UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТЧЕГО ТАК ТЯЖЕЛО В ПЕРЕГОВОРНОМ «БОЮ»

На прошлой неделе в Лондоне состоялся очередной этап переговоров между Украиной, странами «семерки» и ЕЭС, где обсуждался процесс реализации пунктов Меморандума о закрытии Чернобыльской АЭС до 2000 года...

Автор: Юлия Загоруйко

На прошлой неделе в Лондоне состоялся очередной этап переговоров между Украиной, странами «семерки» и ЕЭС, где обсуждался процесс реализации пунктов Меморандума о закрытии Чернобыльской АЭС до 2000 года.

Переговоры были непростыми. Нелегко получить обещанные Западом деньги, но еще сложнее добиться выполнения условий меморандума в целом. Процесс все время где-то притормаживается. А 2000 год приближается.

На переговорах в феврале рассматривался весь комплекс проблем, возникших вокруг закрытия ЧАЭС. Но главное внимание концентрировалось поначалу вокруг проекта «Укрытие».

В Лондон прибыла достаточно представительная украинская делегация как по количественному, так и качественному составу. В ней принимали участие представители парламента, министерств (энергетики, по делам Чернобыля, иностранных дел), компании «Энергоатом» и других заинтересованных ведомств.

«Западную» половину «круглого стола» занимали полномочные представители «семерки» и ЕЭС, а возглавлял их вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Иоахим Янке. Именно того банка, который в отношениях Украина-Запад, скрепленных меморандумом, играет роль то посаженного отца, то посредника, то бракоразводного гонца. Потому что Евробанк - участник данного процесса и как управляющий счетом ядерной безопасности и как администратор Чернобыльского фонда «Укрытие», и как единственная на сегодня международная финансовая организация, которая имеет возможности и занимается проблемами ядерной безопасности в регионе, в том числе и Чернобыльской АЭС. И потому с ним приходится считаться не просто как с посредником, а принять его в компанию третьим и полноправным членом.

Предыстория создания Чернобыльского фонда «Укрытие» очень насыщенна. О ней «Зеркало недели» рассказывало в прошлом году достаточно подробно. Поэтому не будем касаться подписания меморандума и минувших после него двух лет, в течение которых стороны проследили обратную зависимость суворовской поговорки: оттого что так легко и парадно было в подписании меморандума, оттого так тяжело в переговорном «бою».

На июньском саммите в Денвере (США) руководство стран «семерки» и Европейского союза приняло решение о создании международного Чернобыльского фонда «Укрытие» (The Chernobyl Shelter Fund) - для ускорения процесса реализации проекта. Администратором фонда стал Европейский банк реконструкции и развития. Появилось новое терминологическое сооружение - план реализации проекта «Укрытие».

В течение сентября совет директоров и менеджмент ЕБРР определили главные параметры проекта и стратегию дальнейших действий. А именно: план этот будет реализовываться последующие 10 лет, его предварительная оценочная стоимость фиксируется на отметке около 750 млн. долл. США, которые должны распределяться на финансирование 22 взаимосвязанных проектов. Приоритетность - проектам по структурной стабилизации «саркофага», повышению уровня ядерной безопасности и по разработке долгосрочной стратегии превращения «саркофага» в экологически безопасную зону. Кроме того, было подсчитано, что для осуществления упомянутых 22 проектов понадобится 6-8 грантов, а минимальное необходимое финансирование на 1998-99 годы составит по 120 млн. долл. ежегодно.

Чтобы как можно быстрее оживить план по реализации проекта «Укрытие», требовалось исполнение трех условий от трех сторон-участниц. От Запада - деньги, хотя бы первые 100 млн. долл. для первоочередных проектов, от ЕБРР - разработка и утверждение советом директоров правил Чернобыльского фонда «Укрытие», от Украины - подписание рамочного соглашения с ЕБРР по этому фонду и главное - ратификация его в парламенте Украины.

Первым справился с заданием банк. 30 сентября совет директоров утвердил правила Чернобыльского фонда «Укрытие». На том же совете украинский директор настоял, чтобы Украина, наряду с западными странами, вошла в круг доноров фонда. С того момента начали решать - какова будет сумма ее взноса и как она будет внесена.

Вторым на дистанции отметился Запад, организовавшись в Ассамблею доноров, речь о которой немного позже.

Третье, но зато почетное место досталось Украине. Рамочное соглашение между Украиной и ЕБРР, подписанное в Нью-Йорке в конце ноября, было ратифицировано Верховной Радой 4 февраля, через два с половиной месяца. Если учесть затяжные рождественские праздники, нрав Верховной Рады и ее теперешнюю тотальную озабоченность своим будущим, то срок поистине совсем невелик.

Итак, вернемся к лету, когда руководители «семерки» пообещали Украине на «Укрытие» минимум 300 млн. долларов. Эти же 300 млн. (а если удастся, и больше) «семерка» и ЕЭС решили собрать со своих членов (и не только с них) скорее добровольно, чем принудительно, призвав всех на конференцию.

