UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЛОГОВАЯ ЗНАЕТ И ЖЕЛАЕТ, ЧТОБ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ

В Украине семь легальных миллионеров. То есть миллионеров, задекларировавших свои миллионные доходы за 1997 год...

Автор: Наталия Яценко

В Украине семь легальных миллионеров. То есть миллионеров, задекларировавших свои миллионные доходы за 1997 год. Такое сенсационное сообщение прозвучало на одной из недавних пресс-конференций из уст председателя Государственной налоговой службы Николая Азарова и получило широкий общественный резонанс. Не маловато ли? - задаются вопросами журналисты. - Может, наши налоговики что-то недосчитали? Или по нашим декларациям ничего толком и сосчитать невозможно?

Справка «ЗН»

По данным Государственной налоговой администрации, по итогам 1997 года гражданами Украины подано 1 392 455 деклараций (в 1996-м - около 1,2 млн.).

В результате пересчета в этом году в бюджет доначислено 13,665 млн. грн., из бюджета возвращено гражданам 23,755 млн. Таким образом, прошлогодняя тенденция не только сохранилась, но и укрепилась: если в 1996-м бюджет потерял 4 млн. грн., то в нынешнем - уже почти 10 млн., переплаченных в течение года гражданами.

Теперь об официальных украинских сверхдоходах. 7 человек задекларировали более 1 млн. грн. каждый. 151 чел. - от 100 тыс. до 1 млн. грн., в том числе 8 чел. - от 500 тыс. до 1 млн. Впрочем, сверхдоходами налоговики считают любую сумму свыше 20 тыс. грн. в год…

- Да, декларирование доходов наших граждан не соответствует действительности, -подтверждает Николай Азаров. - Основная масса тех, кто представил декларации, показали порядка 2 тыс. гривен годового дохода. Потом идет некоторое нарастание - до 5-10 тыс. Доходы свыше 20 тыс. гривен в год указали всего 0,1% заполнивших декларации. И это практически все. Ну нельзя ведь принимать всерьез декларацию депутата, который указал только 70 грн. годового дохода. Хотя, наверное, 70 грн. в год он только на сигареты тратит...

Вы и сами говорите, что миллионеров, вероятно, не семь, а больше. А с нашей точки зрения - гораздо больше. Мы, разумеется, никогда и никому не разгласим информацию, кто они, какие конкретно доходы задекларировали, более того, мы и впредь будем свято беречь всю информацию, касающуюся доходов физических лиц. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на широко распространенные факты выплаты заработной платы даже в официальной экономике в конвертах, товарно-материальными ценностями, через банки, кредиты.

Вот на днях поступила жалоба, что налоговая инспекция проверяет одну из фирм. Я стал разбираться, не предвзята ли проверка. В фирме четыре человека, занимаются реализацией разных товаров, в том числе нефтепродуктов, но в течение трех лет зарплата не выплачивалась. Три года люди работают на общественных началах! Однако выяснилось, что только за четыре месяца этого года (январь-апрель) фирмой было перечислено в отделение банка 300 тыс. гривен для открытия кредитных карточек Visa. И, получив эти кредитные карточки, сотрудники израсходовали 300 тыс. на покупку одежды, продуктов питания, автомобилей - то есть использовали их как свой доход. Разумеется, подоходный налог с 300 тыс. уплачен не был.

Естественно, мы начислили штрафные санкции. И проверим ситуацию по карточкам в целом.

- Приличная сумма штрафа получилась?

- Дело не в сумме. Дело в том, что с этой фирмы мы ни налогов, ни штрафов, скорее всего, не получим - широко распространенная схема уклонения от налогов в том и состоит, что основные деньги находятся не на основном счету, а на других счетах или на счетах дебиторов. И все-таки мы обязаны обеспечить более справедливое распределение доходов.

Государство не должно допускать, чтобы отдельные лица зарабатывали сотни миллионов, десятки миллионов, миллионы - и не платили с них налогов, а другие не могли получить причитающиеся им 100 гривен зарплаты или 47-49 гривен пенсии. Поэтому и в России, и у нас сейчас ставится задача изучения доходов физических лиц и - на основе применения косвенных оценок - выявления сверхдоходов. Я могу привести пример, когда человек - не буду называть фамилии - отчитался в получении за год 450 гривен, а у него автомобиль ВМW, у жены - «Форд», у семьи есть еще и автомобиль «Джип», а на одни только международные переговоры израсходовано более 5 тыс. гривен...

Теперь относительно оценок, которые были нами сделаны. Мы исходили из объема денежной массы, находящейся в обращении и обслуживающей теневую экономику. По данным Национального банка, она составляет 10-12 млрд. долл. и 6,5 млрд. гривен. Соответственно, и официальный годовой фонд оплаты труда, и фонд потребления на уровне 35 миллиардов гривен, конечно же, совершенно не соответствуют действительности...

- А каковы они по вашим оценкам?

- Ну дважды по 35, не меньше.

