UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПО ЛЕГЕНДЕ ТЫ — НЕМОЙ…»

В результате неоднократного переподчинения «Эксимнефтепродукта» государство теряет миллионы. Теперь, похоже, потеряет и надежду получить свое хоть когда-нибудь...

Автор: Алла Еременко

В результате неоднократного переподчинения «Эксимнефтепродукта» государство теряет миллионы. Теперь, похоже, потеряет и надежду получить свое хоть когда-нибудь. Если…

В ходе очередной аргументации необходимости очередного переподчинения предприятий, специализирующихся на перекачке нефти, как бы между прочим был рассказан анекдот о том, что постигло молодого офицера, поверившего в объявленную его командиром «демократию» и рассказавшему о всяческих нарушениях. После этого смельчака повысили в звании и одновременно... решили отправить резидентом в страну, языка общения которой незадачливый лейтенант не знал. Когда он сказал об этом, ему сообщили, что по традиционной для разведчиков «легенде» он - немой, со всеми вытекающими из такого положения последствиями…

Кому конкретно адресовался тогда этот рассказ, точно неизвестно. Но, похоже, многие из тех, кто мог впоследствии если не воспрепятствовать, то хотя бы аргументированно возразить при очередной передаче «Эксимнефтепродукта» иному «хозяину», не забыли этот анекдот и однозначно отнесли его на свой счет.

Так или иначе, но нефтеперевалочное предприятие «Эксимнефтепродукт» (прошу не путать с нефтегаванью Одесского морского порта, также занятого перевалкой нефти) уже в который раз за последние полтора-два года переподчинили: на сегодня оно входит в состав очередного ГАКа - «Укрнефтепродукт» (госмонополии в форме акционерного холдинга, как теперь модно), создающегося на базе нефтетранспортных предприятий и нефтебаз, прежде, т. е. еще несколько лет назад, подчиненных госпредприятию «Укрнефтепродукт».

Следствием такого решения правительства, кроме прочего, может стать (если еще не стал таковым) тот факт, что госбюджет так и не получит 4,339 млн. грн. дивидендов, предназначающихся на госдолю в уставном фонде ОАО «Эксимнефтепродукт» (согласно решению собрания акционеров этого ОАО, утвердившего результаты деятельности за 1997 год). Теоретически, конечно, и ГАХК «Укрнефтепродукт» когда-нибудь должна получить прибыль, и выплатить государству его долю. Но только случаев таких слишком мало, за что регулярно и «получает по шапке» Фонд госимущества Украины, который якобы управлял госдолей во всех АО. Но, судя по всему, государство теряет намного больше, передавая нефтеперевалочное предприятие в ГАХК «Укрнефтепродукт».

Разумеется, в деятельности (а точнее - в финансовых дивидендах таковой) нефтеперевалочных и вообще имеющих отношение к нефти и продуктам ее переработки предприятий, кроме государства (вернее, раньше оного), заинтересованы и различные «группы бизнесменов». И именно это «различие интересов», очевидно, объясняет лоббирование неоднократного переподчинения нефтеперевалочного «Эксимнефтепродукта».

«В жилах оных течет нефть…»

«ЗН» не однажды писало, что именно система нефтепродуктообеспечения (а это - нефтебазы с соответствующими трубопроводами для доставки и временного хранения нефтепродуктов, стационарные и временные хранилища нефтепродуктов, сетью которых щедро покрыта Украина) в числе первых выпорхнула из-под государственного крылышка на приватизационные просторы. Как и почему происходил этот процесс - история запутанная, но «скоропостижная». И если исходить из официальных фактов, то стоит заметить, что уже к 1996 году система нефтепродуктообеспечения Украины, прежде подчиненная госпредприятию «Укрнефтепродукт», с разной долей участия государства в основном была передана в уставные фонды десятков акционерных обществ.