20 ноября 1997 года в Нью-Йорке состоялась международная донорская конференция с участием Президента Украины, вице-президента США и президента ЕБРР. Присутствовали, соответственно, и представители стран, которые пожелали стать донорами Чернобыльского фонда «Укрытие». Тогда же договорились о создании Ассамблеи доноров для упомянутого фонда. О своих донорских взносах заявили 20 стран и ЕЭС. Тогда же Украина подтвердила на наивысшем уровне, что свои 50 млн. долл. она внесет услугами и работами. Далее требовалась формальность, с помощью которой слово превращается в официальный документ, а именно: суммы взносов, о которых заявили страны-доноры, должны были письменно подтвердить их правительства.

С этим представители стран-доноров разъехались, чтобы собраться через три недели в Лондоне, где в штаб-квартире ЕБРР состоялось первое учредительное заседание Ассамблеи доноров Чернобыльского фонда «Укрытие».

По правилам, одобренным советом директоров ЕБРР, минимальное количество доноров для создания фонда - 8 стран, которые подтверждают свое донорство официальными согласиями правительств (деньги-то бюджетные). Примечательно, что из 20 стран - 15 успели к 12 декабря прислать в ЕБРР правительственные подтверждения. А некоторые не только подтвердили, но и внесли к этому моменту деньги на специальный счет ЕБРР. Например, США (сумма обязательств 78 млн. долл. - внесено 52 млн. долл.), Германия (соответственно 23,61-20,00), Италия (17-12), Франция (22-11) и ЕЭС (100-50).

Исходя из перечисленного, можно говорить, что «семерка» свое слово сдержала. Общая сумма обязательств стран-доноров составила 387 млн. долл., из них к 12 декабря уже было перечислено почти 170 млн. долл. Тогда же, кстати, директор ЕБРР от Украины сказал журналистам, что полученных твердых обязательств по донорским взносам от 15 стран достаточно для того, чтобы финансировать работы по проекту «Укрытие» на протяжении двух последующих лет. Единственное, чего не хватало тогда для совсем радужной картины, - так это письменного подтверждения от украинского правительства касательно объявленного взноса.

Последние лондонские переговоры, по словам Юрия Костенко, намечались как рабочая встреча, на которой планировали согласовывать детали завершения формирования и дальнейшей деятельности Ассамблеи доноров. Главной же была проблема дальнейшего поиска денег для фонда «Укрытие», а точнее, 350 млн. долл., без которых проект (общая стоимость его 750 млн. долл., сумма обязательств стран-доноров составляет почти 400 млн. долл.) не сможет осуществляться до конца. На конференции было принято решение начать поиск денег среди частных доноров. Дело, может быть, и не безнадежное, но очень трудное, в том смысле, что частные деньги - как бы личные, а донорский грант - это вовсе не кредит, а вроде как подарок.

На конференции Украина согласилась с рекомендацией на пост председателя Ассамблеи доноров Ганса Бликса, бывшего директора МАГАТЭ. Ему заодно предложено подать свои предложения относительно дальнейших действий по формированию (а проще - пополнению) Чернобыльского фонда «Укрытие» ко второму заседанию ассамблеи, которое состоится в конце марта.

Когда наступила очередь украинского членства в Ассамблее доноров и взноса в 50 млн. долларов, письменного подтверждения правительства все еще не было. Но делегация предоставила своим партнерам полный план действий на ближайшие два года, из которого следует, что Украина внесет услугами и работами 7 и 8 млн. долл. в 1998 и 1999 годах, а общая сумма украинского взноса, после пересчета, составила не 50, а 56 млн. долларов. Причем, когда речь идет об услугах и работах, надо понимать, что работы эти - в самых опасных участках зоны.

По итогам переговоров украинская делегация считает, что средства из донорского фонда могут уже поступить в Украину в апреле 1998 года.

Когда Юрий Костенко сказал мне, что встреча была нелегкой, он, несомненно, имел в виду вторую ее часть, которая касалась печально известного проекта ЕБРР под названием «К2/R4» (по финансированию завершения строительства двух блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС). Проект этот неотъемлемой частью вписан в меморандум, поскольку новые реакторы должны заменить мощности, утраченные в результате закрытия ЧАЭС в 2000 году. Банк при помощи всевозможных экспертов год стоял на том, что проект экономически невыгоден, с чем Западу, подписавшему меморандум, приходилось соглашаться. Потому что просто приказать банку не позволяли, во-первых, правила западной политической игры, во-вторых - принципиально неуступчивая фигура Жака де Ларозьера, президента ЕБРР. Теперь уже бывшего. В конце января 1998 года он ушел в отставку. Нового назначения еще нет. Обязанности президента временно исполняет первый вице-президент американец Чарльз Франк (в банке он человек новый). И хотя официально позиция ЕБРР по проекту «К2/R4» не изменилась, движение в сторону «потепления» наметилось.