- Значит, по-вашему, в тени каждая вторая гривня дохода?

- Да, каждая вторая гривня дохода укрывается от налогообложения. Давайте сделаем простую арифметическую прикидку. У нас 3,5 миллиона людей - правда, данные немного устаревшие - занимаются челночным бизнесом, торговлей на стихийных и официальных рынках. Пусть не каждый из них продает в год товаров на 1000 долл. Но значительная часть продает на сумму гораздо большую. 3,5 миллиона умножаем на 1000 долл. - и получаем уже 3,5 миллиарда. Долларов. Однако челнок, который регулярно ездит в Турцию, Польшу, другие страны, - он же не поедет с тысячей долларов, это просто смешно... Сейчас специальная группа по теневой экономике, которая создана распоряжением правительства из представителей Государственной налоговой администрации, МВД, СБУ, Таможенного комитета, прокуратуры, как раз и занимается отслеживанием этих процессов. Уж не говорю об объеме контрабанды, хотя тоже следовало бы сказать.

Меня часто упрекают: зачем, мол, разглашаете схемы, с помощью которых уклоняются от уплаты налогов? Дело в том, что сами уклоняющиеся эти схемы знают. А мы хотим, чтоб они знали, что и мы знаем - тогда на эти схемы не идут...

-... и выдумывают новые?

- Да, все начинает совершенствоваться. Вместе с тем даже такой беглый анализ схем свидетельствует о громадном объеме теневой экономики. А теневая экономика - это теневая власть, это теневое управление страной. Это значит, что реально у нас не демократия, а совершенно другой режим, когда решения принимаются не официально избранной народом властью, а совершенно другой. Невнимание общества к данной проблеме может еще как нам аукнуться!

В одной из газет написали: Азаров собирается бороться с теневой экономикой, а давайте отбросим слово «теневая» - получается, что Азаров хочет бороться с экономикой. Ну так до чего угодно можно договориться... Я же, напротив, всегда выступал и выступаю за снижение начислений на фонд оплаты труда, т.е. за то, чтобы нашим легально работающим предприятиям не было нужды деньги выдавать в конвертах. Я за то, чтобы каждый работающий отчислял определенный процент своего заработка в Пенсионный фонд - тогда тоже не будет операций с кредитными карточками, ибо каждый работающий станет бороться за легализацию своих доходов.

- Николай Янович, но ведь при нынешних начислениях на фонд оплаты труда вы теневые доходы никогда не поборете.

- Но не надо забывать, кто их ввел. Это был 1991-1994 год, еще «позапрошлая» Верховная Рада. А тот созыв, депутатом которого я был, снизил начисления с 52 до 47,5 процента. Кроме того, был снижен налог на добавленную стоимость - с 28 до 20 процентов, мы перешли от налогообложения дохода к налогообложению прибыли по ставке 30 процентов.

Правда, это все очень неоднозначно, особенно когда речь идет об эффекте от снижения налогового бремени. Академик Валерий Геец, к примеру, в одной из последних своих статей утверждает, что ожидаемого оживления экономики за счет снижения налогов может и не произойти. Почему? Классическая схема - это снижение налогов и, как результат, развитие экономики. Однако надо смотреть, какая это экономика, насколько она деформирована. В условиях колоссального развития теневой экономики, колоссального вывоза капитала все те средства, которые будут получены благодаря снижению налогов, расходов государства, уйдут через мощный насос в тень и за рубеж. И тогда эффект будет обратный...

А вот мнение экспертов Гарвардского института: «Еще одной проблемой является двойственность украинской экономики. Для большинства ее официальных компонентов - производство, цены, деньги, налоги, бюджетный дефицит, процентные ставки - существуют их теневые эквиваленты... В Украине роль теневой экономики часто значительно превосходит роль официального сектора. Поэтому для получения надежного прогноза модели необходимо учитывать ее теневой элемент».

- Так с чем же вы все-таки намерены бороться?

- Разумеется, мы не собираемся лишать заработка челноков, людей, которые работают на рынках. Гораздо больше внимания будем уделять схемам уклонения от налогов. Сейчас, скажем, совершенно очевидно, что введенный с прошлого года новый налог на добавленную стоимость создал очень серьезную брешь в бюджете, связанную с возмещением дебетового сальдо. Здесь, как в зеркале, отразились все прелести нашей теневой экономики - с обилием эффективных структур, зарегистрированных неизвестно на кого, и полным отсутствием юридической базы, позволяющей привлечь их к ответственности. По отдельным областям ситуация вообще парадоксальная: на Донетчине налога на добавленную стоимость поступило 80 млн., а возмещению из бюджета подлежат 400 млн. Спрашивается - это налог или какой-то бюджетный трансферт?

Или обращается в налоговую инспекцию фирма-экспортер с требованием о возмещении НДС: «Я заплатил, верните мне деньги». Но мы-то знаем, что не заплатил, ибо кто даже 100 гривен заплатит неизвестному человеку? А тут десять миллионов якобы уплачены на счет фирмы, зарегистрированной на бабушку, которая еще с 1992 года покоится на кладбище...

