UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ УКРАИНЫ, ИЛИ ЗАЧЕМ ОФИЦЕРАМ ФУРАЖКИ?

Если в провинции появляются люди с большими звездами на погонах, тут и гадать нечего — это к расходам...

Автор: Владимир Писковый

Если в провинции появляются люди с большими звездами на погонах, тут и гадать нечего — это к расходам. Сначала четко, по-военному, разговор коснется значения армии в государственном строительстве с тем, чтобы плавно перейти к главному: с деньгами по-прежнему напряг, так что подайте сколько сможете...

Недавний визит в Запорожье Главнокомандующего украинскими ВМС Михаила Ежеля тоже не стал исключением. Ведь в соответствии с президентским указом от 7 октября 1994 года «Об организации шефства над кораблями Военно-Морских Сил Украины», область осуществляет попечительство над восемью подразделениями ВМС, в том числе — над единственной подводной лодкой «Запорожье». Той самой, что досталась в наследство после раздела Черноморского флота и с момента поднятия на ней государственного флага в море так до сих пор ни разу и не вышла. По техническим причинам, устранить которые не могли из-за отсутствия средств. Даже несмотря на то, что за четыре года шефства область предоставила военным морякам помощь почти на миллион гривен — для покупки квартир, компьютерной техники, культурно-бытовых товаров, ремонта помещений, дополнительного обеспечения продуктами питания. Но в сравнении с необходимыми первоочередными затратами этого слишком мало. Одни только аккумуляторные батареи стоят 18 млн., да на ремонт субмарины понадобится еще миллионов пять. А тут Президент, который, говорят, с недавних пор к морской стихии стал особенно неравнодушен, распорядился, чтобы к предстоящему Дню защитника Отечества лодка была введена в боевой строй и прошла ходовые испытания.

К счастью, патриоты у нас не перевелись. «Укрзалізниця» выделила 13 млн., и аккумуляторы в Греции заказали. К 15 октября их уже поставят в Украину, разумеется, если оставшиеся 5 млн. будут проплачены.

Широкий жест ведомства стальных магистралей вполне закономерен, поскольку ему присущ не только патриотизм в общегосударственном масштабе, но и оригинально-новаторский подход в узкоотраслевом. Например, с недавних пор в поездах Приднепровской железной дороги пассажирам, которые отказываются брать в пользование постель, предлагают... заполнить анкету. Ну, не могут железнодорожники понять, почему это народ стал жмотиться? Тут без социологических исследований никак не догадаться, что 6—7 гривен за пользование комплектом из видавших виды двух простыней, наволочки и полотенца — это, мягко говоря, недешево. А пассажир — он ведь в массе своей сознательностью не блещет. Значит, проводникам необходимо вменить в обязанности не только мониторинг, но пропаганду с агитацией. Дескать, отказом от наших услуг вы наносите урон обороноспособности страны. Да под такой аргумент они эту постель с руками отрывать будут! Кстати, а что мешает «Укртелекому» поупражняться в патриотизме?! Судя по тарифному реформаторству, у этой фирмы потенциал ничуть не меньше...

Однако вернемся к нашему уникальному плавсредству.

Дискуссии о том, стоит ли тратить силы и деньги на реанимацию субмарины далеко не первой свежести, ведутся давно. Точка зрения военных на этот счет прямая и однозначная, как ватерлиния. Цитирую адмирала Ежеля: «Мы стоим перед проблемой восстановления одного из родов ВМС Украины. Если сегодня потерять подводные силы в виде одной подводной лодки, это значит навсегда потерять этот род сил — чрезвычайно сложный и дорогой».

Логично, но, честно говоря, неубедительно. Хотя бы из тех соображений, что мало ли чего у нас нет сейчас и не предвидится даже в отдаленном будущем. Кстати, не только у нас одних. Если говорить о странах Черноморского бассейна, то Грузия подводным флотом не располагает. У Румынии, правда, есть одна субмарина, но тоже не на ходу. Ну и что из этого?

Подводный флот действительно один из наиболее мощных видов вооружений. Так ведь флот, а не единственное плавсредство. Тут, как говорится, один еврей — еще не весь Бердичев. Это во-первых. А в остальном, стратегические бомбардировщики — тоже не слабо. Не говоря уже о межконтинентальных баллистических ракетах. Но, если мне не изменяет память, ради их сохранения с шапкой по кругу не ходили. Наоборот — долго и упорно ломали голову, как от этого добра избавиться. Поскольку признали его слишком дорогим «удовольствием», содержать которое попросту нецелесообразно. А вот без подводной лодки, оказывается, ну, чисто не по понятиям будет. Типа перед международным сообществом лохонемся.

Однако, шутки шутками, а нелишне все же поинтересоваться, что будет дальше, после починки и ходовых испытаний? Правильно, лодку надо будет содержать. А как, если, по словам Главкома, «отсутствие заказов практически свело на нет возможности ремонтных предприятий, которые не способны выполнять отдельные виды работ именно на подводных лодках»? Потому как квалификация утеряна.

Интересная картина получается вдобавок к тому, что ракеты у нас летают по собственному усмотрению, а с аэропланами — вообще чума. Да еще и подводники, у которых нет возможности перемотать электродвигатели, насосы, отремонтировать дизельные агрегаты... И металл у них отсутствует, и кабели, и электроды, и краска. Словом, чего только нет. Правда, к счастью, головные уборы имеются...