купить таксометр или отремонтировать такси?
Вы помните времена, когда за проезд в такси платили по счетчику? Все возвращается на круги своя, но с современной поправкой - вы не только заплатите по счетчику, но и получите чек. Давать или не давать чаевые - это уже ваше личное дело.
Как известно, в феврале нынешнего года Кабмин своим постановлением №189 уточнил сроки внедрения электронных средств контроля (таксометров) на легковом автотранспорте (частный извоз), легковых и маршрутных такси. В областных центрах, Киеве, Севастополе и Симферополе они должны быть внедрены в третьем квартале 1998 года, районных центрах и городах областного подчинения - в четвертом квартале, в других населенных пунктах - в январе-марте 1999-го. Главное отличие электронных таксометров от привычных механических (счетчиков) в том, что они выдают пассажиру чек-билет. И впрямь, чем отличается транспортная услуга от любой другой или, скажем, от покупки хлеба или молока? Тем более, что на Западе выдача чека - уже давно абсолютная норма и, пользуясь такси в служебных целях, иностранец всегда может рассчитывать на возмещение своих расходов, так как у него есть официальное подтверждение самого факта и стоимости поездки.
Конечно же, издавая свое постановление, Кабмин заботился не об оформлении гражданами служебных расходов. Цели были совершенно иные, а именно - добиться максимального поступления налогов в государственную казну. Согласно статистике Государственной налоговой администрации, бюджет ежегодно недополучает 40 млн. гривен налогов от таксоперевозок. Еще одной причиной внедрения электронных таксометров называют неравные условия для перевозчиков - плательщиков налогов (такие организованные структуры таксоизвоза, как акционерные общества, частные компании, товарищества) и неплательщиков (частный извоз - «грачи»). Именно запрещение таксоизвоза без электронных таксометров, а также проведение тендеров на право использования маршрутов и квотирование количества таксомоторов в городах, которое регулируется рыночным законом «спрос-предложение», призваны, по замыслу авторов документа, способствовать упорядочению пассажирских перевозок.
Однако на недавнем заседании Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП), где была презентована пробная модель таксометра (разработка Винницкой научно-производственной фирмы, ранее занимавшейся проблемами космической и военной промышленности), директора транспортных предприятий высказывали сомнение, что внедрение таксометров избавит их от конкуренции с «грачами». А вот затраты на приобретение электронных таксометров, бесспорно, лягут на плечи таксистов и вряд ли себя окупят. Да, это замечательный аппарат - по словам разработчиков, он не имеет аналогов в мире: при минимальных размерах - не больше автомагнитолы - он включает в себя и принтер (с двумя лентами), и фискальную память, рассчитанную на четыре года работы без чистки, и программу на девять тарифов (ночной, два-три дневных, почасовой, поминутный, режим совместного и раздельного проезда). Да еще плюс максимальная надежность - даже при аварии таксометр не должен выйти из строя. Но имеет ли смысл ставить такой дорогостоящий прибор (предполагаемая цена - 380-400 гривен) на 20-летнюю «Волгу», которая протянет от силы еще год-два? А поставив таксометр на маршрутное такси, директор предприятия все равно не может быть уверен, что водитель выдаст чеки всем пассажирам: кто не выдавал билеты, точно так же проигнорирует и чеки...
Если столичные перевозчики относятся к установлению таксометров достаточно спокойно («Раз надо - мы их установим, главное, чтобы аппараты не выходили из строя и не было простоя машин», - считает генеральный директор «Печерской автомобильной компании» Александр Сапрыкин), то у перевозчиков из провинции отношение к таксометрам резко отрицательное. «Кассовый аппарат (таксометр) - могила для таксистов в небольших городах, где водитель за смену привозит 10-15 гривен. Еле-еле наскребаем на зарплату и бензин, а тут еще выкладывай 400 рублей за какую-то игрушку!» - с горечью говорит руководитель Фастовского таксомоторного парка (Киевская обл.) Алексей Петренко.
Есть сомнение и иного плана: не будет ли выдача чеков еще больше задерживать маршрутные такси на остановках, тем самым отбирая у пассажиров драгоценные минуты в часы «пик»?
Естественно, правительственным чиновникам думать о таких мелочах недосуг - их сегодня волнуют средства для пенсий и зарплат учителям и шахтерам. Хотя транспортники и без того в прошлом году внесли в государственный бюджет 4,77 млрд. гривен, а вложения в транспорт составили всего 230 млн. Как бы в Украине не появилась еще одна проблема - безработные таксисты...