Я недавно встречался с теоретиками этого налога, мы три часа дискутировали и сошлись на том, что надо что-то делать. Но когда правительство сделало попытку хоть как-то урегулировать вопрос - ситуация-то критическая! - Верховная Рада отклонила этот законопроект. Я сам четыре года был народным депутатом, я с большим уважением отношусь к решениям Верховной Рады. И если бы решение по НДС было принято после трех-четырехчасовой дискуссии, если бы комитеты взвесили все его плюсы и минусы, - а безусловно, были и минусы, если бы эта чрезвычайно острая проблематика была парламентом максимально взвешена, тогда понятно. Но Верховная Рада принимает решения, что называется, с лета. Вот и в постановлении по углю записано: «Национальному банку изыскать для закупки 6 млн. тонн угля необходимые финансово-кредитные ресурсы в пределах средств государственного бюджета Украины на 1998 год». Ну это же додуматься надо: Национальный банк будет изыскивать в бюджете финансово-кредитные ресурсы! Это можно отнести лишь на тот счет, что Верховная Рада еще не стабилизировалась...

- Николай Янович, мы снова отклоняемся от темы разговора...

- Наш разговор о том, что меня беспокоит сейчас. А сейчас это прежде всего ситуация с государственным бюджетом, который благодаря нашим стараниям в какой-то степени начал поправляться: февраль - 60 процентов, март - 64, апрель - 68, май - 72 процента запланированных поступлений. Но ведь это не 100, даже не 90 процентов. Меня тревожит ситуация с налогом на добавленную стоимость, с поступлением доходов от транзита газа, других платежей. А налогообложение физических лиц - это доходы местных бюджетов, которые выполняются в общем-то неплохо, процентов на 130...

- Часто говорят о фантастических возможностях налоговой полиции...

- Давайте не преувеличивать! Говоря о фантастических возможностях, почему-то часто забывают, что мы действуем в рамках принятых Верховной Радой законов. А заявления о том, будто мы вступаем в эру полицейского государства, когда налоговый инспектор войдет в любое жилище среди ночи и начнет обыск производить... Два месяца спустя после принятия изменений и дополнений к закону о госналогслужбе я спросил на пресс-конференции: есть ли у кого-то из журналистов данные, что в квартиру предпринимателя налоговые милиционеры вломились среди ночи, обыскали... Ну нет таких фактов. Хотя в законе записано, что если предприниматель использует квартиру для своей хозяйственной деятельности, под склад, то мы имеем право на обыск. Однако стараемся идти по другому пути, выявлять подпольные цеха.

Вот такой любопытный пример. Недавно в Киеве обнаружен подпольный цех по розливу водки, вин «Пасхальное», «Церковное» и т.д. - не где-то в подвале, а на территории, огороженной забором, с охранниками. Словом, производство вполне современное, единственный «нетехнологичный» момент - когда в бутылки разливают не вино, а какую-то дрянь, ее надо ароматизировать. В цеху ароматизировали вручную, наливая жидкость через воронку. И работник, который этим занимался, был в резиновых перчатках: попадая на руки, «ароматизатор» обжигает кожу....

- Хорошо, будем считать, что лжепроизводители «Церковного» и «Пасхального» уже предупреждены. А все-таки чего ждать налогоплательщикам - физическим лицам?

- Хорошего ждать. А мы будем ждать честности. Вы знаете, что делается в России? Борис Федоров во всеуслышанье заявил тысяче самых богатых людей, что их доходы теперь находятся под контролем...

- А как действует Николай Азаров?

- Мы действуем немножко по-другому. Сейчас прорабатывается идея налоговой амнистии всем обладателям состояний - скажем, на 01.01.99. То есть, пожалуйста, задекларируйте все свое движимое, недвижимое имущество, все активы, капиталы на эту дату, вплоть до последнего бриллиантового перстня, - и будем считать, что все это заработано, куплено, получено по наследству и т.д. в рамках действующего законодательства (если это не связано с убийством или другим преступлением). Дата налоговой амнистии будет служить отправной точкой. После нее можно будет применять косвенные методы, можно будет сопоставлять: потратил полтора миллиона - спрашивается, а где взял?

Конечно, сама Государственная налоговая администрация такое решение принять не вправе, его будут рассматривать правительство, Верховная Рада.

- Николай Янович, из того, что я от вас услышала, нетрудно сделать вывод: обладатели незадекларированных миллионов могут еще долго спать спокойно, им ничего не грозит - по крайней мере, со стороны государства?

- Они могут спать спокойно до тех пор, пока Верховная Рада не займет, как ей и положено по статусу, очень серьезную позицию и не начнет шаг за шагом, вместе с правительством заделывать те «щели», которые позволяют капиталам уплывать в теневую экономику и за рубеж. Пока же мы имеем разрегулированное законодательство, при котором себя вольготно чувствуют не производители, а жулики и проходимцы.