UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОРИАНА DREAMS

Вы когда-нибудь слышали о фантомах? Это когда предмета или явления на самом деле нет, а людям кажется, что все-таки что-то есть...

Автор: Инна Коваль

Вы когда-нибудь слышали о фантомах? Это когда предмета или явления на самом деле нет, а людям кажется, что все-таки что-то есть. И это что-то даже причиняет определенные неудобства. В украинской экономике все как раз наоборот: существуют вполне конкретные предприятия, но отечественные чиновники упорно делают вид, что их нет. Такая ситуация сложилась с калушским нефтехимическим концерном «Ориана», 100% акций которого принадлежит такому абстрактному понятию, как «государство». Оно же (понятие?) им и управляет.

Прежде всеми госдолями акций управлял Фонд госимущества. Однако, с созданием Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами стало модным передавать пакеты акций во «временное пользование», т. е. «в управление». Вот так с октября 98-го по июль 99-го контрольным пакетом (50%+1 акция) концерна «Ориана» управляло украинско-канадское СП «Шелтон». В свое время это СП снабжало «Ориану» нефтепродуктами, но конечной продукции, а тем паче прибыли, так и не дождалось. Поэтому, поддавшись модным веяниям, они «уговорили» правительство дать им «порулить» «Орианой», а заодно и должок вернуть.

Однако, 16 июля 1999 года постановлением КМ контрольный пакет передается в управление Ивано-Франковской обладминистрации, на территории которой находится «Ориана». И вот уже почти три месяца Нацагентство по управлению госкорпоративными правами не может расторгнуть договор с компанией «Шелтон» и заключить его с Ивано-Франковской администрацией. Концерн очутился в правовом вакууме - он ничей.

Как рассказывают очевидцы, новый ивано-франковский менеджмент буквально силой выводил представителей «Шелтона» из ориановских кабинетов. В течение двух недель бывшие управляющие не могли забрать свою оргтехнику и личные вещи. В начале августа руководство «Шелтона» пыталось поднять шум вокруг «Орианы» уже в Киеве. Собиралось везти в Калуш прессу. Но потом передумало и, видимо, махнуло на все рукой. У работников «Орианы» остались о «Шелтоне» теплые воспоминания, ибо при нем впервые за несколько лет начали платить зарплату ежемесячно.

Руководство концерна и облгосадминистрации было недовольно, ибо знало, что зарплата выплачивается из очередного кредита, взятого «Шелтоном» у своего «Укринбанка» («Шелтон» является одним из учредителей «Укринбанка»), и долг этот снова вешается на «Ориану». Рентабельность концерна остается минусовой, объемы выпуска продукции сокращаются, долги растут и «света в конце туннеля» руководство «Орианы», города Калуша и самой Ивано-Франковской облгосадминистрации не видит. К тому же на горизонте обозначились новые желающие помочь облгосадминистрации сырьем и денежными ресурсами в таком нелегком деле, как управление концерном.

На сегодняшний день, по словам председателя профкома «Орианы» Олега Кушлыка, на базе концерна уже создано восемь дочерних предприятий. Два из них - завод «Технопласт», выпускающий товары народного потребления, и завод «Фитон», производящий ядохимикаты, уже нашли инвесторов и приступили к работе. Но самыми привлекательными для инвесторов являются другие предприятия: завод «Полиолефин» и завод по производству хлористого винила. Подвергая глубокой переработке нефтепродукты (в основном, дизельное топливо), олефиновый завод выпускает бензол, этилен, пропилен, смолы, полиэтилен. А на основе этилена и хлора производится поливинилхлорид. Эти производства в некоторой мере технологически связаны, их продукция наиболее рентабельна и экспортноспособна. Это козырные карты нынешнего менеджмента. Именно за них и борются крупные инвесторы.

Свои услуги «Ориане» предложили российский «ЛУКойл», консорциум англо-канадских фирм Livsli, Тисайский химкомбинат (Венгрия), с которым «Ориану» связывает этиленопровод, ряд венгерских фирм, сотрудничающих с Тисайским химкомбинатом, украинский «Интерконтакт» и появившееся в последний момент «РУНО» («Российско-украинское нефтяное общество»).

