Помните анекдот о допризывнике, который в военкомате спрашивал:
- А автомат свой брать, или в армии выдадут?
В безобидной, на первый взгляд, шутке - все более острая проблема для правоохранительных органов. И уже нешуточные акции по добровольной сдаче незаконно хранящегося у населения оружия и количество изъятых стволов в ходе операций под условным наименованием «Оружие» свидетельствуют о том, что это явление приобретает общегосударственный характер. Только в первом квартале этого года изъято более 1200 стволов и около 300 гранат. Этим количеством можно вооружить полк пехоты! Сейчас в розыске находятся полтора десятка пулеметов, более 5700 пистолетов, автоматов, карабинов, гранатометы. А сколько неучтенного, самодельного оружия?
Контрразведка доложила точно
С учетом масштабов хищений, использования и незаконного хранения оружия, деятельности преступных группировок по противоправной торговле им, выявлением и пресечением подобных фактов наряду с органами милиции занимается Служба безопасности Украины. Эта деятельность специфическая, она ведется в направлении противодействия террористическим проявлениям, недопущения контрабандного ввоза и вывоза из страны оружия, отслеживания и пресечения каналов незаконных поставок, а также изъятия оружия у представителей преступных группировок в ходе операций по борьбе с коррупцией и оргпреступностью.
Учитывая тот факт, что в «табеле о рангах» преступного мира незаконная торговля оружием по прибыльности стоит в одном ряду с игорным и наркобизнесом, сотрудникам украинской спецслужбы приходится держать ухо востро. Об эффективности этой работы можно судить хотя бы по такой информации: в результате контрразведывательной операции, осуществленной совместно с правоохранительными органами других стран, задержано около 5 тысяч тонн боеприпасов и прекращена деятельность иностранной посреднической фирмы, которая, нарушая международные санкции, нелегально пыталась поставлять с украинской территории оружие в бывшую Югославию. Действия Украины в связи с этим были положительно оценены Советом Безопасности ООН.
Дополнением к этому прозвучала информация во время международной конференции «Европейское сотрудничество в борьбе с терроризмом и международной преступностью», которая состоялась нынешней весной в Киеве. Сообщалось, что СБУ выявила и предупредила грубые нарушения действующего законодательства в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности некоторыми предприятиями Минмашпрома Украины. В частности, прекращена реализация контрактов на поставку взрывчатых веществ иностранным фирмам, под прикрытием которых действовала международная террористическая организация «Тигры освобождения Тамил Илама».
По мнению специалистов, больше всего оружия в Украину поступает из так называемых бывших и нынешних «горячих точек» - Приднестровья, Армении, Азербайджана, Чечни. Есть попытки ввоза и из дальнего зарубежья. Первый удар на себя берут пограничники и таможенники. Им приходится раскрывать всяческие ухищрения, к которым прибегают контрабандисты. В частности, пистолеты находили и в телевизорах, и в бочках с маслом, и в ящиках с сухим молоком.
Ввозят, в основном, с целью дальнейшей перепродажи. На этой основе организовываются преступные группы, члены которых выполняют четко определенные каждому задачи. Одну из таких групп в этом году раскрыли сотрудники управления СБУ по Тернопольской области. В ее состав входили бывший офицер-спецназовец, офицер-афганец и другие лица. На протяжении 1992-1995 годов на территории Приднестровья они занимались приобретением, транспортировкой в Украину и дальнейшей продажей оружия, боеприпасов, взрывчатки. Помогали им в этом, причем небескорыстно, некоторые жители города Бендеры, один из которых ранее служил в 14-й армии. Только в одном случае было реализовано 5 автоматов Калашникова, 10 гранат РКГ-3, 5 гранат Ф-1, 5 килограммов тротиловых шашек, 30 капсюль-детонаторов и 3 метра бикфордового шнура. Сейчас областной прокуратурой возбуждено по этому факту уголовное дело.
По мнению жителей приграничных районов Украины и Приднестровья, сейчас со складов 14-й армии можно без особых проблем приобрести любое военное снаряжение, оружие, боеприпасы. Возможно, это преувеличение, однако сам факт вызывает обеспокоенность.
Под прицелом - армейские склады
Несомненно, одним из источников пополнения криминальных арсеналов являются воинские склады. Обстановка усугубляется тем, что ввиду значительной миграции оружия, особенно в период вывода групп войск из-за границы, практически все они перегружены в полтора-два раза. А средств на строительство новых хранилищ, обновление охранной сигнализации не хватает. Приходится надеяться на часовых караульной службы и главного хранителя армейского добра - «прапорщика Петренко», которые не всегда эту надежду оправдывают.
