UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБИЛИЕ МНЕНИЙ ВОКРУГ ОДНОЙ ТРУБЫ

«А у вас затопили?» В последние дни у запорожцев, пожалуй, не было более распространенного вопроса...

Автор: Владимир Писковый

«А у вас затопили?» В последние дни у запорожцев, пожалуй, не было более распространенного вопроса. Близость холодов вновь с былой остротой обнажила проблему, с которой, казалось, все уже смирились с начала мая, когда в регионе практически повсеместно отключили горячее водоснабжение. Это совпало с разгаром кампании по перевыборам городского головы Запорожья, поэтому тогда многие склонны были расценивать случившееся как политическую акцию. Дескать, власти решили вразумить избирателей, чтобы те проголосовали за их кандидата, а накануне выборов, ну, в крайнем случае, через неделю все вернется на круги своя. Однако выборные страсти благополучно затихли, но горячая вода в домах так и не появилась. Становилось все более очевидно, что тон в энергообеспечении региона задают не столько политические, сколько экономические реалии. Они в области сложились таким образом, что зиму запорожцам предстояло встретить не только без горячей воды, но и без тепла в домах.

Долги региона за потребленный в нынешнем году природный газ перевалили за 70 млн. гривен, больше половины из которых задолжали газотрейдерам предприятия тепловых сетей. А с учетом задолженности предыдущих лет, за коммунально-бытовыми потребителями области «зависло» порядка 160 млн. При таком раскладе условия, выдвинутые НАК «Нефтегаз Украины», вполне закономерны и оправданны. Мол, хотите жить в тепле — полностью рассчитайтесь за потребленный газ и его транспортировку, а также произведите 100-процентную предоплату требуемых объемов.

И все же логичные, на первый взгляд, меры отнюдь не безупречны в моральном плане. Как небесспорно поведение государства, которое в очередной раз предпочло позицию страуса. Делегировав полномочия одной из своих структур, оно фактически сняло с себя ответственность, «переведя стрелки» на местные власти. Последним, конечно, к участи заложников не привыкать. Но реальные возможности что-либо предпринять у них четко ограничены финансовым ресурсом, хронический дефицит которого общеизвестен. Поэтому арсенал мер воздействия практически исчерпывается лишь администрированием.

Да и то далеко не во всех случаях. Если, например, какое-нибудь предприятие (особенно из тех, где доля госсобственности незначительна или вовсе отсутствует) отключить от энергопотребления можно без особых проблем, то со многими объектами социальной сферы поступить так попросту немыслимо. Поэтому, вопреки всем строгостям, почти половину энергоносителей бюджетные учреждения потребляют бесплатно. Уровень их денежного довольствия позволяет с горем пополам покрывать лишь одну статью расходов — зарплату персоналу.

Рост долгов за энергоносители не удалось остановить и посредством отключения горячего водоснабжения. Напротив, эта мера еще больше усугубила ситуацию. За коммунальные услуги перестали платить многие из тех, кто прежде делал это вовремя. Как показал анализ состава неплательщиков, среди них не только малоимущие, но и работники предприятий, где зарплату выдают регулярно и в приличных суммах. Это, в частности, касается и запорожских металлургов, из которых в среднем лишь половина своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги.

Попытки освободиться от все более затягивающейся удавки неплатежей в Запорожье время от времени все же предпринимаются. Так, года три назад вызвал большой резонанс проект, предложенный областным властям одной из местных фирм. Суть его заключалась в аккумулировании в регионе коммунальных платежей на специальном счете, с которого впоследствии и будут осуществляться проплаты как за энергоносители, так и за услуги организаций, их оказывающие. Поскольку нормы потребления, по которым и до сих пор начисляются платежи, существенно завышены, то даже при условии далеко не 100-процентной оплаты потребителями саккумулированных средств хватит для полного расчета с поставщиками энергоносителей. Больше того, часть денег можно направить на развитие энергосберегающих технологий, снижение себестоимости продукции на энергозатратных производствах.

Однако столь заманчивую перспективу запорожские промышленники встретили в штыки. Да и областные власти поначалу особого доверия к ней не испытывали. И все же после длительных сомнений решились на проведение эксперимента, который впоследствии был одобрен президентским указом. Но сфера его применения была существенно сужена и ограничивалась исключительно коммунально- бытовыми потребителями. А поскольку реализация эксперимента была сродни вялотекущему процессу, в ходе которого поочередно менялись операторы счета-аккумулятора, предполагаемого эффекта так и не удалось достичь.

В итоге нынешней осенью перед регионом возникла вполне реальная угроза вообще остаться без газа. И только под личную ответственность председателя облгосадминистрации А. Кучеренко в ходе длительных переговоров НАК «Нефтегаз Украины» на исходе октября согласилась пойти на определенные уступки. Газораспределительные станции разрешили распломбировать, но при условии, что область в полном объеме будет рассчитываться за потребляемый газ, а возврат накопившихся долгов произведет по отдельно согласованному графику. Пока же от региона требовался авансовый платеж в сумме 8 млн. грн.

— Достигнутое соглашение является беспрецедентным, — считает Алексей Кучеренко. — И наша задача теперь — доказать, что мы нормальные партнеры, способные выполнить принятые на себя обязательства.