При встрече украинского премьер-министра Валерия Пустовойтенко и Чарльза Франка в Давосе 31 января со стороны ЕБРР было высказано осторожное предположение о том, что, возможно, завершение строительства реакторов «Ривне/Хмельницкий» и есть тот самый дешевый путь к замещению потерянных энергетических мощностей. А сколько было потрачено времени и денег на то, чтобы доказать обратное…

И все-таки что касается изобретательного стиля работы, ЕБРР всегда «на высоте». Три барьера менеджмент банка соорудил на пути продвижения украинского ядерного проекта. На первом из них - принципе наименьшей стоимости - Украина потеряла почти два года времени, а все возвращается на круги своя.

Второй - сомнения об удовлетворительном состоянии энергетической отрасли в плане возможностей по возвращению кредита - тянется последние восемь месяцев (тема стала педалироваться экспертами банка и Запада с апреля прошлого года, когда Украина опровергла выводы комиссии Саррея). С ответом украинская сторона готовилась не очень-то спеша, вплоть до последних переговоров, где предоставила разработанную правительством программу стабилизации энергетической отрасли. Если меры, планируемые Украиной, будут признаны достаточными для стабилизации отрасли, можно ожидать, что вспыхнет зеленый свет для проектов - и по линии ЕБРР, и по линии Всемирного банка.

Третий барьер. Он сегодня доставляет немало беспокойства как одной, так и другой стороне. ЕБРР и его акционеры (большая часть из которых - географические соседи Украины) выдвигают как условие для запуска новых реакторов требование высокого, т.е. мирового, стандарта ядерной безопасности. Что, естественно, удорожает проект. Мы же говорим, что у нас свой стандарт, не такой высокий, как мировой, но тоже вроде бы хороший. А за каких-то 5-10 лет мы этот уровень безопасности доведем до мирового стандарта. Такова, мол, мировая практика. Кроме того, такой путь существенно удешевит проект, и тогда банку будет легче профинансировать его, а нам - легче нести бремя кредита.

Юрий Костенко сообщил, что во время переговоров данный вопрос в принципе решен. Украина разработает новый перечень мер по ядерной безопасности, которые она в состоянии внедрить до запуска блоков. А банк, если хочет, чтобы мы закрыли ЧАЭС к 2000 году, должен пойти на этот компромисс.

Так что - ура! - лед тронулся? Не поднимается рука так написать. А есть ли смысл во что бы то ни стало (назло врагам или на зависть соседям) запускать реакторы при тех стандартах безопасности, которые мы считаем достаточными? Не лучше ли обойтись в этом случае без экономии, и пере-дать уровня ядерной безопасности, чем его недо-дать? Я не хочу сказать, что наш стандарт плох или хуже «ихнего». Но если существует более высокий, то это именно тот случай, когда нужен самый высокий, невзирая на цену.

Уже давно известно, что какую бы позицию ни занимали ЕБРР или «семерка» с ЕЭС, Украина будет следовать принятому политическому решению - достраивать реакторы в любом случае. Что она уже понемногу и делает. Во-первых, правительство приняло решение о формировании специального фонда за счет повышения тарифов на энергию, вырабатываемую атомными электростанциями. За счет этого фонда планируется финансирование монтажно-строительных работ на объектах «Ривне/Хмельницкий».

Во-вторых, объем завершенных работ на блоках сегодня оценивается Украиной на уровне около 90% против 75%, указанных во всех международных документах прошлого года. Отрадно, что процент увеличился. То ли достроили на 15% (?), то ли «лучше» посчитали. Как бы то ни было, но кто может позволить себе бросить почти готовые ядерные блоки? Только не такая энергетически недокормленная страна, как Украина.

В-третьих, в случае отказа ЕБРР от финансирования Украина будет рассматривать иных кредиторов, и в первую очередь сильно претендующую Россию. Сейчас идут переговоры, и технический кредит на заправку реакторов топливом (около 400 млн. долл.) Россия уже готова предоставить. Кроме того, стало ясно, что российское оборудование, часть которого уже стоит на станциях, придется и дальше получать из России.

Однако не Россия, близкая и сердечная, а далекий и прагматичный Запад подписал с Украиной Меморандум о закрытии ЧАЭС. Запад, конечно, - не бескорыстный благодетель, но, вынуждая Украину к закрытию ЧАЭС путем финансовой помощи, он плохо ли, хорошо ли, а помогает ей заботиться о своем будущем. Украина, у которой не так уж много вариантов выхода, требует от Запада сдержать обещание.

Министр Юрий Костенко, как глава делегации на последних переговорах, сделал заявление о том, что Украина Чернобыль не закроет, не получив взамен два новых блока на Ривненской и Хмельницкой АЭС. И хотя подобных заявлений уже было и было, Юрий Иванович почему-то верит, что на этот раз оно сработает!

Возможно, будущая неделя расставит если не все, то некоторые точки над «i». Чарльз Франк, первый вице-президент ЕБРР, который теперь временно главный, посетит Киев с официальным визитом и будет встречаться с руководством страны. Без результатов такие встречи не обходятся. Подождем - узнаем.