К примеру, недавно в Хмельницкой области при содействии сотрудников военной контрразведки СБУ у бывшего военнослужащего, старшего прапорщика, было изъято 1700 штук патронов и 33 оптических прицела к гранатометам. Боеприпасы он незаконно списывал и накапливал в период службы в армии. А в одной из воинских частей в Полтавской области таким же образом похитили со склада 54 гранаты и 25 килограммов взрывчатки командиры, один из которых полковник.
Таких фактов немало, поэтому военная контрразведка СБУ пытается воздействовать на весь комплекс проблем: в рамках своей компетенции информирует командование о недостатках в организации хранения оружия на складах, выявляет интересы криминальных элементов к этим вопросам и, естественно, оперативно пресекает факты хищений.
Партия оружия - 13 пистолетов марки «ТТ» - изъята в ходе совместной операции сотрудников управления СБУ по Харьковской области и милиции. Для того, чтобы задержать банду, были задействованы три группы захвата. Злоумышленниками оказались три майора вооруженных сил, криминальные связи которых выходили за пределы Украины.
Стремление мгновенно разбогатеть толкает военнослужащих на все новые авантюры, о которых раньше и не помышляли. При этом о последствиях мало кто задумывается всерьез. О хищении со склада и попытке продать за 500 долларов две авиационные пушки пресса уже писала. А недавно на одном из харьковских рынков задержан военнослужащий, пытавшийся продать 58 килограммов взрывчатки, применяемой для самоликвидации стратегических ракет. По оценкам специалистов, взрывчатка обладает столь мощным действием, что этого количества хватило бы на то, чтобы вывести из строя весь харьковский метрополитен.
Самое удивительное в этой ситуации, что заявлений командования воинских частей о пропаже оружия и боеприпасов в правоохранительные органы зачастую не поступает. Конечно, это не всегда связано с попытками «не выносить сор из избы». Скорее всего, причина лежит глубже. Специалисты утверждают, что нет единого банка данных по номерным и другим параметрам, и целая проблема определить, откуда украден конкретный ствол, если он обнаруживается на месте преступления. В той же армии до сих пор не произведена инвентаризация вооружений. Поэтому пропажу одного-двух стволов в лучшем случае можно обнаружить через годы, а то и десятилетия. Сложнее с теми арсеналами и хранилищами, где количество оружия и боеприпасов исчисляется условными вагонами. Ящик - туда, ящик сюда. Кто заметит?
Все сложнее становится содержать эти арсеналы. Вспомним хотя бы проблемы с охраной Керчь-крепости, где по подсчетам специалистов находится свыше трех тысяч условных вагонов боеприпасов, в основном времен Великой Отечественной войны. Крымский криминалитет давно поглядывает в эту сторону. За последние годы обнаружено шесть подкопов под крепость...
В прошлом году сотрудники управления СБУ по Черниговской области выявили небольшой арсенал на чердаке одного из помещений бывшего пионерлагеря имени Титова. Были изъяты гранатомет, боевые гранаты, пистолеты различных систем, взрывные устройства, большое количество патронов. А в марте этого года на окраине Севастополя в одной из пещер раздался взрыв большой мощности. К счастью, никто не пострадал. После взрыва там было найдено много современного боевого оружия, гранат, патронов и даже переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-2М». По предположениям сотрудников правоохранительных органов, склад принадлежал одной из местных преступных группировок.
Доморощенная конверсия
В последнее время с учетом большого наплыва современного оружия на второй план отошла проблема так называемых «черных следопытов». Была такая категория людей, которые под видом легальных поисковых групп, а иногда и незаконно, вели раскопки в местах сражений периода войны, находили трофейное оружие, реставрировали его и сбывали. Нередко откапывали даже новенькие, еще в смазке карабины, автоматы, пулеметы. О минах, снарядах, гранатах и говорить не приходится.
По некоторым данным, немногочисленные подобные группы существуют и сейчас. У них имеются подробные трофейные карты боев, миноискатели, другие технические средства. Свою деятельность они не афишируют, действуют скрытно и осторожно.