Первым доказательством должны были стать те самые 8 млн., которых на момент заключения соглашения у области, естественно, не было. Поиском необходимой суммы занялись на заседании совета региона, в котором приняли участие руководители крупнейших городов области. Обл-госадминистрация предложила им особый порядок финансирования расходов из местных бюджетов, предусматривающий, в частности, первоочередные выплаты в полном объеме зарплат и социальных расходов и устанавливающий для каждой территории конкретное задание по оплате энергоносителей, исходя из планового объема их потребления. В принципе, участники заседания сошлись на том, что такой вариант является для области единственно возможным в осенне-зимний период. Городские головы даже заверили, что деньги на предоплату энергоносителей они обязательно изыщут, прибегнув к жесточайшей экономии бюджетных средств. Но стоило только разговору повернуть в русло конкретики — относительно сумм и сроков, и по настроению участников стало ясно, что устные договоренности отнюдь не гарантируют выполнения обязательств. Что вскоре подтвердилось и на практике.

К началу ноября лишь власти Мелитополя сдержали слово, перечислив в качестве предоплаты за газ свыше 600 тыс. грн. Токмак и Запорожье сумели «наскрести» от 70 до 80 процентов требуемых сумм. А Бердянский горисполком и вовсе перечислил менее 6 процентов. Зато именно в этом портовом городе отопительный сезон начали раньше всех в регионе. Не дожидаясь официального разрешения, городской голова Валерий Баранов распорядился запустить котельные, чем, разумеется, снискал у горожан славу заботливого руководителя. Правда, через два дня с самоуправством было покончено.

— Мы будем жестко разбираться с несанкционированной подачей газа на котельные в Бердянске, — заявил А. Кучеренко. — Разумеется, не потому, что предвзято относимся к интересам жителей этого города, а потому, что любое несанкционированное действие в сложившейся ситуации грозит неуправляемостью.

Территориальный и ведомственный эгоизм для областной госадминистрации сегодня более чем некстати. Особенно если учесть, что у Запорожской области появился реальный шанс решить проблемы энергообеспечения в ходе реализации украинско-туркменских договоренностей о поставках газа. Именно они и положены в основу комплексной схемы газоснабжения региона, которая, в случае ее осуществления, позволит, как говорится, убить двух зайцев. Во-первых, удовлетворит потребности в голубом топливе. А во-вторых, даст возможность существенно нарастить темпы производства на предприятиях машиностроительного комплекса.

Как известно, контракт с Туркменистаном предусматривает оплату за поставляемый газ денежными средствами и товарными ресурсами в пропорции 40:60. Если применить в расчетах ставшую уже классической схему, то некой структуре, саккумулировавшей платежи потребителей, потребуется часть средств (в данном случае 40 процентов) переадресовать поставщикам в денежной форме, а на оставшуюся часть закупить и поставить оговоренные контрактом товары. Но, как свидетельствует опыт, вряд ли происхождение этих товаров в подавляющем большинстве окажется украинским. А это значит, что отечественные финансовые ресурсы, дефицит которых общеизвестен, фактически уйдут на поддержку и развитие зарубежных товаропроизводителей. Запорожская область предлагает свой вариант расчетов, претендуя на роль базового региона в реализации украинско-туркменской программы. Ставка делается на то, чтобы собранные в области платежи за газ здесь же аккумулировались и расщеплялись для размещения товарных заказов на предприятиях региона. С этой целью запорожцы уже передали туркменской стороне перечень своей продукции примерно на 130 млн. долларов.

— Наши металлургические предприятия, как правило, расплачиваются за газ в полном объеме «живыми» деньгами, — говорит А. Кучеренко. — А машиностроительный комплекс лишен такой возможности. С учетом того, что объемы потребления у него относительно невелики, незначительным представляется и его роль в реализации туркменских поставок газа. Но если их привлечь к выполнению обязательств по товарным поставкам, это положительно скажется на экономике и предприятий, и региона в целом. Нужно только нашим промышленникам проявить добрую волю и осознать, что речь идет не о чьем-то желании нажиться за счет других, а о разумном сочетании экономических преимуществ и регионального патриотизма.

Областные власти уже подготовили и согласовали с туркменской стороной первую спецификацию товарных поставок на 10 млн. долларов. Она включает продукцию мелитопольского «Продмаша», токмакских «Юждизельмаша» и кузнечно-штамповочного завода, «Запорожтрансформатора» и ряда других предприятий области. Следующим этапом вполне может стать заказ на поставку в Туркменистан и Узбекистан газоперекачивающих станций, выпуск которых наладило несколько лет назад АО «Мотор Січ». Однако с их реализацией у предприятия возникли проблемы, которые теперь могут быть успешно разрешены с открытием новых рынков сбыта.

При столь благоприятных для области перспективах позиция запорожских промышленников в очередной раз вызывает недоумение. Пока с их стороны не заметно желание принять участие в предложенной властями схеме. Вероятно, основной причиной является то, что в качестве поставщика газа им необходимо избрать межрегиональную энергетическую компанию «Потенциал», деятельность которой курирует облгосадминистрация. Разрешить это противоречие областные власти намерены экономическим путем. По словам А. Кучеренко, какое-либо администрирование исключено: предприятия по-прежнему вольны самостоятельно выбирать газотрейдеров, ориентируясь на более выгодные ценовые предложения. Но лишь при условии, что эти предложения действительно окажутся более выгодными, чем у «Потенциала», который намерен идти на уступки. Иначе госадминистрация с помощью налоговых служб намерена предъявлять претензии относительно искусственного занижения доходов и уровня рентабельности.

Возможно, это предупреждение и возымеет действие. Но, к сожалению, и оно не гарантирует окончательное решение проблемы газообеспечения региона. Поскольку труба, как известно, одна, и отсутствие в ней давления неизбежно поставит крест на самых привлекательных схемах.