UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСЕННИЙ ПОЦЕЛУЙ ПОСЛЕ ЖАРКОГО ЛЕТА

Очередное начало кардинальных реформ в АПК? В ходе традиционно осенних подсчетов цыплят, тонн убр...

Автор: Юрий Крот

Очередное начало кардинальных реформ в АПК?

В ходе традиционно осенних подсчетов цыплят, тонн убранной свеклы и долгов сельхозпроизводителей трудно не заметить один весьма любопытный факт, существование которого в корне отличает текущую ситуацию в отечественном АПК от прошлогодней. Дело в том, что в 1998 году властные структуры, как никогда прежде, вынуждены были отказать себе в удовольствии управления экономикой отрасли с помощью привычных административных рычагов. Отказать, по крайней мере, частично: три довольно существенных «рогатки», в весьма сильной степени ограничивавших негосударственную инициативу в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, - стопроцентный депозит на экспорт подсолнечника, очередность погашения задолженности сельхозпроизводителей перед бюджетными и коммерческими структурами, а также трехпроцентная пошлина на биржевые операции, включая куплю-продажу сельхозпродукции, - одна за другой были сняты в течение последних двух месяцев. Еще в прошлом году вероятность столь благоприятного развития событий была нулевой.

Разумеется, если это не случайность, то перемены очевидны. Хотя за последний год коренных изменений как в принципиальных подходах, так и в личном составе руководства АПК не произошло. Дело в том, что комплекс волнующих всех аграриев проблем переместился из сферы производства в сферу торговли, причем безотносительно к снятию вышеназванных «рогаток». Иными словами, многие озабочены теперь не столько тем, как побольше произвести, сколько тем, как наилучшим для казны образом организовать продажу произведенной продукции, - один из первых признаков цивилизованного отношения политиков к экономике. А уж благоприятное для торговцев решение вопросов свидетельствует о том, что во властных структурах произошла (или происходит) существенная перегруппировка сил. Проще говоря, лобби торговцев имеет теперь реальные шансы на победу над лобби производителей и переработчиков, привыкших к вопиющим нарушениям финансовой и прочей дисциплины под правительственным покровительством.

Что касается пресловутого постановления КМ № 1146 (регламентировавшего не менее пресловутую очередность погашения долгов сельхозпроизводителей: сначала госрезерву, потом госресурсам, затем в региональный контракт и лишь то, что останется, предпринимательским структурам, поставлявшим горючее и химикаты под весеннюю посевную), то от этого правительство отказалось, что называется, «без шума и пыли». Судя по всему, КМ предпочел отмену непопулярного, мягко говоря, решения (что и было сделано 18 сентября постановлением КМ №1461 «О мерах по стабилизации сельскохозяйственного производства») головной боли по поводу громких заявлений предпринимательских структур, поддерживаемых международными финансовыми и донорскими организациями, о создании для коммерсантов заведомо неравных условий работы на рынке. А головная боль обещала быть сильной: в первой половине сентября хлынула буквально лавина пресс-конференций и «круглых столов» по данному вопросу, причем практически всюду президент Украинской лиги предпринимателей АПК Леонид Козаченко во всеуслышание заявлял, что объем «государственных» долгов не идет ни в какое сравнение с объемами «коммерческими». По его словам, из потраченных на весенний сев $4 млн. государству принадлежит едва ли десятая доля. Хотя смысл этого предпочтения скорее политический, чем экономический: за то время, пока постановление №1146 действовало, государственные закрома успели-таки изрядно пополниться.

Другой пример: режим так называемых экспортных депозитов на подсолнечник. Эту «рогатку» с успехом похоронили тоже, и, как в один голос утверждают экспортеры, не без деятельного участия Межведомственной комиссии по вопросам координации аграрной политики при КМ. Созданная в конце прошлого года правительственным постановлением, комиссия аккумулирует усилия, с одной стороны, представителей практически всех субъектов аграрного рынка, с другой - различного рода правительственных структур, обеспечивающих руководство АПК. Как ни странно, она-таки действительно аккумулирует: кроме активности в области нормализации экспортного режима, при ее прямом участии удалось посадить за стол переговоров таких, казалось бы, непримиримых антагонистов, как экспортеры и переработчики подсолнечника. Переговоры, по некоторым данным, идут плодотворно (отмена указа о депозитах - косвенное тому подтверждение) и обещают завершиться совместным совещанием, на котором будут выработаны подходы к определению баланса интересов. Иными словами - к вопросу о том, сколько и на каких условиях экспортировать и перерабатывать.

По словам председателя секретариата комиссии, советника вице-премьера Тигипко Владимира Демьянчука, в комиссии разработан проект Концепции аграрной политики в Украине, который отличается от многократно похороненных прежними правительствами собратьев прежде всего рыночной ориентацией. Правда, в этой бочке меда желающие легко найдут ложку дегтя: работа секретариата финансируется международными донорскими организациями, чем не в последнюю очередь объясняется активность последнего и отсутствие в нем «свадебных генералов» из правительственных структур, парализовавших работу не одного десятка комиссий и секретариатов. Но так ли уж это плохо, если консультативная помощь Запада принимает столь не обычные для Украины формы и столь разительно отличается от прежних помпезных экскурсий «за опытом», организуемых теми же донорами для тех же «генералов»?

Кроме того, в текущем году к решению аграрных вопросов подключились аграрии, так сказать, «новой волны» - бизнесмены, воспринимающие АПК отнюдь не сквозь призму исключительно производственных проблем. Как известно, в пакет инаугурационных обещаний Богдана Губского (в сентябре он был избран на пост президента Национальной ассоциации бирж Украины вместо занявшего должность главы Черкасской облгосадминистрации Анатолия Даниленко) входил и пункт относительно пресловутых 3% пошлины на биржевые контракты, введенных незадолго до того президентским указом вместо действовавших 0,1%. Как показала практика, ВР действительно отклонила этот указ вкупе с соответствующим законопроектом, вместо которого (пока только в первом чтении) был принят закон об обложении заключаемых на бирже сельхозконтрактов нулевой пошлиной (риэлтерам повезло меньше: их предполагается «обложить» 1%, что, конечно, хуже сегодняшних 0,1, однако не в пример лучше президентских трех).

Возможно, все вышеописанное еще не закономерность и даже не тенденция. Однако события «по совокупности» настолько многообещающи, что устоять перед искушением заметить их просто невозможно.