UA / RU
Поддержать ZN.ua

О СВОБОДНОЙ НИШЕ И ПЕРВОЙ ЛАСТОЧКЕ

На фоне общего спада производства в Украине особенно примечательны, увы, редкие примеры стабильной и даже весьма прибыльной работы таких предприятий, как Сумское научно-производственное объединение имени Фрунзе...

Авторы: Владимир Бурнышев, Александр Белов

На фоне общего спада производства в Украине особенно примечательны, увы, редкие примеры стабильной и даже весьма прибыльной работы таких предприятий, как Сумское научно-производственное объединение имени Фрунзе. Настолько примечательно это предприятие, что дало повод авторам этого материала утверждать, что именно нефтегазовое машиностроение является той нишей чуть ли не мировой экономики, которую могут и должны занять украинские предприятия.

Что определяет успех сумского объединения? На этот вопрос попытались ответить авторы материала.

Объединение потратило многие годы, чтобы освободиться от диктата поставщиков и прихотей железнодорожных инструкций. Имеются собственные металлургическое, прокатное и другие производства. Предприятие выпускает разнообразную и специфичную продукцию: сложнейшие газоперекачивающие агрегаты совместно с запорожским заводом «Мотор Січ» и николаевской «Зарей», многотонные виды арматуры, многие виды оборудования для химической и других отраслей промышленности, модульные авто- и газозаправочные станции и многое другое, в том числе и оборудование для атомных электростанций. Всего 17 значимых видов продукции.

На Сумском научно-производственном объединении им.Фрунзе сейчас работают 26 тыс. человек, еще примерно столько же снабжают их сырьем, материалами и комплектующими. Средняя зарплата - 300 гривен.

Наличие многого «своего» помогает предприятию работать ритмично и без сбоев. Но, пожалуй, главное состоит в очень тесной связи производства с наукой, конструкторской мыслью и современными проектами.

В СМНПО есть свой институт и четыре ОКБ, испытательные лаборатории, важнейшим из которых является СКБ турбокомпрессорных машин. СКБ на равных конкурирует с «Дженерал электрик», фирмой «Дрессер» (США), «Роллройс» (Англия) и многими другими китами авиа- и турбостроения. С такими серьезными конкурентами приходится соперничать продукции объединения. Отставать никак нельзя, тем более, что к выпуску газоперекачивающих агрегатов и арматуры приступили предприятия Перми, Санкт-Петербурга, Пензы и др.

Основная часть продукции предприятия поставляется в Россию и за рубеж. И ряд российских заказчиков старается заменить в проектах строительства и реконструкции сумскую продукцию на аналогичную из Перми, Пензы и т.д.

Почувствовав симптомы грядущего отставания, руководство объединения приняло ряд необходимых мер. К примеру, начали улучшать информационное и научное обеспечение конструкторских разработок, создан отдел маркетинга.

Выпускаемые в Украине турбокомпрессоры с газовым приводом на сегодня имеют суммарный выброс окиси углерода и окислов азота порядка 150 мг/м 3 , что пока еще соответствует принятым стандартам. Но это пока. В США в 1990 году был принят закон о чистом воздухе, который кардинально изменил отношение к выбросам любых двигателей, и предусмотрел возможность ужесточать экологические требования властями штатов. Так в штате Флорида эта норма снижена до 30 мг/м 3 и компания «Дженерал электрик» ведет испытания компрессоров с выбросами ниже этой нормы. По этому же пути идут и конструкторы «Мотор Січ»: снизили шум компрессоров, теперь предстоит улучшить их технические и экологические характеристики.

Решение экологических вопросов касается не только турбокомпрессоров, но и оборудования для химической промышленности и атомных электростанций, выпускаемых сумским объединением. Продукцию сумчане в основном продают в Россию. Но с ними рассчитываются не живыми деньгами, а товаром, векселями и т.п. Живые деньги нужны, как воздух, но их дает только экспорт. Но тут сумчанам ставит рогатки пресловутая, называемая у специалистов антиэкспортная, комиссия при Кабинете министров. Большую часть экспортируемой продукции объединения можно применить не только в 20 отраслях, так сказать, гражданской химии, но и в так называемой военной или ядерной химии. Те же центрифуги, теплообменники, выпарные аппараты можно использовать в сахарном производстве, при изготовлении пороха и взрывчатых веществ. Ну хорошо, откажемся мы россиянам эту продукцию поставлять, те же центрифуги могут поставить и чехи, и немцы. Они у них даже лучше, но стоят дороже. Не разумнее ли освободить это и другие предприятия от составления множества бумаг для экспортно-контрольной комиссии при Кабмине и дать возможность им заниматься своим прямым делом.

