В ЦИФРАХ И КОММЕНТАРИЯХ
Как известно, бедность - не порок. Но это - когда речь идет об отдельной личности. Когда же почти треть граждан Украины оказывается за чертой бедности, причем сводный уровень их потребления почти на 10 % ниже порога физического выживания, общественная система, в которой это происходит, порочна. Хотели того или нет, но именно это по существу засвидетельствовали авторы исследования «Бедность в Украине», выполненного под эгидой Всемирного банка. На позавчерашней презентации отчета в его украинском представительстве была сделана попытка назвать и главные причины феномена возникновения «новых бедных», когда «бедность более не ограничивается категорией лиц, не способных трудиться, и стала доминирующей тенденцией в стране». Но сначала - о методологии и наиболее впечатляющих данных.
Исследование построено на двух показателях: бедности по данным опроса (процент семей или отдельных лиц, у которых уровень потребления каждого члена ниже порога бедности) и глубины бедности (процентное отношение, показывающее, насколько уровень потребления всех бедных семей или отдельных лиц ниже порога бедности). Порог бедности определялся по стоимости продовольственной и непродовольственной компонент минимальной потребительской корзины и на 25 июня 1995 г. составил 3675 тыс. крб. В опросе приняли участие 2524 украинские семьи, благодаря чему был осуществлен всесторонний количественный и качественный анализ проблемы.
Если говорить о демографических особенностях структуры бедности, то они таковы. Треть семей с двумя детьми до 15 лет относятся к категории бедных. Еще больше таких семей (почти половина) - при наличии трех и более несовершеннолетних. Выходит, даже минимально допустимое условие воспроизводства нации Украина сегодня себе позволить не в состоянии. Не менее трагично положение семей, где трудоспособных вообще нет (обычно один или два старых человека). 40% из них бедствуют, причем 4/5 пожилых бедняков - женщины. Что касается возрастной дифференциации бедных, то первый пик наблюдается у женщин 30-34 лет (почти 40 % бедных), следующий - у мужчин 60-64 лет (примерно 37 %), а после 70 лет показатель бедности резко увеличивается для обоих полов.
Показательны данные по региональному распределению бедности. Наивысший процент бедных семей (35) наблюдается на востоке Украины (Донецкая, Луганская и Харьковская области) при одновременно самой высокой глубине бедности - 12 %. Это, видимо, связано с тем, что в наиболее промышленно развитом и, к тому же, угледобывающем регионе страны - самая высокая на сегодняшний день открытая и скрытая безработица.
При изучении структуры затрат различных семей подтвердилось то, что отмечено уже давно: почти все свои доходы мы ныне тратим на продукты питания, причем особой разницы в процентном отношении между бедными и небедными здесь не существует (соответственно 86,4 и 82,4 %). Главное отличие - в рационе питания, где у бедных преобладают хлеб и картошка, исконные отечественные «деликатесы». «В Украине, - читаем в отчете, - нетрудно найти людей, которые страдают от постоянного голода, людей, которые тратят 100% своих средств на еду, главным образом на хлеб, и все же не могут прокормить себя». Страшные и постыдные строки!
Среди причин, из-за которых, несмотря на внешне впечатляющий набор разнообразных видов социальной помощи, последние почти не доходят до бедных, авторы отчета выделяют четыре: 1) данные о бедности и возможности их анализа не отвечают требованиям эффективного мониторинга; 2) целевая (адресная) помощь, являющаяся ключевой компонентой реформы системы социальной защиты, непопулярна в общественном сознании; 3) между обществом и властью нет взаимопонимания относительно затрат на систему соцзащиты; 4) реформа соцзащиты пока не стоит в повестке дня министерств, имеющих к ней непосредственное отношение.
Да, с авторами можно согласиться: когда помощь должна охватывать более трети населения страны, усиление адресности ее оказания неизбежно приведет при общем низком уровне жизни к элементам политической напряженности. Да, при той мизерности выплат и унизительной процедуре их оформления только в случае крайней необходимости, считают потенциальные получатели соцпомощи, за ней стоит обращаться (как же нужно не любить своих бедствующих сограждан, чтобы довести их до такого уровня «высокой сознательности»!). Да, наши системы пенсионного обеспечения, трудоустройства, помощи жертвам Чернобыля, медицинского страхования крайне неэффективны и, к тому же, зачастую весьма расточительны. Да, Минтруда, Минсоцзащиты и прочие «оборонные» ведомства главную свою цель видят не в анализе проблем, выработке рекомендаций и выполнении принятых решений, а в управлении очередными госпрограммами, кои плодят в непрерывном режиме Верховная Рада, Кабмин и администрация Президента.
И все же в своих комментариях к информационному дайджесту «Бедные в Украине» авторы не смогли или не захотели сказать главное: Украина, обессилев, устав от скоротечных перемен, серьезно больна. И нет таких единиц, которыми можно было бы измерить колоссальные потери в ее гуманитарном пространстве, раздражение и недовольство ее основных социальных слоев.
Оказавшись вне поля зрения социальной экспертизы, рыночные реформы, перераспределение собственности в значительной мере пошли по архаичному пути, повинуясь только одному закону - праву сильного, преследуя только одну цель - достижение максимальной выгоды за минимально короткое время. Но разве допустимо сегодня, в конце ХХ века, игнорировать практику наиболее продвинутых в экономическом отношении стран гуманного и эффективного госрегулирования рыночных отношений. Это тем более недопустимо, когда тезис о том, что Украина - социальное государство, зафиксирован в новой ее Конституции.