Когда начались первые «войны» на рынке нефтепродуктов пару лет назад, государству в лице Кабмина, вероятно, кто-то очень расчетливый подсказал, что надо бы реорганизовать систему нефтепродуктообеспечения. Разумеется, этот «кто-то» преследовал и собственные цели.

Затем другой «кто-то» подсказал государству более радикальное решение. Разумеется, оно больше учитывало интересы именно этого «кого-то». Но это способствовало появлению постановления Кабмина (№599 от 24 июня 1997 года) «О создании Государственного концерна «Укртранснефть». Лоббисты этого постановления главным образом интересовались нефтеперевалочной инфраструктурой.

У заинтересованных сторон хватило ума отделить систему нефтепродуктообеспечения от нефтеперевалочной. Так как «смена собственности» нефтепроводов в Украине запрещена в законодательном порядке, о частном владении нефтетранспортой системой «Дружба» и Приднепровскими магистральными нефтепроводами желающим пока остается только мечтать. Поэтому их интерес «замыкается» на нефтеперевалке, т. е. на «Эксимнефтепродукте».

На моей памяти как минимум три попытки если не владеть, то контролировать нефтеперевалку в Одессе (хотя бы временно), были успешно для инициаторов реализованы. Но сейчас разговор о «свежей» истории.

Итак, Госконцерн «Укртранснефть» просуществовал (в основном теоретически) не многим более полугода.

Усилиями, вероятно, многих влиятельных и весьма заинтересованных людей упомянутый госконцерн по разным причинам, как говорится, почил в бозе. 16 января 1998 года это фактически было санкционировано постановлением Кабмина «О ликвидации Госконцерна «Укртранснефть» (№28).

Ликвидационная комиссия, создаваемая в таких случаях, еще не успела справиться со своей задачей, как уже снова «кто-то» пролоббировал смену «хозяина» «Эксимнефтепродукта».

К слову, несмотря на все реорганизационные перипетии в уставном фонде одесского «Эксимнефтепродукта», до сих пор госдоля составляет 50% плюс одна акция. И несмотря же на все реорганизации, это предприятие аккуратно качает нефть. В основном - российскую, в основном - на экспорт. И экспортеры также аккуратно оплачивают услуги «Эксимнефтепродукта». Причем, валютой - по тарифам, устанавливаемым Минэкономики Украины. Даже «нефтетарифные» страсти, длившиеся не один год между Россией и Украиной на уровне правительств, почти не повлияли на этот поток…

Уже 30 января 1998 года Кабмин постановил «Эксимнефтепродукт» переподчинить акционерной холдинговой компании «Укрнефтепродукт». (Пусть читателей не смущает однообразие названий; дабы не запутаться - обратите внимание на даты и номера постановлений Кабмина; это №103.)

Казалось бы, «короли бензоколонок» вновь добились присоединения нефтеэкспортной инфраструктуры к «своим владениям». Но не тут-то было.

25 мая 1998 года Кабмин утверждает судьбоносное для нефтегазовой отрасли Украины постановление №747 «О создании НАКа «Нефтегаз Украины». В приложении №1 к этому постановлению (в котором речь идет о передаче в уставный фонд НАКа госдолей пакетов акций полуприватизированных предприятий нефтегазового сектора) упоминается и «Эксимнефтепродукт» (т.е. весомая госдоля в его уставном фонде отныне передается «Нефтегазу Украины»).

Не так давно в интервью «ЗН» глава НАКа «Нефтегаз Украины» рассказывал, что кроме Торгового дома «Газ Украины», газотранспортного и газодобывающего в составе НАКа изначально предусматривалось создание и предприятия «Нефть Украины». Для этого «Эксимнефтепродукт» и был переподчинен НАКу. Впоследствии И.Бакай сообщил, что пока что «нефтяная» идея НАКа отложена на потом. (Дай Бог, с рынком газа расхлебаться…)

Между тем, на фоне всех этих переподчинений «Эксимнефтепродукт», как и нефтетранспортные предприятия Украины, имеет непосредственное отношение к проектам не менее, если не намного более значимым для Украины, чем, возможно, создание НАКа «Нефтегаз Украины».

