В водовороте российского кризиса
Жить рядом с таким огромным соседом, как Россия, и быть свободным от него невозможно. Те, кто утверждают обратное, либо блефуют, либо просто-напросто наивно заблуждаются. Если российский структурный экономический кризис, по данным международных экспертов, оказал крайне негативное влияние на государства Латинской Америки, то что уже говорить о республиках бывшего СССР, еще совсем недавно составлявших вместе с Россией единый экономический организм? Ледяное дыхание российских потрясений мы ощущаем на себе каждый день, прислушиваясь, как к фронтовым сводкам, к сообщениям о результатах торгов на Московской валютной бирже. Интересно, а в каком положении находятся другие государства, объединенные по западной терминологии аббревиатурой ННГ (Новые независимые государства)?
Меньше всего пострадали от российских катаклизмов страны Балтии. Это и не удивительно - взяв восемь лет назад курс на Запад, они стали проводить по-настоящему радикальные реформы, мало заботясь о том, что по этому поводу думает их восточный сосед. Сегодня их национальные валюты остаются стабильными: эстонская крона жестко привязана к немецкой марке (8:1), а литовский лит - к американскому доллару (4:1), ну а латвийский лат сегодня «весит» почти столько же, сколько английский фунт - за него дают почти 1,7 доллара США.
Однако и на прибалтов события в России оказали серьезное влияние. Так, например, в Литве более других пострадала мясомолочная промышленность, поставлявшая в РФ 25 процентов всей своей продукции. Замороженные взаиморасчеты и прекращение экспорта в Россию привели к затовариванию складов скоропортящимися товарами. Пытаясь спасти ситуацию, министерство сельского хозяйства начало скупать эти излишки. По первоначальным прогнозам, спасение предприятий этой отрасли обойдется государству в более чем 100 миллионов литов. Однако еще большее влияние, чем на предприятия, финансовый кризис в России оказывает на нелегальный рынок труда в Литве, являющийся, по данным местных наблюдателей, источником существования для 400 тысяч жителей этой республики.
Непростая ситуация складывается и в Эстонии. 60 процентов руководителей фирм, занимающихся экспортом товаров в Россию, утверждают, что объем поставок их компаний в текущем квартале значительно снизился, а у половины снижение превысило 50 процентов. При этом каждая шестая фирма считает утрату российского рынка существенной потерей, поскольку большая часть их продукции направлялась именно в РФ. Как и в Литве, наиболее тяжело переживают влияние российского кризиса предприятия по производству продуктов питания, особенно молоко- и рыбоперерабатывающие.
К этому добавляется еще и незавидное положение советских военных пенсионеров, проживающих в Эстонии. Согласно договоренностям, деньги для выплаты им пенсий ежемесячно перечисляются в республику российским правительством. С августа эти деньги не поступают. Пока лишенным иных средств к существованию пенсионерам Москва обещает перечислить только 40 процентов августовских денег, судьба же остальных пока неизвестна.
Латвия находится практически в таком же положении, как и два других балтийских государства. Затоваривание продуктами питания в стране вынудило правительство пойти на беспрецедентный шаг - запретить ввоз в республику продукции мясомолочной промышленности из Литвы и Эстонии. И это несмотря на существование договора о свободной торговле между всеми государствами Балтии!
Вообще-то, по данным аналитиков Всемирного банка, из всех балтийских стран наименьший риск пострадать от российского кризиса на сегодня имеет Эстония. Дело в том, что в эстонских банках хранилось меньше российских ценных бумаг, чем в латвийских и литовских. Кроме того, эстонский экспортный рынок главным образом находится все же на Западе, а рост экономики в странах Западной Европы продолжается. Вспомним, что именно по этим критериям Эстонию и зачислили в первоочередную группу стран, претендующих на постоянное членство в ЕС.
Любопытная ситуация сложилась в Белоруссии. Командно-административная экономика этой страны была уже настолько взята под контроль государством, что на нее не мог, похоже, повлиять и мировой кризис. Падавший и до этого курс местной валюты на черном рынке не имеет ничего общего с курсом официальным, ну а сами белорусы уже потеряли счет количеству этих самых курсов. Наблюдавшийся и до российских потрясений дефицит товаров первой необходимости в магазинах стал в последнее время угрожающим: «союзники» с Востока стали активно вывозить дешевые белорусские продукты. В результате власти приняли решение закрыть российско-белорусскую границу «с целью упорядочения процедуры» ее пересечения, по сути, поставив под сомнение эффективность и даже реальность существования союза между Белоруссией и Россией.
Обстановка в Молдове чем-то напоминает украинскую. Национальная валюта - лей - постепенно падает, а руководство страны делает ставку в основном на помощь международных финансовых организаций. На сегодняшний день прямые потери Молдовы в результате российского экономического кризиса достигли 10 процентов доходов консолидированного бюджета. Практически остановлен экспорт местной продукции на восточный рынок. В то же время премьер Молдовы Ион Чубук уверяет представителей ЕБРР, что страна и в дальнейшем будет обслуживать свой внешний долг. Так же, как и в России, ситуацией спешат воспользоваться левые. Парламентская фракция коммунистов, которые в прошлом году выиграли выборы, однако остались в меньшинстве, не сумев найти союзников в представительском органе страны, провела на прошлой неделе акцию протеста против действий власти, прервав на неделю свою работу в парламенте.
