UA / RU
Поддержать ZN.ua

НДС: на новой базе по старой ставке…

Не успели высохнуть чернила под решением премьер-министра Украины наложить «дворцовый арест» на ...

Автор: Гурий Аврамов

Не успели высохнуть чернила под решением премьер-министра Украины наложить «дворцовый арест» на злостных неплательщиков налогов в бюджет, Пенсионный и Чернобыльский фонды, как «колокола Чернобыля» ударили в высотке на Львовской площади. На сей раз перед журналистской публикой предстал один из последних вариантов знаменитого крыловского квартета в составе: министр экономики Василий Роговой (скрипка), первые замы министра финансов и председателя ГНА - Петр Германчук (альт) и Федор Ярошенко (виолончель), а также «гвардии рядовой зам» председателя ГНА - Алексей Шитря (ксилофон для имитации колокольного звона).

Был исполнен проект указа Президента «О некоторых изменениях в налогообложении». Суть нового замечательного произведения вкратце такова. С 1 января 1999 года на всей территории Украины прекращаются отчисления из фонда зарплаты в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ибо впредь последствия будут устраняться за счет специально выделенной и прекрасно защищенной статьи госбюджета. С того же дня отчисления из фонда зарплаты в фонд социального страхования сокращаются с 4 до 3%. В денежном выражении первое уменьшение составит 1,6-1,7 млрд. грн., второе - 250-280 млн. и должно быть компенсировано благодаря одному из предыдущих указов Президента повысить акцизные сборы на товары, не рекомендованные Минздравом к употреблению, включая нефтепродукты. А поскольку, в отличие от других ведомств, в Минфине внедрена высшая финансовая математика, то, по утверждению исполнителя на альте, выигрыш от отмены чернобыльского налога высвободит у предприятий почти 2,5 млрд. грн., а также даст возможность сократить задолженность по зарплате наполовину.

Вторая часть пресс-конференции была целиком посвящена коррекциям закона о налоге на добавленную стоимость. Увидев свет весной прошлого года, он уже дважды подвергался подобной процедуре. Тем не менее из 7 млрд. грн. бюджетных недоимок на 1 августа с.г. 40% принадлежит недоборам по НДС. Последняя коррекция закона ориентировала на то, чтобы до 1 января 1999 года платить НДС лишь при поступлении денег на банковский счет продавца товаров и услуг, после чего следовало вернуться на исходные позиции и расстегивать кошелек в зависимости от того, что случится раньше - отгрузка продукции или поступление денег. Теперь дата возвращения на круги своя перенесена на 1 октября текущего года. Правда, при этом налогоплательщик имеет право требовать бюджетное возмещение налоговых излишков немедленно, но получит их не ранее, чем спустя три месяца.

Что касается бюджетных компенсаций, то, говорят, во многих высокоразвитых странах их вообще не практикуют из-за сложности контроля истинности налоговых накладных. Но поскольку мы страна не слишком развитая, то пока все же будем возвращать «переборы». Или, по крайней мере, обещать возвращать…

Наконец, мы подошли к любимому занятию государственных оркестрантов - борьбе со льготами. Нынче льготами по НДС пользуются 20% его плательщиков, это - 80% всех изобретенных нашими законодателями налоговых послаблений. Согласно проекту указа об изменениях в налогообложении, НДС будет восстановлен в своих правах на пассажирском пригородном транспорте, при автоперевозках в пределах района и при импортировании газа для населения и бюджетников. Участники пресс-конференции утверждали, что тарифы на газ возрастут при этом на 3-5%, но тут же будут компенсироваться испытанным методом адресных субсидий.

Отдельные журналисты поинтересовались: а как же Конституция и сам закон о НДС, где черным по белому записано: «11.4. Изменения порядка налогообложения на добавленную стоимость могут осуществляться только внесением изменений в настоящий Закон». На это г-н Роговой досадливо поморщился: во-первых, проект изменений к закону обсужден со всеми заинтересованными сторонами и будет внесен в ВР, а во-вторых, главное - не формальности, а польза от указа. То есть на повестке дня - апробированная в боях революционная целесообразность.