UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБСТАНОВОЧКА-2

«Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Зато можно дважды сесть в одну и ту же лужу» Журналистск...

Автор: Светлана Рябошапка

«Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Зато можно дважды сесть в одну и ту же лужу»

Журналистско-парламентский фольклор

Повторенье, как всем известно, - мать и даже в некотором смысле отец и прочие родственники ученья. Два с половиной года тому назад была опубликована в «ЗН» первая «Обстановочка». В те незапамятные времена мы (не без ужаса) освещали некий новый экономический курс, по сути состоящий в том, чтобы «деньги напечатать и раздать согласно списку». Нынче вы читаете новую «Обстановочку», что с неизбежностью горного обвала означает, что обстановочка та же самая, но только еще хуже. Тогда мы писали о дефиците бюджета, инфляции и налогах - сейчас мы расскажем вам о том же. Но тогда стагнация только начиналась, а нынче расцвет застоя рискует закончиться вместе с нами. Подведем итоги маленьких потерь.

К нам опять приехал

Джефри Сакс

Господин Сакс из Гарвардского университета известен тем, что дает хорошие советы слаборазвитым странам, достигшим тяжелого материального положения. Джефри Сакс - это нечто вроде экономической «неотложки», он советовал в Боливии и Монголии, России и Эстонии, Польше и Украине. Поскольку г-н Сакс не метит в депутаты и даже не выдвигается в президенты Украины, будем считать, что его взгляд на украинскую обстановочку - это заинтересованный взгляд, но со стороны. Что оттуда видно?

Видно: застопорились серьезные экономические преобразования и полным ходом идут несерьезные. Видно, что если в самое ближайшее время не предпринять чего-либо решительного и радикального, страна сменит хозяина, как и положено менять хозяина каждому обанкротившемуся предприятию. Причем Украина достигла критического момента досрочно, ибо, по словам господина Сакса, «положение сейчас намного более сложное, чем прогнозировалось еще несколько месяцев тому назад». В сфере государственных финансов основная неприятность состоит в непомерных выплатах по доходности облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые вынуждено делать Министерство финансов. Занимает Минфин вроде бы для того, чтобы профинансировать расходы бюджета, не обеспеченные доходами, то есть бюджетный дефицит. Занимает под сверхвысокие (50-54 годовых) проценты и на короткий срок, поскольку под низкие и надолго никто денег не дает. И не даст, ибо «к концу 1997 года доверие иностранных инвесторов к Украине серьезно пошатнулось», как констатировал Джефри Сакс, присовокупив, что в свое время он предупреждал о небезопасности построения системы внутренних займов по принципу финансовой пирамиды «а-ля МММ». Такой принцип хорошо (но недолго) работает в спокойной обстановочке, а у нас, как на грех, подоспел азиатский финансовый кризис.

Азиатский кошмар на самом деле не имеет прямого отношения к европейской стране Украине, как бы на него ни валили наши внутренние грехи. Просто у каждой гранаты есть своя чека, свой толчковый механизм. Пирамида ОВГЗ была изначально обречена на ранний или поздний обвал, но обвал случился ранний - поскольку потерявшим деньги в Азии инвесторам потребовался ресурс, вложенный в Россию, Балтию, Боливию и т.п. Как следствие, изъяли средства с украинского рынка русские и прибалты. Как следствие, украинская система госфинансов вошла в стремительный процентный «штопор». Мы повторяем эти всем известные вещи, чтобы прояснить обстановочку. По словам спикера ВР Александра Мороза, правительство получает дневной бюджетный доход в 12 млн. грн. - и это при дневной потребности в финансировании 180 млн. грн. В общем, сколько дефицит не уменьшай, он все равно вверх смотрит.

Кстати, один из хороших советов Д.Сакса состоит в том, чтобы сделать дефицит госбюджета Украины если не нулевым, то хотя бы минимальным. Подразумевается, что при таком раскладе автоматически уменьшится потребность в финансировании помянутого дефицита, а значит, свернется неправильно построенный рынок ОВГЗ. Свернуть, ясное дело, можно все. Но сальдо будет явно не в пользу правительства, поскольку одной из составляющих дефицита являются именно выплаты по прошлым эмиссиям заемных облигаций. Но если мы уж заикнулись о советах, то перечислим их все. Нам советуют: резко сократить казенные расходы, существенно снизить налоги, реформировать банковскую систему до такой степени, чтобы правительство не использовало банки для пропитания убыточных предприятий, принять гражданский Кодекс, определяющий права собственности, привлечь прямые инвестиции под приватизацию и сделать так, чтобы действия и решения правительства не падали как снег на голову, а были прозрачны и предсказуемы. Короче говоря, нам советуют то же, что и во времена первой «Обстановочки», - прийти в чувство. Причем господин Сакс констатировал, что понимание таковой необходимости во властях наших есть. Но нет на это консенсуса. Есть в этом что-то мексиканское-94 или таиландское-97. Ну, в крайнем случае, нечто болгарское-96. Все упомянутые страны и их валюты рухнули - после того, как у власти закончились резервы для поддержания финансовой стабильности интервенционными методами. Приблизительно та же ситуация в России и в Украине, с тем отличием, что у нас еще и политические (предвыборные) катаклизмы.

