В конце июня МИДы Украины и России обменялись нотами о том, что выполнены все необходимые процедуры введения в действие соглашения о кооперационных поставках между Украиной и Россией. Согласно тексту самого соглашения процедура обмена нотами - последняя. Однако Александр Самодуров, начальник Управления сотрудничества со странами-участницами СНГ и Балтии украинского правительства, утверждает, что необходима еще одна формальная процедура - согласование в межправительственной комиссии по льготам (очевидно, торговым). Он считает, что соглашение вступит в силу еще в этом году.
Впрочем, подробность о «последней процедуре» соглашения автор этой статьи узнал совершенно случайно. Удалось лишь подержать текст подписанного документа в руках в течение нескольких минут. А судя по реакции А.Самодурова на невинную просьбу скопировать текст соглашения, эти познания не только случайны, но, возможно, и не совсем законны. Поэтому тем, кто не рискует запятнать свою биографию «соучастием в государственном преступлении», рекомендую читать далее эту статью с закрытыми глазами либо попросить кого-либо, кого «не жалко», пересказать вам ее содержание. Мне же, очевидно, прийдется собирать смягчающие «вину» обстоятельства.
Журналистам, слетевшимся, словно бабочки на огонь, на пресс-конференцию «О ходе реализации Программы экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998-2007 годы», так и не удалось узнать, а где же, собственно, можно ознакомиться с «предметом разговора» - текстом программы десятилетнего экономического сотрудничества и текстом соглашения о кооперации. До этой пресс-конференции пишущая братия вовсю цитировала не текст соглашения, подписанного двумя президентами, а перепечатку «для внутреннего пользования членами правления УСПП». Но А.Самодуров отказался подтвердить соответствие УСППэшной перепечатки тексту самого соглашения и таким образом по существу лишил журналистов единственного источника безопасного цитирования. Статьи об успешной (или не очень) реализации (до сих пор не рассекреченной) Программы экономического сотрудничества Украины и РФ таким образом превращаются в благодатную почву для служебных фантазий начинающих следователей: чем больше журналист знает, тем меньше «смягчающих вину обстоятельств». Безопаснее всего отныне писать не о самих отношениях, а о скандалах им сопутствующих.
Элементарное сопоставление фактов свидетельствует, что 8 июля должна была состояться встреча членов рабочих групп совместного координационного совета по вопросам реализации программы экономического сотрудничества. Но в России такие рабочие группы не созданы и, вероятно, не могут быть созданы, поскольку там ликвидирован комитет по сотрудничеству со странами СНГ. Есть сопредседатель координационного совета с российской стороны - Иван Рыбкин, а собственно рабочих групп нет. Украинским чиновникам, возлагающим надежды на улучшение украинско-российских отношений, встречаться по существу уже не с кем.
Если завтра мир...
Александр Самодуров убеждает, что украинская сторона весьма обеспокоена падением показателей товарооборота между двумя странами. По его словам, «до сентября 1996 года все было хорошо». А далее опять начался период, который, видимо, еще не имеет адекватного термина ни в украинских, ни в русских словарях, - введение НДС на украинский импорт на российской границе. Известно лишь, что довольно короткие промежутки времени между очередными такими периодами президенты Украины и РФ, не сговариваясь, называют либо дружбой, либо перемирием.
Согласно статистике, украинцы все меньше продают в России своих товаров, а все больше ездят туда «на заработки». В структуре общего торгового оборота в первом квартале этого года взаимная торговля «услугами и работами» достигла почти 20%, а в структуре украинского экспорта в РФ продажа услуг и работ достигла рекордной отметки - 44,9%. С одной стороны, это напоминает экспансию товаропроизводителей, захват внутреннего рынка. Почти как проникновение западных компаний в Украину, которые также «инвестируют» в основном работы и услуги. Таким образом действует, например, British Petroleum, которая извлеченные из украинских недр газ и нефть вывозить не намерена. Украинцы же «отовариваются» преимущественно «на месте», там где зарабатывают.
Украинская статистика зафиксировала незначительное падение объемов импорта из России в Украину; российская же и этого, вероятно, не зафиксировала. Снизились лишь валовые оценочные показатели импорта из РФ, поскольку газ, предоставленный за «услуги по транзиту», на украинском рынке коммунальных услуг резко подешевел - на 30 долларов за тысячу кубометров (раньше газ для населения считали по 80 долларов). Энергоносители составляют почти четыре пятых стоимости всего импорта из РФ в Украину.
Даже беглого взгляда на статистику российско-украинских экономических отношений достаточно, чтобы убедиться: итог последнего промежутка между очередными украинско-российскими «перемириями», мягко говоря, греет душу. Украина все меньше вывозит товаров, но все больше «услуг и работ» (российско-украинская торговля составляет почти половину всего объема внешней торговли страны). Структура украино-российской торговли все больше напоминает структуру экспорта и импорта индустриально развитых стран со странами третьего мира. Если учесть, что львиная доля экспортированных услуг осуществлена «на месте» (газопроводы то ведь у нас, а следовательно и соответствующие услуги предоставлены на месте), и вовсе интересно получается: Украина все менее зависит от поставок из РФ. Правда, она все более зависит от российской «трубы», но это, как говорится, уже детали...
Самое интересное, что экспансию украинского «труда и услуг» на российский рынок, российское(!) правительство стимулирует всеми доступными ему средствами. НДС-ом «обложены» и импорт товаров из Украины, и экспорт. В таких условиях украинским бизнесменам остается только одно: вывозить российские деньги. Но они предпочитают энергоресурсы. Пока на украинско-российской границе действовал режим Ашгабадского многостороннего соглашения о кооперации (по существу - о налоговых льготах на товары по кооперационных поставках), в обе стороны возили товары. А когда федеральная власть восточного соседа отменила ашгабадские льготы для украинских товаров, импорт из России не уменьшился, а экспорт в Россию почти прекратился.
Формально в конце июня наступил следующий этап российско-украинских торговых отношений - вступило в силу двустороннее соглашение о кооперации. Фактически - никакой компенсации утратившим силу «ашгабадским» льготам, поскольку никаких льгот нет вовсе. Формально - «до одобрения комиссией по льготам» двустороннего соглашения. Фактически - соглашение элементарно не вступило в силу. «Комиссия по льготам» хоть украинская, хоть российская, хоть совместная вряд ли рискнет утвердить их, ибо любой режим торговли с любой из третьих стран, согласно статьи 12 Договора о партнерстве с Евросоюзом, с 1 января будущего года автоматически будет распространяться и на товары из стран Евросоюза. РФ по отношению к участникам двустороннего договора (Украина-Евросоюз) как раз и есть одной из третьих стран. Точно так же Украина будет «третьей» в отношениях с участниками еще одного двустороннего договора - РФ-Евросоюз.
Впрочем, о том, что согласно тексту соглашения о кооперационных поставках, июньская процедура обмена МИДовскими нотами - последняя, а никакой «кооперации» с Россией нет и не может быть, мы, как законопослушные граждане, как бы и не знаем и как бы и не желаем знать, демонстрируя искреннюю готовность дружить «невзирая на лица и товары». Ибо хорошо знаем: что может быть лучше частых промежутков между обильными перемириями на экономическом фронте? Правильный ответ - тщательные согласования...