Из истории отечественного «нефтетерминального» движения

Когда еще в 1995 году в Украине помпезно огласили победителя первого международного тендера на право строительства морской части нефтеперевалочного комплекса (НПК) в Южном (под Одессой), в качестве заказчика со стороны Украины значилось ЗАО «Укрнефтетерм». Так вот, среди его учредителей изначально был (и значится до сих пор) и нынешний «Эксимнефтепродукт». В общем-то это было логично (и об этом несколько позже). Другое дело, что заказчик терминала в Южном - «Укрнефтетерм» - в силу ряда причин был скомпрометирован…

Теперь и о «морской части», и первом «терминальном» тендере в Украине предпочитают не вспоминать. (Правда, это только, как говорится, на первых порах.)

Но не это интересно: «Эксимнефтепродукт» логично вплетается в «скорректированные» временем и обстоятельствами «проекты века». И эта перспектива, в частности украинского варианта транзита каспийской нефти в Европу, придает всей истории с «Эксимнефтепродуктом» совершенно иной оттенок. Пожалуй, это тот случай, когда и те, кто по-своему заинтересован в контроле над экспортом нефти, и идеологи НАКа, и тем более правительство Украины и парламент должны как никогда серьезно призадуматься: стоит ли исключать нефтеэкспортное предприятие «Эксимнефтепродукт» из перспективного проекта?

Понятно, что только что перечисленные заинтересованные стороны исповедуют различную философию. Однако бывают ситуации, когда государство должно наконец-то всерьез подумать о своем будущем. Или, если хотите, высшего ранга госчиновники - подумать о будущем своих детей в этой стране.

Только вот лично мне неуютно при мысли, что эта идея в очередной раз рискует стать (и от этого, видимо, уже никуда не деться) разменной монетой - если даже ею станут пользоваться как козырной картой - в разворачивающейся политической борьбе… Однажды мы это уже проходили - перед предыдущими выборами Президента.

Если...

Но если все же попытаться хотя бы на время абстрагироваться от реалий отечественного политрасклада и взглянуть на ситуацию с «Эксимнефтепродуктом» с точки зрения экономической целесообразности, то… об этом и пойдет разговор дальше.

Уверена, что желающим получить сиюминутную прибыль от перевалки нефти (а таковых, очевидно, немало) сия перспектива вовсе неприятна. Со всеми вытекающими для остальных последствиями…

К «остальным», увы, относится большинство граждан Украины. И вряд ли мы можем изменить ситуацию в свою пользу…

Но это не значит, что мы не имеем права хотя бы знать о том, каким образом нефтетранзит может приносить пользу государственному бюджету, а не частной фирме, кто бы ни был ее учредителем в конкретный промежуток времени.

Свежая история «Эксимнефтепродукта» примечательна тем, что по результатам деятельности в 1997 году акционерам причитается более 8 млн. грн. Государству - половина, как собственнику половины уставного фонда. Ежели учесть все суммы, реально выплаченные этим предприятием в качестве массы налогов гос- и местным бюджетам, то госприбыль от его деятельности на порядок больше. Если учесть еще и то, что это достигается усилиями весьма немногочисленного коллектива и не требует каких-то госгарантий и льгот, - это вполне значимый результат.

ОАО «Эксимнефтепродукт» эксплуатирует инфраструктуру, способную обеспечить перегрузку из танкеров до 4,5 млн. тонн нефти в год. С учетом доставки в район нефтеперевалки экспортной нефти из России по нефтепроводам, ежегодный объем экспорта нефти этим предприятием составляет около 10 млн. тонн.

Кроме того, нефтетерминал «Эксимнефтепродукта» - реверсный, т. е. может обеспечивать перевалку нефти как из танкеров, так и в обратном направлении.

Когда, например, противники строительства терминала в Южном говорили, что и сегодня нефтегавань и терминал «Эксимнефтепродукта» могут принимать немало нефти (правда, сейчас такой контраргумент упоминается почему-то все реже), они в принципе были правы.

