UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЧЕНЬ ХОДОВОЙ «ТОВАР» — ИСТРЕБИТЕЛИ

В ближайшие 10 лет на международном рынке вооружений особое место займут самолеты-истребители. За ...

Автор: Карл Рониссен

В ближайшие 10 лет на международном рынке вооружений особое место займут самолеты-истребители. За период до 2005 года экспорт этих боевых машин составит в денежном выражении колоссальную сумму - не менее 88 миллиардов долларов. К такому выводу пришли эксперты базирующегося в Стокгольме Международного института проблем мира (СИПРИ).

Кто же является и будет оставаться впредь основными импортерами этой военной авиационной техники? Это прежде всего страны Азии, в том числе страны - члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Малайзия уже приобрела крупные партии американских и российских истребителей. На Таиланде начато формирование второй в составе национальных ВВС эскадрильи истребителей-бомбардировщиков, султанат Бруней ожидает поставки партии британских боевых машин. Укрепляют и модернизируют свои ВВС Индонезия, Сингапур, Филиппины, Вьетнам. Недавно объявлено о планах приобретения до 2008 года 124-140 новых боевых самолетов в Сеуле (Южная Корея), наращивают мощь ВВС Пакистан, Индия, Китай.

Перспективными покупателями истребителей будут, по оценкам экспертов, страны Ближнего Востока. Объединенные Арабские Эмираты объявили о намерении приобрести до 80 самолетов такого класса. Саудовская Аравия планирует закупку 100 новых боевых машин. Частично обновить самолетный парк намерены Иран, Ирак. В Европе модернизацию ВВС планируют Чехия, Венгрия, Польша, которые хотели бы заменить имеющиеся у них на вооружении российские МИГи на западные модели.

По мнению экспертов, уже сегодня можно с достаточной степенью точности определить и страны-экспортеры военно-авиационной техники, которые будут доминировать на данном рынке в ближайшее десятилетие. Наиболее перспективными и конкурентоспособными являются американские F-15, F-151, F-16, («Локхид-Мартин»), F-18C («Макдоннелл Дуглас»), французские «Мираж-200-5» и «Рафаль», самолеты английской «Бритиш аэроспейс» и шведской «SAAB» и, конечно, «самолет XXI века» «Еврофайтер» (совместное производство Англии, ФРГ, Испании, Италии).

В ряде стран (например, в Малайзии, Индии) на первое место в конкурентной борьбе выходят боевые самолеты российского производства. В ближайшем будущем в списке стран-экспортеров военно-авиационной техники видное место займет, по мнению ряда специалистов, и Китай, который уже приобрел лицензию на производство российских «СУ-27» и осваивает производство новых собственных самолетов «Цзянь-10», «Цзянь-8», «Супер-7». Относительно недорогую китайскую авиатехнику будут, по прогнозам, приобретать такие страны, как Египет, Иран, Ирак, Зимбабве, Бирма.

В настоящее время, по оценкам экспертов, на вооружении всех государств мира находится около 19 230 боевых самолетов, которые можно отнести к многоцелевым истребителям; свыше 4650 из них (24,2 процента) приходится на Азиатский регион. К 2005 году этот парк возрастет количественно, а главное - коренным образом обновится за счет новых боевых машин.