Более распространено самодельное изготовление оружия с целью последующей продажи. Особенно это характерно для восточных регионов, где сосредоточено много машиностроительных, оборонных предприятий. «Народные умельцы» приспособились изготавливать на рабочих местах пистолеты, самодельные приспособления для стрельбы мелкокалиберными патронами - под авторучку, зажигалку и т.д. В основе этого явления нередко лежит до банальности простая причина - социальная. Цель - заработать деньги в условиях невыплаты зарплаты, остановки производств, отправки рабочих в неоплачиваемые отпуска. Скажем так: способ «закалымить» не самый удачный, тем более уголовно наказуемый.
В этом воочию убедился один достаточно способный инженер-электронщик Жулянского машиностроительного завода. Он сам написал программу для изготовления всех деталей пистолета немецкого образца под 9-миллиметровый патрон от пистолета Макарова. На станке с ЧПУ изготовил один образец, вынес с завода, нашел покупателя. Тому понравилось, заказал еще несколько подобных. Инженера взяли с поличным сотрудники СБУ (уже позже выяснилось, что к сфере заинтересованности спецслужбы этот случай прямого отношения не имел). Финал печальный, хотя суд наказание и смягчил: три года лишения свободы условно.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что в отдельных случаях такой деятельностью занимаются организованные группы с четко распределенными обязанностями. Прослеживается преступная цепь: принятие заказа на изготовление оружия - изго-товление в заводских условиях (при этом каждый исполнитель делает определенные детали) - вынос за пределы предприятия - сборка - испытание - продажа. На сегодня выявлен ряд таких групп, участники их осуждены.
Сейчас управлением СБУ по Хмельницкой области расследуется уголовное дело в отношении двух местных жителей, один из которых военнослужащий, прапорщик воинской части. Во время ареста у них были изъяты мелкокалиберная винтовка с оптическим прицелом и глушителем, 2 пистолета иностранного производства и 11 единиц холодного оружия и заготовки к нему. В ходе расследования установлено, что при их участии оружие ремонтировалось или собиралось из частей в мастерской, расположенной в частном доме, а отдельные детали изготавливались в одном из цехов местного завода «Термопластавтомат».
Вооружен и очень опасен
Эффективность применения оружия, если можно так выразиться, с каждым годом возрастает. Если в прошлом году в результате заказных убийств погибших было почти в два раза меньше, чем получивших ранения, то в нынешнем убитых в четыре раза больше, чем раненых. Особенно высоки «показатели» в Крыму. В результате разборок между крупными организованными преступными группировками за 1995-1996 годы произошло около 100 взрывов и еще большее количество перестрелок, погибли свыше 100 человек, в основном главари и члены бандитских групп.
Оружие применяется довольно современное, нередко зарубежное. Его преступники имеют в достаточном количестве. Об этом свидетельствует и то, что после исполнения заказных убийств его зачастую тут же бросают. Хотя таким способом прежде всего стремятся избавиться от лишних улик.
На одном из недавних совещаний в правоохранительных органах прозвучала настораживающая фраза: сегодня в Украине в результате незаконного применения огнестрельного оружия в среднем в день гибнет 1-2 человека. Если умножить на количество дней в году, то это сравнимо с потерями при ведении небольших боевых операций за тот же период.
Правоохранительные органы пытаются активно воздействовать на эту ситуацию. Во всяком случае, статистика свидетельствует, что на увеличение количества стволов, находящихся в розыске, следует адекватная реакция, направленная на их изъятие. То есть, чем больше похищают, тем больше изымают. К сожалению, наблюдается рост по обоим показателям.
Однако это все же борьба со следствием, а причина лежит в социально-экономической плоскости. Снимет ли остроту проблемы разрешение свободно приобретать короткоствольное оружие гражданам с определенного возраста, как это предусматривает альтернативный проект Закона об оружии? Многие специалисты утверждают, что наше общество еще к этому не готово. Можно дискутировать на эту тему. Одно несомненно, что Закон об оружии нужно побыстрее принимать. Также необходимо усовершенствовать действующее законодательство, повысить ответственность за преступления, связанные с хищением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, их контрабандным перемещением.
По поручению Президента Службой безопасности Украины, министерствами внутренних дел и обороны проанализировано состояние дел, касающееся пономерного учета всего оружия в Укране. Специалисты пришли к выводу о необходимости разработки комплексной государственной программы инвентаризации оружия - для начала хотя бы стрелкового. Конечно, это непростая задача. Однако, если в комплексе не будут решаться все эти вопросы и законопослушный гражданин окажется один на один с вооруженным преступником, он может сам сознательно пойти на нарушение, незаконно приобретая оружие для самозащиты. А это лишь добавит проблем.