UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нацбанк в поход собрался

За независимостью… Закон о Национальном банке Украины предметом торга не стал: законопроект, представленный НБУ еще в феврале с.г...

Автор: Александр Дяченко

За независимостью…

Закон о Национальном банке Украины предметом торга не стал: законопроект, представленный НБУ еще в феврале с.г. и с той поры терпеливо дожидавшийся своей очереди, Верховная Рада приняла в среду в первом чтении. Без существенных замечаний. И это дает основания думать, что угроза независимости НБУ со стороны «определенных политических сил» оказалась преувеличенной…

Во время обсуждения закона народные избранники не очень настойчиво пытались убедить главу Национального банка Виктора Ющенко в необходимости поддержать сахарную промышленность страны и, что совсем удивительно, почти не интересовались гарантиями независимости центрального банка. Свидетели парламентских слушаний воочию могли убедиться в преимуществах подотчетности законодательному органу. Подотчетность, согласно проекту, сохранится и впредь: только согласно ст. 53 она будет сведена к пяти моментам, типа подачи доклада главы банка или дважды в год - информации о состоянии денежно-кредитного рынка в государстве. Ну и, естественно, к назначению и увольнению с поста главы банка по представлению Президента.

Отношения с Президентом тоже весьма сдержанны: он вносит предложения относительно кандидатуры главы банка, а также назначает его заместителей, но с подачи главы банка. Кроме того, имеет право знакомиться с состоянием денежно-кредитного рынка и годовым отчетом банка. Но больше всего не повезло Кабмину: его роль в формировании денежно-кредитной политики низведена до «взаимных консультаций» с банком.

Шпаги в зале парламента вокруг основного вопроса - кто будет контролировать НБУ, не скрещивались не случайно. Позиции сторон были согласованы ранее, в результате гласных и негласных консультаций, так и появилась предложенная депутатам двухуровневая система управления банком по типу «и волки сыты, и овцы целы».

Важнейшими идеологическими вопросами, а также разработкой основ денежно-кредитной политики будет заниматься совет банка Украины. В него будут входить представители Президента и парламента - поровну от каждой из сторон. Здесь будут представлены по должности: глава банка, его заместители, председатели двух комитетов Верховной Рады - по вопросам финансов и банковской деятельности и бюджета, а также министры финансов и экономики. Реализовывать же политику совета обязан совет директоров (в составе главы банка, его заместителей и начальников департаментов). Он же будет отвечать и за оперативное управление работой НБУ. Ну а в случае разногласий включается механизм вето - совет банка «ветирует» решение совета директоров. Но запрет можно преодолеть, если совет директоров подтвердит правильность своего решения 2/3 голосов. Насколько это новшество разнообразит жизнь главного банка страны, мы можем только догадываться. Но журналистам работы прибавится, это уж точно.

Равенство голосов в совете банка теоретически должно бы обезопасить монетарную политику от вмешательства других ветвей власти. «Деньги - это национальная категория, а не инструмент в работе какого-либо из государственных органов», - повторял Виктор Ющенко. Один из авторов законопроекта, депутат Вадим Гетьман настоял на внесении в украинский закон его любимой фразы из немецкого закона о Бундесбанке: «Центральный банк поддерживает политику правительства до тех пор, пока она не угрожает стабильности национальной валюты». Конкретизирует эту фразу положение, вынесенное в отдельную статью: НБУ запрещается прямое финансирование расходов госбюджета.

Возражений этот тезис, как ни странно, не вызвал. Похоже, сам глава НБУ не ожидал такого спокойствия депутатов и с не свойственным ему энтузиазмом стал отвечать на вопросы из зала о поддержке банковской системой украинского агропроизводителя...

Итак, предвыборная пора оказалась благоприятным временем для определения статуса центрального банка. Отчасти из-за занимающих умы депутатов деталей предстоящих предвыборных туров, отчасти из-за непонимания роли НБУ, а больше - из-за представившейся возможности ограничить контроль над эмиссионным центром страны со стороны исполнительной власти парламентарии проголосовали за независимость Национального банка. Оставив в неприкосновенности даже раздел 11 законопроекта, статьи которого освобождают работников банка от ограничивающего их зарплаты статуса госслужащего и определяют сверхльготные условия пенсионного обеспечения и медицинского страхования (за счет полученных банком доходов, но не более 20% их годового объема и согласно решению совета директоров).

Впрочем, окончательные выводы делать рано: впереди еще процедура второго и третьего чтений.