В 20-х числах июля правление «Орианы», мерия Калуша и представители Ивано-Франковской обладминистрации выработали конкретные предложения для инвесторов (их можно увидеть и в интернетовском сайте). Вот, что должен знать потенциальный инвестор: концерн «Ориана» является градообразующим предприятием Калуша. Из 70 тысяч населения города 17 тысяч работали на «Ориане». На долю концерна приходилось 97% производства промышленной продукции Калуша. Поэтому самое главное, чтобы инвестор имел сырье или деньги для загрузки «Орианы» хотя бы на 80%. Именно такая цифра делает работу «Орианы» рентабельной, а значит в местный бюджет регулярно будут поступать налоги. Далее - регулярная выплата зароботной платы, содержание всей социальной сферы (а это две трети жилья и объектов соцкультбыта Калуша) и выплата долгов, из которых 50 млн. грн. - бюджетные и 220 млн. дойчмарок внешний.

По словам мера Калуша Степана Резника, такие жесткие условия были поставлены потому, что имелись различные предложения и большая конкуренция среди инвесторов. По скромным подсчетам народного депутата Игоря Насалыка, который сейчас занимается проблемами «Орианы», концерну ежегодно необходимо порядка 40 млн. долларов инвестиций, чтобы он вернулся на позиции начала 90-х годов. Однако, с такими деньгами у инвесторов проблемы, да и интересуют их вполне конкретные производства, а не весь концерн в целом.

К началу сентября руководство «Орианы» заключило два рамочных контракта с Тисайским химкомбинатом, а через него и с венгерскими фирмами, и консорциумом оффшорных компаний «Ливзли». Последняя должна была, согласно договору, в сентябре отправить на «Ориану» 40 тыс. тонн дизтоплива, в октябре - 60, в ноябре и декабре - по 70 тыс. тонн. Предполагалось, что «Ливзли» найдет нефть, переработает ее на Дрогобычском НПЗ и отправит произведенное дизельное топливо на «Ориану». Но в итоге в сентябре «Ориана» получила только 20 тыс. тонн дизтоплива через Ривне от венгерских партнеров.

По словам директора олефинового завода Николая Ковальчука, этого объема могло хватить только на технический запуск остановленного производства.

Вы спросите: а что же англо-канадцы? А этот англо-канадский оффшорный конгломерат до сих пор ищет свободную нефть в России, так как головной офис представительства находится в Москве. Будучи в Киеве, представители «Ливзли» отказались общаться с украинскими журналистами, сославшись на конфиденциальность миссии. Комментируя эту ситуацию, глава Ивано-Франковской администрации Михаил Вышиванюк сказал, что они правильно сделали, отказавшись говорить. Причина в том, что существует очень много структур, заинтересованных в том, чтобы концерн «Ориана» не работал стабильно. И очень многие мешают.

Последняя фраза уважаемого Михаила Васильевича не понятна: кто, кому и в чем мешает? Ведь еще в середине июля, на встрече премьера Пустовойтенко и тогдашнего российского премьера Степашина, «отец» российского нефтебизнеса - заместитель министра топлива и энергетики России Петр Нидзельский говорил: «В России ежемесячно «гуляет» на рынке от 3 до 5 млн. (!) тонн свободной нефти. Платите деньги и покупайте. Только платите «живые» деньги и все будет». Так в чем проблема? В том, что «Ливзли» не имеет или не хочет платить «живые» деньги за нефть? В том, что ей негде перерабатывать ее в дизтопливо? Или ей просто не хотят ничего продавать?

Представители «Ливзли» к публичности не стремятся; руководство «Орианы» неделями сидит в Киеве, пытаясь решить проблему передачи акций в управление; а работники «Орианы» мечтают о возврате тех времен, когда концерн приносил прибыль 1 млрд. долларов в год и редактор заводской многотиражки мог позволить себе съездить в Мексику на конференцию нефтехимиков…

Не исключено, что вскоре события вокруг «Орианы» получат новое развитие. Или хотя бы какое-то продолжение. И как только это произойдет, мы продолжим повествование о при- и злоключениях калушской «Орианы».