Вышеназванная нефтеперевалочная инфраструктура в самом деле готова принять для нужд Украины 13-17 млн. тонн нефти в год - если откажется от транзита российской экспортной нефти. И если за перевалочные услуги и принимаемую нефть кто-то заплатит. А таких желающих в последние годы оказывалось почему-то слишком мало.

Кроме того, не имея пока иных поставщиков нефти для Украины, кроме российских экспортеров, Украина поступила бы весьма неосмотрительно, если бы лишила их возможности транспортировать нефть на экспорт через Одессу. Как только действующие украинские нефтеперевалочные предприятия в Одессе вместо экспорта переключатся (в нынешних условиях) на прием нефти из танкеров и доставку ее на переработку на украинские нефтеперерабатывающие заводы (как вы знаете, все 6 НПЗ сегодня работают с загрузкой мощностей едва ли в 15%), и даже если сейчас найдутся желающие ввозить нефть в Украину таким путем, - россияне, которые при всех нюансах украинско-российских нефтяных взаимоотношений все же завозят хоть немного нефти в Украину для переработки, хотя бы в качестве давальческой (что позволяло пока поддерживать украинские НПЗ на плаву), всерьез начнут строить ветку соединительного нефтепровода у восточных границ Украины, чтобы оставить таким образом без нефти не только Кременчугский НПЗ (выживающий за счет близких, а значит, сравнительно недорогих по транспортировке, поставок нефти из соседней России), но и всю нефтетранзитную систему Приднепровских магистральных нефтепроводов.

Разумеется, это не единственная и, возможно, даже не основная причина, побуждающая россиян «обрезать» действующий нефтепровод, не доходя до границы Украины, и повернуть его на юг - вдоль российско-украинской границы. И россиянам тоже весьма сложно экпортируемую сейчас через Украину нефть (большую ее часть) направить в порты Новороссийск и Туапсе (ведь туда же поступает и нефть из казахского Тенгиза, и поток ее год от года будет увеличиваться; так что если Россия не хочет потерять этот поток, она не будет сама предпринимать «резких движений» в отношении Украины). Но то, что вышеописанный поступок со стороны Украины может стать катализатором для быстрого создания российской соединительной нефтеветки - вполне вероятно. Во всяком случае, в этом не сомневаются и в Госнефтегазпроме Украины, и в Институте транспорта нефти, да и сам директор госпредприятия Приднепровские магистральные нефтепроводы Станислав Василенко. Кстати, отрекошетить это может и по нефтепроводной, тоже государственной, системе «Дружба».

Казалось бы, какая связь между нефтеперевалкой в Одессе (через тот же «Эксимнефтепродукт») и транзитом нефти в восточных и юго-восточных областях Украины - Приднепровской нефтесистемой и в западных - «Дружбой»? Однако если вы посмотрите на нефтепроводную систему Украины, то заметите, что все ветки нефтепроводов между собой соединены и в определенном смысле представляют собой соединяющие сосуды. Хотя куда чаще «высыхают» и наполняются эти сосуды в результате политических или «экономических» решений (если не вдумываться в то, как и зачем используется налоговая система и в России, и в Украине).

По результатам 1997 года объем перевалки нефти одесским «Эксимнефтепродуктом» составил около 10 млн. тонн, а вскоре его мощности смогут переваливать и свыше 12 млн. тонн нефти. Нефть сюда поступает по нефтесистеме «Дружба». Приднепровская нефтетранспортная система чуть ли не в два раза мощнее действующей одесской. И тоже зарабатывает на транзите российской нефти. И немалые деньги.