По поводу политкатаклизмов Д.Сакс с чисто англосаксонским юмором заметил, что «финансовые кризисы имеют обыкновение не обращать внимания на предвыборные кампании»…

Предвыборный тормоз

…Зато предвыборные кампании имеют обыкновение ускорять или тормозить наступление финансовых кризисов. Как бы дико это ни звучало, они (кампании) приближают и отдаляют кризис одновременно. Приближают - известным способом: отсутствие каких-либо разумных решений в период избирательного нереста - дело понятное. А вот с тормозом - сложнее. Дело в том, что предвыборная кампания в финансовом смысле представляет собой один большой инвестиционный процесс. Глубоко внутренний, конечно, но приятный. В том смысле, что тысячи кандидатов и три десятка партий «воленс - не воленс» вытаскивают из заграничного загашника доллары и платят их за услуги внутри нашей страны. Гривню эти доллары «завалить», может, и не смогут, но народ подкормить - это пожалуйста. Так что при прочих равных обвал и крах если и произойдут, то где-то к августу-сентябрю текущего года.

К слову - об экономических программах борющихся между собой партий. Писались они (те программы, которые можно назвать серьезными) из расчета, что будет лучше. Посему их можно преспокойно отправить в долгий ящик - замечательные программы «Реформ и порядка», изумительные программы «Социалистов и селян», а заодно и планов «Громадье». Ведь лучше не будет. Судя по внешнему виду властей, мы продолжаем инстинктивно придерживаться плана коммунистов, не так давно провозгласивших, что отныне их цель - «планово-регулируемая рыночная социалистическая экономика», то есть как всегда - полный горячечный бред.

И в самом деле - кто проведет приватизацию? Верховная Рада, намертво заблокировавшая все подходы к легальному перераспределению собственности, или Президент, чью приватизаторскую программу можно читать только в контексте конкретных фамилий «приватизаторов»? Опять же - снижение налогов и, как необходимое следствие, - расходов бюджета. Да, парламент нынче только одним озабочен: сколько изъятых у налогоплательщиков денег отдать шахтерам, чтобы хорошо себя вели. Более того, судя по явлению на брифинге в президентской администрации аграрного г-на Гайдуцкого, в сельское хозяйство председателей колхозов мы с вами тоже немало денег отдадим. Отдадим совершенно бесспорно и безакцептно, поскольку в законе о налоговой службе нынешние (и некоторые будущие) народные избранники уже оговорили право Государственной налоговой администрации без всякого суда и при следствии списывать со счетов предприятий нечто доначисленное: штрафы, пеню, а также все, что понадобится ГНА. То, что драконовские меры по усилению пресловутого налогового пресса, обоснованные на пленарном заседании ВР голосами Александра Мороза, Сергея Тигипко и Анатолия Голубченко, сработают только и исключительно на накачку мускулов теневой экономики, - так это, по-видимому, никого особо не волнует.

К чему это мы? Да к тому, что жизнь имеет обыкновение диктовать свои законы, которые - увы - не имеют ни малейшего отношения к хорошим советам Джефри Сакса. Скрытый дефицит бюджета будет по-прежнему провоцировать инфляцию и пенсионеров, способы поддержки гривни по-прежнему будут проблемой только Нацбанка (председателя которого - Виктора Ющенко - весьма неэлегантно подставила самая лучшая партия «Реформы и порядок», двинув кандидатом в президенты). Расходы бюджета будут неотвратимо расти, и для того чтобы их хоть частично оплатить, НБУ будет по-прежнему покупать у Минфина ОВГЗ, налогоплательщик по-прежнему будет выбирать из двух зол - тень или финансирование из своего кармана приоритетов нынешней власти. А власть (любая), в свою очередь, будет раскручивать инфляцию, чтобы погасить долги по ОВГЗ и зарплатам, и будет фиксировать курс гривни в перезаявленном коридоре, чтобы поддержать экспертов. Это - почти без вариантов, но все-таки…

По оценкам экспертов, у правительства, Верховной Рады и Президента есть еще несколько недель, чтобы договориться и что-то предпринять. Мы оптимисты. Время пошло.