UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОКА НЕ СРАБОТАЛ «ЛОНДОНСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕРМОСТАТ»

Апрельские события начисто опровергают утвердившееся уже мнение о том, что колебания мировых цен на нефть существенно влияют на состояние национальной безопасности страны...

Автор: Иван Рыбалко

Апрельские события начисто опровергают утвердившееся уже мнение о том, что колебания мировых цен на нефть существенно влияют на состояние национальной безопасности страны. То ли состояние такое, то ли колебания невелики, но решения апрельской конференции стран ОПЭК, согласие с которыми выразила также и Россия, не произвели никакого видимого впечатления не только на общественность Украины, но даже и на бизнес-элиту. А цены на бензин лишний раз продемонстрировали явно не местный нордический менталитет.

Подвижки на мировом рынке энергоносителей имели ярко выраженный тектонический характер. В Европе паники не было по той причине, что лишний раз продемонстрировала свою эффективность система мер безопасности, существующая уже десятки лет. Рост цен на импортируемую нефть даже на десятки процентов не может нанести ущерб европейскому бизнесу, ибо в этих странах за каждый литр бензина уже давно каждый платит дополнительно гораздо больше его стоимости. По существу, каждый западный европеец, покупая один литр бензина, платит за два: за тот, который сжигает, и за тот, который ему привезут завтра. Колебания цены на сырец с лихвой покрываются за счет финансовых ресурсов, накопленных за счет дополнительной наценки на конечный продукт - бензин.

Эффективным клапаном, обеспечивающим ценовое давление на продавцов нефти, является Лондонская биржа. Если цена повышается достаточно высоко, цена на бирже российской нефти поднимается до минимального уровня цен Лондонской биржи, а потери от последующего сокращения объемов закупок нефти стран ОПЭК несравнимы с временными прибылями от повышения цен. Словом, организация стран ОПЭК внимательно следит за тем, чтобы цены на африканскую и латиноамериканскую нефть не поднимались достаточно ощутимо выше минимального уровня цен, чтобы не пришлось конкурировать с российскими поставщиками.

Система европейской энергетической безопасности похожа на автомобильную систему жидкостного охлаждения: если недостаточно хладагента, циркулирующего по малому кругу, термостат автоматически запускает жидкость по большому кругу. Автомобильный термостат в этом случае можно сравнить с Лондонской биржей нефти, а еще точнее - с правилами на этой бирже, установленными после серьезных неприятностей в конце восьмидесятых.

О понижении цен на нефть в Европе таким образом вообще никто не беспокоится. Эту печаль на десятилетия вперед взяли на себя продавцы нефти.

В России ситуация противоположная. Повышение цен на нефть выше определенного предела сулит сказочные прибыли нефтедобытчикам и нефтетрейдерам - река нефтедолларов в таком случае может изменить направление с южного на восточное... Однако это возможно лишь в том случае, если в арабском мире... Впрочем, лучше помолчим, а то еще напророчим…

Пока не сработал «лондонский нефтяной термостат», России гарантированы прибыли от продажи в Европе «продуктов первого передела» - удобрений из газа и нефти, энергоемких стали, чугуна и пр. Продукцию «первого передела» для России производит преимущественно Украина. Именно поэтому разговоры о понижении цен на нефть в Европе могли, как предполагают некоторые аналитики, побудить Ельцина отправить в отставку Черномырдина, однако не могли вызвать колебания цен на бензин в Украине.

Кстати, Российская Федерация, вопреки логике всех остальных взаимоотношений с Украиной, «засветила» свою позицию по проблемам апрельской конференции стран ОПЭК после консультаций с Киевом. Киев очередной раз услышал достаточно убедительные свидетельства того, что разговоры об «альтернативной трубе» на запад будут разговорами так долго, как долго Россия будет продавать в Европе продукцию первого и последующих переделов, а не саму нефть.

А тем временем самые интересные события происходят на западных границах Украины, и прежде всего в Закарпатье. Здесь бензиновый рынок поделили «на троих» концерн «Славутич», ГАК «Украгротехсервис» и венгерская фирма «Мол». Причем «Мол» доминирует на этом рынке, хотя продает в Закарпатье по 30 центов за литр бензин, завезенный из Венгрии, где его цена - доллар за литр (в начале 90-х в Венгрии ввели 50-процентный «экологический» акциз на бензин при розничной торговле). Словом, венгры весьма убедительно демонстрируют своим конкурентам из «Славутича» и «Украгротехсервиса», что дешевый бензин - он все же... дороже.