Далее, известно, что Украина и Россия нуждаются в буровых установках средней мощности грузоподъемностью 125 тонн. Они необходимы для ремонта и восстановления старых скважин. На балансе Госнефтегазпрома числится 30 тысяч скважин. Большая их часть имеет вертикальную траекторию, но многие можно переделать на глубокие, наклонные или горизонтальные скважины по современной технологии с тем, чтобы извлечь 40-60% остаточной нефти. Для этого нужна буровая установка средней мощности с необходимым комплектом современного оборудования и система электромагнитной телеметрии, следящей за траекторией бурения, а в дальнейшем за процессом эксплуатации скважины. Без этого добиться необходимого эффекта невозможно.

На Сумском предприятии не остались в стороне от этой проблемы. Были изготовлены буровые установки малой мощности - КОRО 1-80 на базе автошасси МАЗ-537 и АК-60 на базе автошасси от КрАЗ-260Г.

Выпуск буровых агрегатов должен быть ориентирован на Россию, а точнее - на Тюменский север, а точнее - на Ямало-Ненецкий национальный округ. Там могут найти потребителя только буровые агрегаты на мягком резиновом ходу, не разрушающие ягильный покров и посему не наносящие вред природе. По словам руководителей Тюменской нефтяной компании Ю.Шафраника и Ю.Вершинина, компания начала работу по возрождению месторождения Самотлор (остаточные запасы нефти оцениваются в 1 млрд. тонн) и намерена щедро финансировать этот проект. А для его реализации также необходима подобная техника. Военное производство Минского автозавода выпускает шестиосное и семиосное автошасси, которые были созданы для перевозки ракет, но они стоят дороже четырехосного автошасси КОRО 1-80. Но это не должно смущать, ведь американские буровые агрегаты ведущих фирм подорожали за два последних года в три раза. Сегодня такая буровая стоит 4-5 млн. долларов. Есть, как говорится, за что бороться.

Автошасси минского производства стоят слишком дорого, и на сумском объединении смогут изготавливать их своими силами. Но чтобы сделать такое шасси, нужно время, нужны сложнейшие испытания. В Минске огромное КБ занимается этим многие годы, а сумчанам придется начинать с нуля. В этой связи мнение специалистов однозначно: надо взять шести- или семиосные шасси из Минска, сделать совместные расчеты с СКБ «Дорстроймаш», и мы сможем выполнить проектно-сметную документацию для создания необходимой нам и россиянам буровой установки средней мощности К-125. Предстоит решить немало сложных задач, но основное оборудование (дизеля, лебедки и прочее) будет из Украины.

В 1996 году США имели полторы тысячи буровых агрегатов и вели 43% разведочного бурения в мире. Как и год назад, количество буровых установок увеличилось более чем на 200 штук и в основном парк пополняется буровыми установками средней мощности К-125. И хотя сама буровая - это только полдела, это не проблема.

Систему электромагнитной телеметрии согласно изготовить Киевское объединение «Квант», и если руководители Сумского объединения им.Фрунзе изготовят буровую установку типа К-125, то это принесет им ощутимую прибыль.

Мировая тенденция такова, что спрос и цены на нефтегазовое оборудование начали резко расти. По оценкам экспертов, этот процесс продлится 10-15 лет.

Теперь об ином виде продукции. Харьковское объединение им.Малышева заключило контракт на поставку 300 танков для Пакистана, было поставлено 35 танков. Дело в том, что танк собирался в основном из российских комплектующих. Но в свою очередь Россия заключила контракт с Индией на поставку большой партии танков. Отношения между этими странами известны всем. Поставки пушек из объединения Мотовилехинские заводы из Перми прекратились, они заломили новые цены. Выполнение контракта оказалось под угрозой, и снова выручило объединение им.Фрунзе. Решена вся цепочка вопросов. Изготовлены термошкафы для сложной термической обработки стволов данных пушек, идет изготовление других комплектующих. Но сам характер отношений между нашими странами оставляет желать лучшего. Тем более в такой доходной области, какой является экспорт военной продукции.

Благополучие многотысячного коллектива объединения базируется на умелом сочетании научных, проектно-конструкторских разработок, без промедления внедряемых в современное машиностроительное производство.

АО СМНПО им.Фрунзе показывает пример всей Украине, как нужно работать и жить в трудных условиях. Оно выпускает очень дефицитное и дорогое нефтегазовое оборудование. Если этому примеру последуют и другие машиностроительные и приборостроительные предприятия страны, то это может стать нашим национальным приоритетом, устойчивой и долговременной нишей в мировом разделении труда. И тогда есть возможность войти в пятерку ведущих стран мира по выпуску нефтегазового оборудования. Что, несомненно, поможет решить многие из сегодняшних проблем, помочь в занятости населения не примитивным трудом по добыче сырья, а изготовлением высоконаучной продукции и увеличить экспортные возможности.

Всем этим сегодня занят многотысячный коллектив СМНПО во главе с В.Лукьяненко. Но еще сотни видов нефтегазового оборудования не выпускаются ни в России, ни в Украине, а все зарубежное слишком дорого. Так что есть работа еще для сотен больших и малых предприятий.