Ожидает ли нас ГКЧП в экономике
Тебя сейчас послать или по факсу?
В. Вишневский
Рискованные высказывания украинского Президента, к счастью, не вызывают паники на мировых рынках. К счастью - для этих рынков, поскольку в ином случае мировая экономика попросту бы рухнула после недавних публичных рассуждений Леонида Кучмы по всяким кредитно-денежным и налоговым вопросам. Если именно те «неотложные меры», о которых неожиданно рассказал Президент, будут приняты к действию, Украине будет благодарен весь мир. За то, что рухнула только ее экономика (ну еще российская, но там свой президент).
Слово - не воробей. А гораздо хуже
Итак, на следующий день после празднования Дня старых комсомольцев и новых украинцев в нашей стране случился еще один праздник. А именно - Президент страны наконец рассказал, каким ему представляется продолжение выхода из кризиса (напомним, что начало выхода датировано 1994 годом). О том же говорил Президент и на следующий день. Объединим эти цитаты, поскольку предмет разговора, то есть высказывания нашего Президента, мы будем по мере надобности извлекать из сообщения агентства «Интерфакс-Украина». Своими словами автор не берется передать президентскую мысль. Зато комментарии мы постарается сделать максимально понятными для каждого…
Итак, что же думает наш Президент по поводу денег. «Он (Леонид Кучма) выразил несогласие с мнением, что увеличение денежной массы всегда приводит к увеличению инфляции». Автор выражает полное согласие с мнением Президента - не всегда. Эмиссия не приводит к инфляции ровно в двух случаях. Во-первых, тогда, когда новые деньги печатаются для того, чтобы обслуживать новые товары и услуги, произведенные в стране. Проще говоря - когда растет ВВП. Во-вторых, тогда, когда новые национальные деньги печатаются под приток денег зарубежных. Но, как оказалось, президенту известны и другие случаи безопасной эмиссии.
Посмотрим, как по мысли Президента должно происходить распределение свеженарисованных средств. И уже из этих соображений попытаемся прикинуть - а сколько же нужно «добавить» гривни в оборот. Эмиссионные деньги следует «отдать пенсионерам, которые ищут копейку на хлеб», «под отдельные программы, например на совершенствование производства украинских тракторов», и на поддержку «производства, специальных промышленных зон». В качестве варианта, сказал Президент, «можно рассматривать освобождение на год предприятий от налога на добавленную стоимость с направлением этих средств на развитие производства».
Кроме того, Леонид Кучма подчеркнул, что «выступает за предоставление налоговых льгот для тех производителей, от которых есть отдача в бюджет», что звучит несколько странно и означает, что даже те, кто платил налоги, должны быть освобождены по крайней мере от некоторых из них.
И конечно же, конечно, сельхозпроизводители должны отправиться на налоговые каникулы.
Президент предполагает, что дырку, образовавшуюся в доходах бюджета в результате налоговых освобождений, должен залатать Национальный банк с помощью первичной эмиссии. Что особенно забавно - судя по количеству перечисленных льгот, налоговых поступлений в бюджет в следующем году просто не будет. Поэтому у вашего автора родилась блистательная мысль - а пускай НБУ эмитирует в размере доходной части бюджета-99 миллиардов тридцать, чтобы с запасом…
Но Президент, конечно, помнит, что прямое эмиссионное кредитование правительства Нацбанком строжайше запрещено законом. Президент, конечно, понимает, что после первой же подобной акции со стороны НБУ Украина должна будет навсегда забыть о новых внешних кредитах. Правда, закон можно изменить, и Президент об этом говорил. С МВФ похуже будет (поскольку даже побив с ним горшки, проценты-то по уже проеденным кредитам надо платить), да и программа расширенного финансирования - единственная надежда на поступления извне в следующем году. Но к МВФ мы еще вернемся, а сейчас напомним, что еще сложнее с Конституцией.
Потому, что одновременно с эмиссионной поддержкой трактора следует изменить статью Конституции за номером 99, поскольку в этом случае НБУ уже не сможет претендовать на то, что его главной функцией является обеспечение стабильности денежной единицы. Следует тогда записать, что таковой функцией Нацбанка является поддержание стабильно растущих (по мере роста инфляции) доходов правительства и близких к нему органов.
Впрочем, будем объективны. Сказав все вышеприведенное, Президент (на следующий день) сказал: во-первых - то же самое, а во-вторых - диаметрально противоположное. Что свидетельствует об отсутствии у главы нашего государства догматического подхода к проблемам экономики.
Спокойно, это паника
А возможно, некоторая непоследовательность в высказываниях связана с тем, кому эти высказывания адресованы.
Так, обозначая позицию Украины на предстоящих переговорах с миссией МВФ, Леонид Кучма в пятницу (подчеркиваем - в пятницу) заявил, что украинская сторона намерена оговорить возможность смягчения условий программы сотрудничества. Речь опять же шла об эмиссии, но опять же - без инфляции.
