UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЧАЛО ОСЕННЕГО ПАРАДА

Уходящая неделя наверняка запомнилась парадом громогласных выступлений и заявлений. Пока претенденты на президентский трон были заняты заявлениями программными, Президент выступал с судьбоносными...

Автор: Игорь Куляс

Уходящая неделя наверняка запомнилась парадом громогласных выступлений и заявлений. Пока претенденты на президентский трон были заняты заявлениями программными, Президент выступал с судьбоносными.

Так, в частности, он сказал, что Украина приступает к новому этапу преобразований, который (ну наконец-то!) обеспечит экономический рост и создаст основы для решения всех проблем (которые до того старательно накапливались и создавались). Было обещано уделить особое внимание улучшению инвестиционного климата в Украине.

Безусловно, проще выступать с радужными заявлениями на международном «круглом столе», затеянном авторитетным западным изданием, чем потом в самом деле что-то делать в заявленном направлении. Однако сегодня, похоже, исполнительная власть уже вполне прочувствовала, что ситуацию без мероприятий «на перспективу» попросту не изменить, так что волей-неволей придется работать в проблематичном направлении либерализации рынка и привлечения иностранных инвесторов. А значит, определенных шагов по улучшению инвестиционного климата ожидать, видимо, все-таки можно. Вопрос лишь в том, насколько они будут грамотными и насколько они будут поддержаны властью законодательной, когда добрая половина депутатов сегодня понимает ситуацию «с точностью до наоборот». Во всяком случае, сделать землю предметом купли-продажи нынешний состав парламента вряд ли разрешит, а ведь это одно из ключевых условий не только для иностранных, но и для внутренних инвесторов.

Между тем, парламентарии не только вполне успешно сыграли в футбол с российскими коллегами, и не только продолжили выяснение отношений с руководством НБУ. В среду ВР снова побила все рекорды легкости в подходе к решению экономических проблем. На сей раз был принят закон о повышении с 1 октября почти в два раза стоимостной величины черты малообеспеченности (с 73,7 до 118,6 грн.), и почти в три раза - минимальной зарплаты (с 55 до 148 грн.). При этом, разумеется, «на потом» оставлен поиск ответа на вопрос, где брать на это деньги в условиях, когда наоборот нужно всячески сокращать бюджетные расходы. Реализм же бюджета следующего года с такими отправными точками становится вообще чем-то маловероятным, хотя обе ветви власти подчеркивают свою решимость за него, реализм, побороться.

Впрочем, легко можно спрогнозировать последующее президентское вето на это решение парламента. Поэтому бухгалтерам, наверное, еще не стоит спешить переписывать октябрьскую бухгалтерию по новой. Ибо набрать в парламенте 300 голосов гораздо сложнее, чем 243, как было в этот раз.

Главный банкир страны сделал два оптимистичных заявления, видимо, в противовес некоторому успеху второй серии парламентской атаки на НБУ. Он сообщил, что курс гривни, оказавшийся несколько передевальвированным, может даже укрепиться. Но все равно это шаткое равновесие до сих пор держится только на суровом административном регулировании валютного рынка.

Потому не слишком убедительным выглядит заявление В.Ющенко о том, что Нацбанк планирует в первой половине следующего года отменить все (!) административные меры по регулированию валютного рынка. Одновременно уже не первый раз руководство НБУ заявляет, что практика поддержания официального курса валютными интервенциями на УМВБ будет прекращена. Как это все будет выглядеть в сумме - сказать трудно, потому что, собственно говоря, набор инструментов для поддержания стабильности национальной валюты у центрального банка не бесконечен...

Еще одно приятное заявление слетело с уст первого вице-премьера А.Голубченко, который пообещал, что правительство намерено запретить отключение газа населению в зимний период, поскольку газа для обеспечения нужд населения достаточно. А руководство НАК «Нефтегаз Украины» (новый монополист по расчетам за газ) предложило правительству не привязывать к долларовому эквиваленту тарифы на газ для населения, коммунально-бытовых и бюджетных организаций. Сегодня эти тарифы считают по курсу 2,25 грн./доллар. Все эти приятные намерения, понятно, происходят как бы «вопреки чему-то». Вопреки, например, тому, что курсовая разница при расчетах за газ растет весьма быстрыми темпами, и к концу года составит около 700 млн. грн, а покрывать ее нечем. Вопреки тому, что оплата газа и электроэнергии потребителями уже традиционно составляет едва ли половину требуемого, а суммы задолженности Украины за поставки российского газа продолжают возрастать. Переговоры с Россией относительно расчетов за газ продовольствием успеха пока что не имеют. Иными словами, то, чем нас всех радуют относительно газа и электроэнергии, больше похоже на продолжение порочной практики складирования проблем «впрок».

В целом же осенний парад выступлений показывает, что главный вектор приложения сил всех ветвей нашей государственной власти по-прежнему продолжает быть направлен в основном на саму же власть. На отчетной неделе, пожалуй, более эффектно показали себя соискатели. Как бы Л.Кучме для удержания лидирующих позиций на украинском «рынке власти» не пришлось следовать примеру других и обещать, например, зарплаты в 600 и пенсии в 300 долларов на душу населения. Или больше?