К тому же, все три названные предприятия одной по сути нефтеперевалочной инфраструктуры являются учредителями «Укрнефтетерма» - заказчика терминала в Южном. «Дружба» также финансирует строительство нефтепровода Одесса-Броды. С окончанием его строительства нефтепроводная система Украины станет его ли не самой мобильной, способной перекачивать нефть в любом направлении - в зависимости от наличия нефти и желаний заказчиков. Ежели ко всему этому приложится и терминал в Южном, то система превратится в некий коллектор, значимость которого трудно переоценить.

Но чтобы это произошло, Украине есть смысл объединить и усилия всех трех вышеназванных предприятий и объединить юридически предприятия, составляющие уже и сегодня единый технологический цикл. Что это даст? «Укрнефтетерм» может стать тем самым мощным предприятием, которое и технически и финансово сможет выступать не только заказчиком НПК в Южном, но и юридическим лицом от имени Украины в качестве полноценного заемщика средств у финансовых организаций, скажем ЕБРР и др. А также выступать украинским учредителем при создании международного консорциума для достройки и последующей эксплуатации инфраструктуры, составляющей украинскую часть Евро-Азиатского транзитного пути.

Так что если смотреть на все это с точки зрения долгосрочных интересов Украины, то самое время не перепасовывать тот же «Эксимнефтепродукт» ГАКам или даже НАКу, а объединить усилия и базу этого предприятия с нефтетранспортными - «Дружбой» и Приднепровскими магистральными нефтепроводами. Правда, сначала НАК должен согласиться отдать переданную ему в управление госдолю «Эксимнефтепродукта» и все акции нефтетранспортных предприятий. Последние к тому же должны быть снова «раскорпоратизированы». Причем нефтетранспортные предприятия можно не «забирать» у НАКа, а просто на период реализации проекта создания украинского маршрута Евро-Азиатского коридора, выражаясь бюрократической лексикой, «приостановить действие» майского постановления Кабмина, предписывающего передать НАКу «Нефтегаз Украины» 100% корпоратизированных (т.е. разгосударствленных) нефтетранспортных предприятий - государственных АО «Дружба» и АО Приднепровские магистральные нефтепроводы.

Надеюсь, идеологи НАКа поделятся своими соображениями на сей счет.

P.S. Очень немногие люди посвящены в нюансы нефтетранзитного бизнеса. Вряд ли среди них есть журналисты, включая автора этого материала. Еще меньше заинтересованных в огласке этих нюансов, в тем более во «вмешательстве» прессы.

Один, на первый взгляд, не имеющий к вышесказанному пример. Владельцы нефти, добытой АМОК в азербайджанской части Каспийского моря, в этом году отправят на экспорт не менее 2 млн. тонн. Из-за «смешения» легкой каспийской и сернистой российской нефти (так называемая экспортная смесь URAL) участники АМОК теряют при экспорте каждой тонны нефти 10-15 долл. Нетрудно подсчитать их потери при увеличении добычи, а значит, и экспорта каспийской нефти, скажем до 10-15 млн. тонн. Избежать этих (не считая других) потерь они могут при транспортировке своей нефти отдельно от российской. Например, по нефтепроводу Баку-Супса (Грузия), а затем танкерами по Черному морю в Одессу (через нефтегавань Одесского порта, терминал «Эксимнефтепродукта», нефтеперевалочный комплекс в Южном). Из Супсы, правда, можно еще отправить нефть и в Констанцу (Румыния) или в Бургас (Болгария)…

И то, куда конкретно будет направлена через 1,5-2 года каспийская нефть, сегодня еще зависит в какой-то мере и от Украины. И в немалой степени от того, кто в Украине станет «хозяином» строящегося НПК в Южном, нефтегавани Одесского порта и нефтеперевалочного предприятия «Эксимнефтепродукта».

Или же Украине светит перспектива незадачливого лейтенанта из упомянутого вначале анекдота: «По легенде ты - немой»?..

И потом уже не столь важно, кто автор этой легенды, - не сомневайтесь, найдутся желающие ему (им) не только аплодировать. Но, однозначно, большинство из нас к этому не будет иметь никакого отношения. Даже если по недоразумению тоже станет хлопать в ладоши.