В ту же самую пятницу, но уже выступая перед другой аудиторией, Президент снова говорил о налогах. Но уже не в плане льгот, а в том смысле, что налогов, особенно уплаченных наличными средствами, недобрали в бюджет полмиллиарда гривен, что налоговая реформа необходима и что для пущей собираемости податей хорошо бы устроить «укрепление кадрового корпуса налоговой милиции».
В общем, о чем (и что) ни говорил бы Президент, он говорил только о двух вещах: о гривне и о бюджете. Строго между нами - похоже, власти просто не знают, что делать и с тем, и с другим.
Нам представляется, что настал удобный момент, чтобы в самых общих чертах напомнить, как сделать безинфляционную эмиссию. Просто начинать надо с другой стороны - не с потребностей тракторов, а с макропоказателей и маяков.
Обычно в таких случаях для начала устанавливают так называемый инфляционный маяк, то есть темпы и предельное значение инфляции, которое наступит, скажем, через год. Например, в проекте бюджета на 1999-й это 7,8 %. Тут как раз и можно определить тот прирост денежной массы, который (с учетом банковского мультипликатора и скорости оборота денег) обеспечит именно такой, устраивающий нас, инфляционный показатель. Вот теперь НБУ с чистой совестью может приступить к эмиссионной работе. И никто (включая население и Президента) не будет нервничать.
Дальше тоже есть интересный момент, а именно - каким образом эмитированные деньги «вбрасываются» в оборот. Очень рекомендуют знающие люди делать это исключительно через банки. Поскольку именно они, а отнюдь не правительство, должны кредитовать реальную экономику. Или во всяком случае то, что в ней еще способно работать. Может быть, именно в результате такого подхода к банковской системе, а не в результате грозных обещаний «поставить точку в том, что банки работают сами на себя» (Л. Д.Кучма) население, глядишь, через годик-полтора понесет свои денежки в банк, запуская их тем самым в легальный оборот, о котором так печется правительство. Причем другого способа поддержать и банковскую систему, и производство просто нет, хотя его долго (и вполне осознавая собственные интересы) ищут наши власти.
Чуть-чуть о самом главном.
Начиная с 20 октября НБУ держит гривню в приемлемом по нынешним временам виде
3,428 грн./долл. До этого усилиями того же учреждения, пусть и спорными с либеральной точки зрения, но давшими желанный эффект, курс гривни медленно «полз», снижаясь на 0,002 коп. за биржевую сессию. В результате стабилизировался и рынок наличной гривни, исчезла ажиотажная составляющая спроса на доллар. И хотя всем было вполне ясно, что стабильность эта весьма условная, паника все-таки поутихла. Настало самое время «раскрепостить» биржевой рынок, дав банкам (которые еще остались) возможность более или менее свободно продавать и покупать валюту, то есть закрепить достигнутое.
И в этот самый момент выступил Леонид Данилович. Вполне понятно, Президенту очень хочется конструктивного сотрудничества с парламентом, для чего можно даже и референдум объявить. И все заинтересованные лица знают, что коммунисты, социалисты и, ясное дело, «Громада» с Президентом как-то не сработались - по его словам. Но зачем же гривню ломать?.. Не тракторов же ради!
Президент очень серьезно относится к проблеме ответственности парламента за принимаемые им решения. И это правильно. Теперь осталось выяснить, насколько ответственно прозвучали из уст главы государства слова и выражения: эмиссия, налоговые льготы, налоговые каникулы? Как пояснил сам Леонид Данилович, он, оказывается, говорил все это «в порядке дискуссии». Интересно, а что будут делать власти, если на будущей неделе рынок, «в порядке дискуссии» снова начнет нервничать и запасаться долларами в предчувствии безинфляционной эмиссии?.. Прав, безусловно прав наш Президент: ответственность - это самое главное…
Р.S. Мы попросили прокомментировать высказывание Президента о проведении возможной эмиссии, которая не имела бы инфляционных последствий, помощника Президента по экономике Валерия Литвицкого. Господин Литвицкий высказал предположение, что такая эмиссия возможна в случае, если скорость обращения денег будет снижена до 7,9, что означало бы, что население все-таки продолжает хранить свои сбережения в национальной валюте. Для этого, подчеркнул помощник Президента, необходимо начать восстанавливать пошатнувшееся доверие населения к правительству и Национальному банку. Реальное проведение налогово-бюджетной реформы, ускорение темпов приватизации, реформа банковского сектора позволили бы прекратить «бегство» от национальных денег, подчеркнул Валерий Литвицкий.
Отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, смягчения каких именно условий программы EFF ожидает Украина от МВФ, Валерий Литвицкий сообщил, что речь, безусловно, не идет о прямом кредитовании правительства Национальным банком, а лишь только о возможном изменении лимитов участия НБУ в рынке правительственных ценных бумаг. «Это не самый лучший, но в наших условиях приемлемый путь», - подчеркнул помощник Президента.