В это время в непризнанной Приднестровской республике ситуация вообще вышла из-под контроля. Не имея экономических отношений на официальном уровне ни с Молдовой, ни с другими странами, за исключением России, Тирасполь сегодня вынужден прибегать к методам поистине военного времени. Так, лидер Приднестровья Игорь Смирнов вынужден был обязать все высшие органы власти перечислить валютные средства со своих спецсчетов в республиканский бюджет. Кроме того, его распоряжением приостановлено финансирование из бюджета строительства всех без исключения объектов и предоставление налоговых льгот всем экономическим субъектам.
Совершенно другая картина наблюдается сегодня в Кавказском регионе и в Центральной Азии. В свое время Грузия серьезно пострадала от той экономической изоляции, в которой она оказалась в результате абхазских событий. Оказавшись полностью отрезанной от России мятежной Абхазией, Тбилиси вынужден был полностью переориентировать свою экономику на другие страны региона. Мы хорошо помним демонстрировавшиеся по телевизору буржуйки в многоэтажных домах и бесконечные очереди за хлебом в грузинской столице. Зато теперь Грузия чувствует себя довольно уверенно, она практически не пострадала от российского кризиса. То же справедливо и для Армении. Ну а Азербайджан сейчас всецело занят выбором маршрутов транспортировки своей нефти, и в зарубежных инвесторах у него недостатка нет.
Что же касается региона Центральной Азии, то ситуация выглядит безоблачной только в Туркменистане и Узбекистане. Некая своеобразность структуры политической власти в этих странах, а также избыток природных ресурсов сводит вероятность возникновения экономических катаклизмов практически к нулю. Вспомним, что в самые тяжелые для постсоветского пространства времена - в начале 90-х - в этих странах снижали цены на хлеб, а электроэнергией обеспечивали население бесплатно. При этом средняя зарплата здесь достигала 7 долларов.
В охваченном гражданской войной Таджикистане экономическая инфраструктура давно разрушена, поэтому внешние факторы вряд ли могут что-то добавить к тому плачевному состоянию, в котором Душанбе пребывает сегодня. Но даже здесь власти предостерегли своих граждан от ввоза в республику чрезмерного количества российских рублей, опасаясь, что сброс быстро обесценивающейся российской валюты может полностью парализовать экономическую жизнь страны.
Совершенно по-другому выглядит экономическая обстановка в Киргизстане, республике, которая дальше всех своих соседей ушла по пути рыночных преобразований. По мнению председателя Киргизского национального банка, ситуация здесь остается стабильной. Несмотря на то, что в стране продолжаются скачки курса доллара, на валютный резерв Киргизии в 200 миллионов долларов они не повлияли. Сказался и небольшой объем государственных ценных бумаг на рынке, который равен всего одной шестой части валютного резерва.
Однако многие местные эксперты не разделяют оптимизма главного банкира страны, полагая, что Киргизстан ожидают трудные времена. В своих оценках они исходят из резкого увеличения негативного торгового сальдо страны. В этом году произошло снижение экспорта на 13%, а импорт вырос почти на 38%. У местных производителей растут издержки, и они проигрывают конкурентам. Ко всему, российские партнеры в результате известных событий стали отказываться от киргизских товаров. Эксперты убеждены: рано или поздно придется столкнуться с девальвацией национальной валюты - сома - и с ограничением расходов на социальную сферу. Первый звонок уже прозвенел - временно приостановлены торги на Киргизской фондовой бирже. Здесь, как и в свое время в России, начались игры на понижение, вызывающие обвальное снижение котировок.
На первый взгляд, все пока нормально в традиционно стабильном Казахстане. Некоторая паника наблюдалась только в северных, прилегающих к России, регионах. Совсем недавно, желая обезопаситься от возможных негативных влияний российского кризиса, казахстанское руководство подписало контракт о продаже прав на 14 блоков Каспийского шельфа, по которому республика до конца года должна получить 550 млн. долларов. Практически одновременно было объявлено о получении Казахстаном японского займа в 1 млрд. долларов на очень выгодных условиях (2-2,55 годовых).
Несмотря на все это, Международное кредитное агентство понизило долгосрочные кредитные рейтинги Казахстана и изменило прогноз рейтингов со стабильного до негативного. По мнению местных наблюдателей, такое понижение абсолютно нелогично и, скорее всего, является отражением сегодняшнего настроения всего инвестиционного сообщества. Наблюдая за развитием кризиса в России, инвесторы «заодно» ухудшают отношение ко всему СНГ.
Как видим, из стран бывшего СССР практически ни одной не удалось полностью обезопасить себя от российских потрясений, включая даже и относительно благополучные государства Балтии или Центральной Азии. Что уж говорить об Украине, постоянно идущей в фарватере северного соседа, особенно в экономической сфере. Ну а все происходящее сегодня на обширном постсоветском пространстве напоминает популярную в последнее время поговорку о мертвых, которые хватают живых...