания. А местная власть проинформировала крестьян таким образом, что большинство из них послушно проголосовало за то, чтобы перейти в ведомство без сохранения собственных прав. Это уже потом окажется, что собрания эти не могли иметь законной силы, потому что состоялись без участия всех членов коллективов, а принимать столь судьбоносные решения без согласия абсолютно каждого владельца земельного и имущественного пая нельзя. А что же сельские советы? Увы, они тоже, вопреки закону, приняли решение о передаче крестьянского добра на баланс столичного ведомства.

Председатель Баштанской райгосадминистрации В.Печерский, как бы подытоживая деятельность местных властей, послал в ведомство письмо, в котором констатировал, что согласно решению собраний, согласованных с сельскими советами, в состав ПО «Агростройдеталь» вошли КСП «Світлий шлях», «Червоний прапор» и «8 Березня», которые имеют в пользовании около десяти тысяч гектаров сельхозугодий. Все было, как говорится, «на мази». Однако на этот раз махинация с передачей земли наткнулась на серьезное препятствие. Председатель облгосадминистрации Николай Круглов создал комиссию, которая, детально разобравшись во всех хитросплетениях этой операции, признала ее незаконной.

Эта история послужила толчком для более пристального внимания областной власти к процессам, происходящим вокруг земли. Как стало известно корреспонденту «ЗН», на основе анализа поступающих из глубинки жалоб на Николаевщине начали более энергично воздействовать на кадровые вопросы. По мнению Николая Круглова, важная предпосылка для реформы на селе - это кадры. Именно от недостатка квалифицированных руководителей страдает сельское хозяйство. Все это, конечно, так. Но многого ли эти кадры добьются в деле защиты интересов и прав людей при нынешнем, явно не соответствующем времени законодательном поле?